Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ АКРОБАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКОЙ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
12 ноября 2018г.

Целью нашего исследования, проведенного в группе начальной спортивной подготовки 1-ого года обучения, был анализ координационной подготовленности детей. Мы разработали и включили комплексы из акробатических элементов в учебно-тренировочный процесс. Оценка развития уровня специфических координационных способностей исследуемых детей проводилась в начале и в конце учебного года. Для этого были выбраны физические тесты оптимальные для выполнения детьми 7-10 лет.

Ключевые слова: спортивная аэробика, спортивная акробатика, координационные способности

Спортивная аэробика – вид спорта, где выполняются непрерывные, высокоинтенсивные комплексы упражнений с использованием движений базовой аэробики и исполнением элементов различной степени трудности под музыкальное сопровождение. Наряду с хореографией, ритмическими упражнениями, упражнениями из других видов спорта, также широко используются упражнения гимнастики, акробатические элементы, которые придают зрелищности данному виду спорта, а также демонстрируют уровень координационной подготовки спортсмена.

Мы считаем, что акробатическая подготовка в учебно-тренировочном процессе играет решающую роль в совершенствовании спортивного мастерства, а также важным средством повышения общей и технической подготовленности, улучшения спортивных результатов. И поэтому мы разработали и включили комплексы из акробатических элементов в подготовительную и основную части занятия.

В.И. Лях; В.А. Лагутин; В.Т. Назарова, П. Хиртц, предлагают использовать ряд тестов, при помощи которых определялись следующие виды КС: способность к ритму; точности координации движений (проба Ромберга); способность к сохранению равновесия; способность к согласованию движений.

1.        Для исследования точности координации движений используется проба Ромберга. Испытуемый принимает исходное положение – опора на правой ноге; левая стопа упирается в правое колено, так чтобы колено смотрело в сторону; руки подняты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Проба Ромберга выявляет нарушения равновесия в положении стоя. Поддержание нормальной координации движений происходит за счет совместной деятельности нескольких отделов ЦНС. К ним относятся мозжечок, вестибулярный аппарат, проводники глубоко-мышечной чувствительности, кора лобной и височных областей. Центральным органом координации движений является мозжечок. П. р. Проводится: Очень хорошо если спортсмен сохраняет равновесие в течение 8 сек и при этом не наблюдается пошатывания тела, дрожания рук и век. Если равновесие нарушается в течении 8 сек, то проба оценивается неудовлетворительно. Данный метод является информативным показателем в оценке функционального состояния ЦНС и нервно- мышечного аппарата [2].

2.        Тест повороты на гимнастической скамейке. С помощью него оценивается способности к динамическому равновесию. Вариант 1. Испытуемый должен выполнить на узкой поверхности гимнастической скамейки 4 поворота (влево и вправо), не падая. Если он упал, то дается одна штрафная секунда. Поворот закончен, когда испытуемый вернется в исходное положение. Результат фиксируется по времени выполнения четырех поворотов. 5 баллов – упражнение выполнено за 11,0 сек.; 4 балла – за 12,5; 3 балла – за 14,5. Вариант 2. Стоя на узкой поверхности гимнастической скамейки, испытуемый должен за 20 сек выполнить как можно больше поворотов влево и вправо, не падая со скамейки. Если испытуемый потерял равновесие, счет поворотов прерывается. Счет продолжается после принятия испытуемым исходного положения. Результат оценивается по количеству поворотов за 20 сек. 5 баллов – 8 поворотов; 4 балла – 6,5; 3 балл – 5 [1].

3.        Ритмичность оценивалась с помощью теста «хлопки». Тестовое упражнение показывается целиком.

Дается ритм хлопками, после чего испытуемый повторяет его без предварительной подготовки. Результат – количество попыток. Заданный ритм: 1, 2, 1, 3 хлопков. 5 баллов – упражнение выполнено с первой попытки, 4 балла – допущена одна ошибка, 3 балла – допущены две и более ошибок [1].

4.        Тест сочетаемость движений, выполняемых руками и ногами одновременно. Исходное положение: основная стойка; «раз» – прыжок: стойка – врозь, руки вверх; «два» - прыжок: стойка – ноги вместе, руки вдоль тела; «три» - прыжок: стойка – ноги врозь, руки в стороны; «четыре» - прыжок: стойка – ноги вместе, руки - вниз. Предварительно тестовое упражнение показывается слитно, потом по частям, после чего испытуемый должен повторить его сам без предварительной подготовки. Оценка: 5 баллов – тест выполнен без ошибок; 4 балла – допущена одна ошибка; 3 балла – две ошибки; 2 балла – три и более ошибок.

