Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА СОСТОЯНИЕ ОСАНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СПОРТИВНОМ ЧАСЕ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
16 февраля 2016г.

В единстве с воспитанием основных двигательных способностей в процессе физического воспитания обеспечивается совершенствование телесных форм и качеств, характеризующих относительно стабильное физическое состояние организма [2, 4]. В оптимизации его, значительную роль играет системное воздействие на формирование и состояние осанки, а также правильно организованное физическое воспитание в условиях школы и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма. Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в детстве осанка [1, 3].

В этой статье является актуальным то что, в настоящее время по данным статистики у 80% младших школьников наблюдаются нарушения осанки. При чем состояние осанки ухудшается из года в год, так как, резко снижается двигательная активность и увеличивается время, которое ребенок вынужден находиться сидя за партой.

Таким образом, проблемой нашего исследования является изучение процесса формирования навыка правильной осанки у детей младшего школьного возраста.

Организация исследования. В исследовании в качестве фактологического материала использовались литературные и документальные данные, результаты анкетирования, интервьюирования. Анкетному опросу и интервью были подвергнуты дети младшего школьного возраста.

Изучив уровень развития физических качеств детей младшего школьного возраста соответственно 1ый, 2ой, 3ий классы, нами были получены следующие результаты, которые представлены в Табл.1, 2, 3.

Так как на разных этапах младшего школьного возраста наблюдаются возрастные особенности развития физических качеств, были составлены сравнительные таблицы показателей физических способностей у детей младшего школьного возраста.



Таблица 1  

Проявление физических способностей у мальчиков и девочек младшего школьного возраста


Статическая сила мышц живота

№ класса

Высокий уровень %

Средний уровень %

Низкий уровень %

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

1

20%

30%

40%

30%

40%

40%

2

-

10%

60%

50%

40%

40%

3

50%

50%

30%

40%

20%

10%

Статическая сила мышц спины

№ класса

Высокий уровень %

Средний уровень %

Низкий уровень %

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

1

80%

70%

-

20%

20%

10%

2

80%

70%

10%

20%

10%

10%

3

80%

100%

-

-

20%

-

Гибкость

№ класса

Высокий уровень %

Средний уровень %

Низкий уровень %

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

1

90%

80%

10%

10%

-

10%

2

80%

100%

20%

-

-

-

3

90%

100%

10%

-

-

-

Координация

№ класса

Высокий уровень %

Средний уровень %

Низкий уровень %

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

1

30%

50%

60%

50%

10%

-

2

70%

80%

30%

20%

-

-

3

80%

100%

10%

-

10%

-

 

Сравнивая показатели мальчиков младшего школьного возраста можно сделать следующие выводы; Уровень развитие статической силы мышц живота значительно понижается во 2ом классе, именно в этом возрасте не наблюдается высокого уровня развития, когда в 1ом классе он достигает 20%, а в 3ем классе уже 50%.

Развитие статической силы мышц спины в младшем школьном возрасте находится на одном уровне; во всех 3х классах у 80% из 100% достигает высокого уровня.

Уровень развитие гибкости в 1ом и 3ом классах находится на одном уровне; в этих возрастных группах у 90% достигает высокого уровня, и лишь у 10% находится на среднем уровне. А во 2ом классе наблюдается незначительное, но все-таки понижение уровня гибкости – у 80% высокий, и у 20% средний уровень. Уровень развитие координационных способностей с возрастом повышается, об этом можно судить, сравнивая показатели высокого уровня; в 1ом классе – 30%, во 2ом классе – 70%, в 3ем классе -80%.

Высокий уровень развития статической силы мышц спины в 3ем классе наблюдается у 100%. А у 1го и 2го классов это физическое качество находится на одном уровне; у 70% -высокий, у 20% - средний, и у 10 % низкий уровень развития.

Уровень развития гибкости во 2ом и 3ем классах во всех 100% достигает высокого уровня, в 1ом классе высокий уровень наблюдается у 80%. Уровень развитие координационных способностей с возрастом повышается, об этом можно судить, сравнивая показатели высокого уровня; в 1ом классе – 50%, во 2ом классе – 80%, в 3ем классе -100%.

