Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
Жизнь в ХХ веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья и физического развития детей. В настоящее время усилия работников дошкольных образовательных организаций направлены на оздоровление ребенка–дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного дошкольного образовательного учреждения. Любая применяемая в образовательной организации педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Это положение сформулировано в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», статья 41, в которой говорится, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, воспитанников» [1]. Применение в работе дошкольной образовательной организации здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников их физическое развитие, формирует положительные мотивации у педагогов образовательной организации, родителей и детей.

Под здоровьесберегающими технологиями в дошкольном образовании понимаются технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей (по В.А. Деркунской). Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – это классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в дошкольной образовательной организации. В.А. Деркунской выделены следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: - медико –профилактические - технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала дошкольной организации в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:
 организация мониторинга здоровья дошкольников,
 организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,
 организация и контроль физического развития дошкольников, закаливания,
 организация профилактических мероприятий в дошкольной образовательной организации,
 организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов,
 организация здоровьесберегающей среды в ДОО.
- физкультурно - оздоровительные - технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. - технологии обеспечения социально - психологического благополучия ребенка - технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка - дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в дошкольной организации и семье, обеспечение социально – эмоционального благополучия дошкольника. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого - педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации. - технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов дошкольной организации, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. - технологии валеологического просвещения родителей - задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников дошкольного учреждения. - здоровьесберегающие образовательные технологии в дошкольной образовательной организации - это технологии культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение компетентностей, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В педагогической литературе встречаются также здоровьесохраняющие, здоровьеформирующие, здоровьеукрепляющие технологии. Раскроем каждое их этих понятий. Здоровьесохраняющие технологии - это технологии, которые при внедрении в педагогический процесс способствуют сохранению того уровня здоровья, с которым ребенок пришел в образовательное учреждение. Здоровьеформирующие технологии - система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья на всех этапах его обучения и развития. Основная форма здоровьеформирующего воспитания детей раннего и дошкольного возраста - разные виды интегрированной непосредственной деятельности детей. Воспитатель должен подходить к обучению комплексно, используя разные эффективные методы: музыкальные, изобразительные, физкультурные, литературные и др. Здоровьеукрепляющие технологии направлены на формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, его охрану и укрепление [5].

Особое место в здоровьесберегающих образовательных технологиях, под которыми понимаются все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья детей, занимают фитнес–технологии для дошкольников. Они появилась на рынке образовательных услуг сравнительно недавно и за несколько лет снискали себе достаточную известность. Фитнес – технологии, по мнению Е.Г. Сайкиной, можно определить как совокупность научных способов, шагов, приемов, сформированных в определенный алгоритм действий, реализуемый определенным образом в интересах повышения эффективности оздоровительного процесса, обеспечивающий гарантированное достижение результата, на основе свободного, мотивированного выбора занятий физическими упражнениями с использованием инновационных средств, методов, организационных форм занятий, современного инвентаря и оборудования [4]. В здоровьесберегающем пространстве ДОУ использование детского фитнеса на занятиях физической культурой, а также в рамках дополнительного образования позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности детей, формировать положительное и активное отношение к здоровому образу жизни, усилить интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепить здоровье детей. Основная цель их применения состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к оздоровительным занятиям, потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни. На занятиях детским фитнесом под руководством инструкторов дети знакомятся с возможностями своего тела, учатся получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности. Занятия детским фитнесом создают оптимальные условия не только для физического, но и психомоторного развития детей [2]. На современном этапе их можно представить семью группами (Е.Г. Сайкина). К первой группе относятся оздоровительные системы (йога, цигун и др.), а также восточные боевые искусства (ушу, каратэ, айкидо, спочан и др.) Ко второй группе относятся авторские оздоровительные методики (системы), известные чаще всего по имени их создателей , такие как дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниовой, Пилатес (по имени основателя Д.У. Пилатеса) и др. В третью группу объединяются различные оздоровительные системы, которые строятся на основе научных достижений и апробации на практике (шейпинг, аэро-фитнес и др.). К четвертой группе относятся формы двигательной активности, такие как ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, фитбол. К пятой группе относятся различные инновационные технологии и авторские программы, апробированные и пользующиеся популярностью. Среди них можно указать такие программы и технологии как танцевально – игровая гимнастика «СА-ФИ-Дансе», «Фитбол-гимнастика», «Игровой стретчинг», «Танцы на мячах». Шестая группа представлена циклическими видами: скандинавская ходьба, оздоровительное плавание, тренажерные устройства, велосипед и др. К седьмой группе относятся спортивные и подвижные игры [4]. В последние годы расширился спектр фитнес–технологий, используемых в работе с дошкольниками. Большой популярностью пользуются занятия на тренажерах, игровым стретчингом, фитбол–гимнастикой, степ-аэробикой, черлидингом. Одной из эффективных и современных фитнес – технологий являются занятия с использованием тренажеров, которые позволяют тренировать как сердечно - сосудистую, так и дыхательную систему детского организма. Как показывает практика, наиболее эффективной формой организации детей на таких занятиях является круговая тренировка. Упражнения игрового стретчинга, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно – ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному материалу. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно – связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить еѐ, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Одной из технологий по физическому воспитанию и оздоровлению является фитбол – гимнастика. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки [5]. Степ-аэробика (англ. Step - шаг) - это, по сути, танцевальная аэробика, в которой используются специальные невысокие платформы - так называемые «степы» (высота - 10 см; длина - 40 см; ширина - 20 см; высота ножки - 7 см; ширина ножки - 4 см). Занятия степ - аэробикой развивает у дошкольников эстетический вкус и интерес к занятиям, улучшает психологическое и эмоциональное состояние ребенка. Степ-платформу можно использовать на занятиях физической культурой, для индивидуальной работы, в самостоятельной двигательной деятельности детей [3]. В настоящее время в работе с детьми активно развивается черлидинг (англ. сheerleading, от cheer – одобрительное, призывное восклицание и lead –вести, управлять)- зажигательные спортивные танцы с помпонами, сочетающие элементы акробатики, гимнастики, хореографии и танцевального шоу. Занятия черлидингом должны быть направлены на повышение функциональных возможностей организма детей, развития у них двигательных способностей и формирование разнообразных двигательных навыков [6]. Таким образом, внедрение в образовательный процесс дошкольной образовательной организации современных технологий укрепления здоровья и физического развития способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, а также позволяет сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни, научить их использовать полученные знания в повседневной жизни.

Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.:Проспект, 2013. – 160 с.
2. Детский фитнес.- М.: ООО УИЦ ВЕК, 2006.-160 с.
3. Машукова, Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду//Инструктор по физкультуре дошкольного образовательного учреждения.-2009.-№ 4.- С.98-100.
4. Сайкина, Е.Г. Фитнес в физкультурном образовании детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях: Монография. -СПб.: РГПУ, 2008.-64 с.
5. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно – досуговые мероприятия /Под ред. О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильской, Г.П. Поповой. – Волгоград: Изд-во Учитель, 2008.-135 с.
6. Филиппова, С.О. Детский фитнес как средство оздоровления дошкольников //Здоровье детей – здоровье нации: Сб. материалов межрегиональной научно – практической конференции 28-29 мая 2008 г./Сост. М.Н. Попова. - СПб.: ЛОИРО, 2008.- С.55-58.