16 февраля 2016г.
В единстве с воспитанием основных двигательных способностей в процессе физического воспитания обеспечивается совершенствование телесных форм и качеств, характеризующих относительно стабильное физическое состояние организма [2, 4]. В оптимизации его, значительную роль играет системное воздействие на формирование и состояние осанки, а также правильно организованное физическое воспитание в условиях школы и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма. Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в детстве осанка [1, 3].
В этой статье является актуальным то что, в настоящее время по данным статистики у 80% младших школьников наблюдаются нарушения осанки. При чем состояние осанки ухудшается из года в год, так как, резко снижается двигательная активность и увеличивается время, которое ребенок вынужден находиться сидя за партой.
Таким образом, проблемой нашего исследования является изучение процесса формирования навыка правильной осанки у детей младшего школьного возраста.
Организация исследования. В исследовании в качестве фактологического материала использовались литературные и документальные данные, результаты анкетирования, интервьюирования. Анкетному опросу и интервью были подвергнуты дети младшего школьного возраста.
Изучив уровень развития физических качеств детей младшего школьного возраста соответственно 1ый, 2ой, 3ий классы, нами были получены следующие результаты, которые представлены в Табл.1, 2, 3.
Так как на разных этапах младшего школьного возраста наблюдаются возрастные особенности развития физических качеств, были составлены сравнительные таблицы показателей физических способностей у детей младшего школьного возраста.
Таблица 1
Проявление физических способностей у мальчиков и девочек младшего школьного возраста
Статическая сила мышц живота
|
№ класса
|
Высокий уровень %
|
Средний уровень %
|
Низкий уровень %
|
|
Мальчики
|
Девочки
|
Мальчики
|
Девочки
|
Мальчики
|
Девочки
|
1
|
20%
|
30%
|
40%
|
30%
|
40%
|
40%
|
2
|
-
|
10%
|
60%
|
50%
|
40%
|
40%
|
3
|
50%
|
50%
|
30%
|
40%
|
20%
|
10%
|
Статическая сила мышц спины
|
№ класса
|
Высокий уровень %
|
Средний уровень %
|
Низкий уровень %
|
|
Мальчики
|
Девочки
|
Мальчики
|
Девочки
|
Мальчики
|
Девочки
|
1
|
80%
|
70%
|
-
|
20%
|
20%
|
10%
|
2
|
80%
|
70%
|
10%
|
20%
|
10%
|
10%
|
3
|
80%
|
100%
|
-
|
-
|
20%
|
-
|
Гибкость
|
№ класса
|
Высокий уровень %
|
Средний уровень %
|
Низкий уровень %
|
|
Мальчики
|
Девочки
|
Мальчики
|
Девочки
|
Мальчики
|
Девочки
|
1
|
90%
|
80%
|
10%
|
10%
|
-
|
10%
|
2
|
80%
|
100%
|
20%
|
-
|
-
|
-
|
3
|
90%
|
100%
|
10%
|
-
|
-
|
-
|
Координация
|
№ класса
|
Высокий уровень %
|
Средний уровень %
|
Низкий уровень %
|
|
Мальчики
|
Девочки
|
Мальчики
|
Девочки
|
Мальчики
|
Девочки
|
1
|
30%
|
50%
|
60%
|
50%
|
10%
|
-
|
2
|
70%
|
80%
|
30%
|
20%
|
-
|
-
|
3
|
80%
|
100%
|
10%
|
-
|
10%
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сравнивая показатели мальчиков младшего школьного возраста можно сделать следующие выводы; Уровень развитие статической силы мышц живота значительно понижается во 2ом классе, именно в этом возрасте не наблюдается высокого уровня развития, когда в 1ом классе он достигает 20%, а в 3ем классе уже 50%.
Развитие статической силы мышц спины в младшем школьном возрасте находится на одном уровне; во всех 3х классах у 80% из 100% достигает высокого уровня.
Уровень развитие гибкости в 1ом и 3ом классах находится на одном уровне; в этих возрастных группах у 90% достигает высокого уровня, и лишь у 10% находится на среднем уровне. А во 2ом классе наблюдается незначительное, но все-таки понижение уровня гибкости – у 80% высокий, и у 20% средний уровень. Уровень развитие координационных способностей с возрастом повышается, об этом можно судить, сравнивая показатели высокого уровня; в 1ом классе – 30%, во 2ом классе – 70%, в 3ем классе -80%.
Высокий уровень развития статической силы мышц спины в 3ем классе наблюдается у 100%. А у 1го и 2го классов это физическое качество находится на одном уровне; у 70% -высокий, у 20% - средний, и у 10 % низкий уровень развития.
