Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 2-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Младший школьный возраст является важнейшим периодом развития и становления человека. В этом возрасте, наряду с формированием основы здоровья, вырабатываются жизненно важные двигательные навыки. Интенсивно развиваются моральные и психофизические качества, происходит становление самостоятельности личности. А физическое воспитание, в этом возрасте является фактором активной биологической стимуляции, фактором совершенствования механизмов адаптации, главным фактором развития личности.

Занимаясь разработкой экспериментальной методики мы исходили из данных о том, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития практически всех физических способностей. Данный возрастной период благоприятен для развития скоростных и координационных способностей, активно в этом возрасте развивается способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности. Младший школьный возраст является оптимальным периодом для развития гибкости.

В данный возрастной период наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспитания являются упражнения, включенные в программы по физическому воспитанию, так как разработка таких программ осуществляется на основе научных рекомендаций педагогов, психологов, медицинских работников.

Разработанная нами методика предполагает использование специально подобранных комплексов физических упражнений, направленных на развитие различных физических качеств и подбор специальных игр и упражнений, способствующих наиболее продуктивному изучению материала на учебных занятиях. Структура внеклассного занятия не нарушалась и проходила по общепринятым требованиям.

Игры подбирались с учетом тех качеств, которые будут преобладать при изучении учебного материала на уроке по физической культуре, среди таких игр были те, которые проводились на уроке физической культуры и те, которые не проводились. Среди спортивных игр в содержание методики были включены фролбол, гандбол и мини-лапта.

Для экспериментальной группы были разработаны комплексы общеразвивающих упражнений различной направленности. Часть из них были направлены на разностороннюю физическую подготовку, остальные носили характер преимущественной направленности на развитие физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости и координации. На отдельных занятиях применялись комплексы упражнений, направленные на развитие определенных физических качеств, организованные в форме круговой̆ тренировки, включающей 6-8 станций. Также были подобранны специальные комплексы упражнений соревновательного типа.

Разработана методика внеклассных занятий по физической подготовке учащихся 2-х классов общеобразовательных школ с учетом специфики учебной четверти. В первой и четвертой четвертях использовались преимущественно упражнения для развития скоростных и скоростно-силовых качеств: прыжки и метаниями мяча, беговые упражнения. Был расширен круг общеразвивающих, легкоатлетических упражнений, входящих в учебную программу по физической культуре: основные легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания), выполняемые в тренировочном режиме, в том числе в форме круговой тренировки; применялись подвижные игры для развития двигательных качеств, соревновательные упражнения, соревнования. Во второй четверти преобладали упражнения для развития координационных способностей, подвижные игры, направленные на развитие гибкости. В третьей четверти преобладали упражнения на выносливость, преимущественно на открытом воздухе, а также проводилась лыжная подготовка. В конце третьей четверти преобладали упражнения координационной направленности, включая подвижные и спортивные игры. В экспериментальной методике учитывались требования федерального образовательного стандарта, в котором говорится о важности воспитания у детей стремления к самостоятельности и способности самостоятельно решать вопросы обучения. Важное внимание уделялось формированию необходимых качеств личности, которые в дальнейшем будут способствовать формированию универсальных учебных действий ребенка.

Реализация данного направления исследования осуществлялась путем непосредственной работы с детьми. Все разработанные комплексы упражнений, перечень рекомендованных игр были доступны каждому ребенку принимавшему участие в исследовании, это было необходимо для того, чтобы ребенок самостоятельно выбирал игры из предложенного перечня, самостоятельно  мог выбирать необходимый комплекс упражнений  и сопоставлять выбранное им с задачами конкретного занятия. При этом каждый ребенок должен обосновать свой выбор и самостоятельно провести выбранный комплекс или игру.

Всего по экспериментальной методике было проведено 62 занятия, по 40 минут. Из которых на первую четверть пришлось - 14 учебных занятий, на вторую четверть - 16 занятий, на третью четверть - 20 занятий, на четвертую четверть - 12 занятий.

В конце каждой четверти проходили соревнования между участниками контрольной и экспериментальной групп. В качестве соревнований проводились эстафеты («Веселые старты»), соревнований по спортивным играм. Так же проводились соревнования по учету физической подготовленности в конце учебного года.

Организация внеклассных занятий по физической подготовке в контрольной группе проходила без учета специфики учебной четверти, но были также направлены на общее физическое развитие школьников. В контрольной группе использовались спортивные и подвижные игры, включенные в программу по физической культуре и общеразвивающие упражнения, оказывающие воздействие на развитие физических способностей.

Эффективность разработанной методики внеклассных занятий по физической подготовке подтверждена в ходе эксперимента:

-    выявлены достоверные различия (р≺0,05) между контрольной и экспериментальной группами по двум показателям, характеризующим развитие координационных способностей: в челночном беге прирост составил в экспериментальной группе 11%, в контрольной - 6%; в контрольном упражнении «челночный бег» прирост в экспериментальной группе - 31,5%, в контрольной - 5,3%;

-    по тестам, характеризующим быстроту - теппинг-тест рукой и ногой, бег 30 м выявлены достоверные различия между исследуемыми группами (р≺0,05): в теппинг- тесте правой рукой прирост показателей составил в экспериментальной группе - 22,6%, в контрольной - 15%, в теппинг- тесте левой рукой - 18,2% и 12,8% соответственно, в теппинг-тесте правой ногой прирост в экспериментальной группе составил 26,5%, в контрольной -   15,3%, в теппинг-тесте левой ногой - 22% и 15% соответственно; в беге на 30 м прирост в экспериментальной и контрольной группах соответственно 20,8% и 5%;

-    из трех тестов, характеризующих уровень развития выносливости, по одному - максимальное количество выпрыгиваний - выявлен достоверный прирост в экспериментальной группе - на 23%, в контрольной только на 10,3%;

-    достоверный прирост (р≺0,05) скоростно-силовых качеств в экспериментальной группе обнаружен по результатам теста «прыжок в длину с места» - на 9%, в контрольной - на 4,7%.

После завершения педагогического эксперимента выявлено, что использование предлагаемой методики не оказывает негативного воздействия на физическое развитие школьников. Достоверные различия между контрольной и экспериментальной группами обнаружены по одному показателю - ЖЕЛ, который в экспериментальной группе выше на 65 мл, увеличение за период эксперимента составило, соответственно, в экспериментальной группе - 120 мл (7%), в контрольной - 50 мл (3%).

По окончанию эксперимента не выявлено достоверных различий между группами по результатам исследования функционального состояния: отмечено незначительное их увеличение, обусловленное естественными ростовыми процессами. В частности, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) средний показатель ЧСС для детей 8-9 лет составляет 88,8 уд/мин, артериального давления - 99-105/64-70.

Полученные результаты оценки физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой системы школьников, позволяют сделать вывод о том, что обе методики организации внеклассных занятий по физической подготовки детей 8-9 лет - экспериментальная и применяемая в контрольной группе, обеспечивают стабильное гармоничное развитие детей, соответствующее их возрастным нормам и не оказывают отрицательного воздействия на исследуемые параметры.

 

Список литературы

1.      Виленская, Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / Т.Е. Виленская. – М., 2009. – 271 с.

2.      Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст] / Пособие для учителя // Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с.