5.        Тест интегральный показатель координации. Предварительно необходимо начертить прямоугольник с центром. Испытуемый выполняет прыжки в длину от центра в 4 направления (а1 – прыжок вперед, а2 – назад, а3 – вправо, а4 – влево). Оценивается длинна прыжка и общее время затраченное на выполнение упражнения (t). Критерием оценки является коэффициент k, который получается от деления суммы длинны прыжков на время выполнения теста: а1 + а2 + а3 + а4/t. Результат: 5 баллов – k от 0,3 – 0,4; 4 балла – при k от 0,2 – 0,3; 3 балла – при k от 0,1 - 0,2; 2 балла при k от 0,08 – 0,1; 1 балл – при k от 0,07 и ниже [2].


Проведенное тестирование учащихся показало следующие результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1- Исследование уровня координационных способностей

 

 

тесты

Баллы

5

4

3

 

Сент 2017

Май 2018

Сент 2017

Май 2018

Сент 2017

Май 2018

Динамическое

равновесие (вариант 1)

69,2%

80,1%

23,1%

19,9%

7,7%

0%

Динамическое

равновесие (вариант 2)

53,8%

80%

30,8%

15,4%

15,4%

4,6%

Чувство ритма

46,1%

70,5%

38,5%

15,5%

15,4%

14%

Сочетаемость

движений

76,9%

89,1%

15,4%

10,9%

7,7%

0%

Интегральный

показатель

46,1%

70%

23,1%

15,4%

30,8%

14,6%

 

При проведении тестирования нами было выявлено, что высокий уровень развития имели 58,42%, средний – 26,18%, низким уровнем обладали – 15,4% детей. К концу учебного года высокий уровень стал у 77,94% (прирост 19,52%); средний 15,42%; низкий 6,64%. Исходя из полученных результатов, мы делаем вывод, что введение комплексов из акробатических элементов в тренировочный процесс дает видимый и значимый результат. При выполнении тестовых заданий, отмечалось особое затруднение в тесте на определение уровня развития точности координации движений (проба Ромберга), в среднем дети удерживают позу в течении 3-х секунд. Предполагаем, что такие результаты объясняются спецификой вида спорта: для занимающихся аэробикой предпочтительным является более динамичный характер поддержания равновесия в сложных условиях сохранения позы. Что и подтвердилось результатами теста на динамическое равновесие (80% учащихся на конец учебного года имеют оценку «5» баллов). Мы делаем вывод, что необходимо разнообразить и усложнять комплексы из акробатических элементов. При этом будет совершенствоваться суставно-мышечная чувствительность, способствующая формированию такой двигательной дифференцировки чтобы достигать высоких результатов.

Возраст 7-10 лет достаточно благоприятен для развития КС. У детей в этом возрасте высокая пластичность нервной системы и, в этом возрасте дети быстро овладевают новыми двигательными действиями даже без специального воздействия на них [9]. Ведущей линией методики воспитания координационных способностей по мере углубления спортивной специализации становится введение фактора необычности при выполнении привычных действий, с тем, чтобы обеспечить возрастающие требования к координации движений. Непрерывное освоение новых упражнений - основной путь для развития координационных способностей.

 

Список литературы

 

1.   Ашмарин Б. А. Педагогический контроль за физической подготовкой школьников//Физическая культура в школе. - 1981. - № 9.

2. Ашмарин Б. А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании. Л., 1973. 152 с.

3.     Бернштейн Н. А. Очерки о физиологии движений и физиологической активности. – М.: Издательский центр «Медицина», 1966. – 25 с.

4.   Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя. / В. И. Лях. - М.: ФиС, 1998. - 272 с.

5.    Лях В.И. Совершенствуя координационные способности, физическая культура в школе. / В. И. Лях.- 2000. - № 4.- с 6-13.

6. Матвеев Л. П. Теория методика физической культуры. М., Изд-во «ФиС»., 1991. - 543 с.

7. Назаренко Л. Д. Развитие двигательно-координационных качеств, как фактор оздоровления детей и подростков. / Л. Д. Назаренко. - М. ФиС, 2001-328 с.

8.     Назаренко Л. Д. Исследование взаимосвязи двигательно-координационных качеств. / Л. Д. Назаренко. - М: Ульяновск, 2000. – 124 с.

9.   Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр  «Академия», 2002. – 480 с.