Уровень развития гибкости во 2ом и 3ем классах во всех 100% достигает высокого уровня, в 1ом классе высокий уровень наблюдается у 80%. Уровень развитие координационных способностей с возрастом повышается, об этом можно судить, сравнивая показатели высокого уровня; в 1ом классе – 50%, во 2ом классе – 80%, в 3ем классе -100%.
Как видно из таблицы, по половым признакам в развитии физических качеств, особых отличий не наблюдается.
В связи с выше перечисленным можно сделать заключение о том, что физиологические изгибы позвоночника в этом возрасте подвержены влиянию внешних воздействий.
Коррекционная работа проводилась с детьми в период сентябрь - ноябрь. Затем дети были снова обследованы визуально и с помощью расчета плечевого индекса.
Результаты этих расчетов представлены в Табл.2
Таблица 2 Анализ состояние осанки детей младшего школьного возраста до и после коррекционных занятий
Ученик №
|
Нарушение уровня Плеч
|
Нарушение уровня лопаток
|
Нарушение
физиологических изгибов позвоночника
|
Плечевой
Индекс, % после
|
|
До
|
после
|
до
|
после
|
до
|
после
|
до
|
после
|
1
|
|
|
|
|
|
|
92
|
92
|
2
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
84,3
|
87,7
|
3
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
78
|
82
|
4
|
|
|
|
|
++
|
+
|
75,5
|
81
|
5
|
|
|
|
|
+
|
+
|
77,7
|
84,8
|
6
|
|
|
|
|
|
|
93,9
|
93,9
|
7
|
|
|
|
|
++
|
|
87,8
|
92,3
|
8
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
79,4
|
83
|
9
|
|
|
|
|
|
|
90,6
|
90,6
|
10
|
|
|
|
|
|
|
94,4
|
94,4
|
Всего
|
30%
|
20%
|
20%
|
20%
|
60%
|
30%
|
85,36
|
88,17
|
Как видно из таблицы, после проведения экспериментальных комплексов физических упражнений с детьми младшего школьного возраста в спортивном часе группы продленного дня, заметно улучшились показатели плечевого индекса и его средняя величина. Для того, чтобы определить статистическую достоверность, мы провели обработку полученных данных (до и после) с использованием критерия Стьюдента. Расчеты данных приведены в Табл.3.
Таблица 3
Методика расчета с использованием критерия Стьюдента
Метод
исследования
|
До эксперимента
|
После
эксперимента
|
Величина
изменений
|
Достоверность
|
соматометрия
(Плечевой индекс)
|
85,36
|
88,17
|
2,81
|
Р < 0.05
|
Как видно из таблицы, разница и величина изменений существенна и статистически достоверна, Р < 0.05. Выводы.
1. Определив, уровни развития физических качеств у детей младшего школьного возраста, выяснилось, что
именно во 2ом классе наблюдается понижение уровня развития гибкости, которая в первую очередь важна для поддержания правильного положения осанки. А так же, оказалось, что самый низкий показатель во всех классах наблюдается в развитии статической силы мышц живота. Оценивая показатели мальчиков и девочек в данной возрастной группе, особых отличий обнаружено не было.
2. При обследовании состояния осанки у детей младшего школьного возраста, занимающихся в группе продленного дня, мы получили результаты, которые подтверждаются данными специальных литературных источников (60% из 100% имеют различные варианты нарушений осанки). Причиной этому является не достаточная двигательная активность, не удовлетворительный уровень развития физических качеств и слабо развитый мышечный корсет. Вышеперечисленные причины говорят о необходимости занятий физическими упражнениями, направленных как на повышение уровня двигательных способностей, так и на исправление имеющихся нарушений, средством специальных комплексов физических упражнений.
3. Обследование состояния осанки после проведения эксперимента показало, что у 50% детей отмечается нормальное состояние осанки, что на 10% лучше исходных показателей, из 30% случаев нарушения уровня плеч, у 10% это отклонение не наблюдается, а из 60% случаев нарушений физиологических изгибов позвоночника, в 30% нарушения исправлены.
Так же средний показатель плечевого индекса во всех 100% увеличился в положительную сторону, приближаясь к норме. Вышеперечисленные данные доказывают эффективность использования специальных комплексов физических упражнений с целью формирования и коррекции осанки.
Список литературы
1. Алиев М. «Формирование правильной осанки» // ДВ №2 1993. С 17-21
2. Герус А.И. «Осанка, ее нарушения и их профилактика» Минск 1991.
3. Гребова Л.П. «Лечебная физическая культура при нарушении опорно-двигательного аппарата у детей и подростков» Москва 2006. 175стр.
4. Краснова В.М. «Осанка вашего ребенка» // ДВ № 3 1991