Как видно из таблицы, по половым признакам в развитии физических качеств, особых отличий не наблюдается.

В связи с выше перечисленным можно сделать заключение о том, что физиологические изгибы позвоночника в этом возрасте подвержены влиянию внешних воздействий.

Коррекционная работа проводилась с детьми в период сентябрь - ноябрь. Затем дети были снова обследованы визуально и с помощью расчета плечевого индекса.

Результаты этих расчетов представлены в Табл.2



Таблица 2 Анализ состояние осанки детей младшего школьного возраста до и после коррекционных занятий

Ученик №

Нарушение уровня Плеч

Нарушение уровня лопаток

Нарушение

физиологических изгибов позвоночника

Плечевой

Индекс, % после

До

после

до

после

до

после

до

после

1

92

92

2

+

+

+

84,3

87,7

3

+

+

+

+

78

82

4

++

+

75,5

81

5

+

+

77,7

84,8

6

93,9

93,9

7

++

87,8

92,3

8

+

+

+

+

79,4

83

9

90,6

90,6

10

94,4

94,4

Всего

30%

20%

20%

20%

60%

30%

85,36

88,17

 

Как видно из таблицы, после проведения экспериментальных комплексов физических упражнений с детьми младшего школьного возраста в спортивном часе группы продленного дня, заметно улучшились показатели плечевого индекса и его средняя величина. Для того, чтобы определить статистическую достоверность, мы провели обработку полученных данных (до и после) с использованием критерия Стьюдента. Расчеты данных приведены в Табл.3.


Таблица 3  

Методика расчета с использованием критерия Стьюдента


Метод

исследования

До эксперимента

После

эксперимента

Величина

изменений

Достоверность

соматометрия

(Плечевой индекс)

85,36

88,17

2,81

Р < 0.05

 

Как видно из таблицы, разница и величина изменений существенна и статистически достоверна, Р < 0.05. Выводы.

1.   Определив, уровни развития физических качеств у детей младшего школьного возраста, выяснилось, что

именно во 2ом классе наблюдается понижение уровня развития гибкости, которая в первую очередь важна для поддержания правильного положения осанки. А так же, оказалось, что самый низкий показатель во всех классах наблюдается в развитии статической силы мышц живота. Оценивая показатели мальчиков и девочек в данной возрастной группе, особых отличий обнаружено не было.

2.    При обследовании состояния осанки у детей младшего школьного возраста, занимающихся в группе продленного дня, мы получили результаты, которые подтверждаются данными специальных литературных источников (60% из 100% имеют различные варианты нарушений осанки). Причиной этому является не достаточная двигательная активность, не удовлетворительный уровень развития физических качеств и слабо развитый мышечный  корсет. Вышеперечисленные причины говорят  о необходимости занятий  физическими упражнениями, направленных как на повышение уровня  двигательных способностей, так  и на исправление имеющихся нарушений, средством специальных комплексов физических упражнений.

3.    Обследование состояния осанки после проведения эксперимента показало, что у 50% детей отмечается нормальное состояние осанки, что на 10% лучше исходных показателей, из 30% случаев нарушения уровня плеч, у 10% это отклонение не наблюдается, а из 60% случаев нарушений физиологических изгибов позвоночника, в 30% нарушения исправлены.

Так же средний показатель плечевого индекса во всех 100% увеличился в положительную сторону, приближаясь к норме. Вышеперечисленные данные  доказывают эффективность использования специальных комплексов физических упражнений с целью формирования и коррекции осанки.

 

Список литературы

1.      Алиев М. «Формирование правильной осанки» // ДВ №2 1993. С 17-21

2.      Герус А.И. «Осанка, ее нарушения и их профилактика» Минск 1991.

3.      Гребова Л.П. «Лечебная физическая культура при нарушении опорно-двигательного аппарата у детей и подростков» Москва 2006. 175стр.

4.      Краснова В.М. «Осанка вашего ребенка» // ДВ № 3 1991