05 декабря 2017г.
В современных условиях постоянно растет уровень требований к результатам физического воспитания курсантов морских вузов Российской Федерации. Сегодня курсанты осваивают морские профессии, связанные с использованием сложной техники, применением современных технологий, несущих определенные угрозы безопасности и риск нестандартных ситуаций. Профессии плавсостава связаны с потенциальными опасностями, которые обусловлены напряжённостью, вызванной необходимостью следить за показаниями приборов, проводить анализ поступающей информации, выполнять задания при постоянно меняющейся внешней обстановке, в условиях качки, воздействия шума, вибрации, электромагнитных полей [3]. С одной стороны, автоматизация и механизация труда сводят к минимуму физическую активность моряков, а с другой стороны, в экстремальных ситуациях именно человеческий, психологический и физический фактор решает вопрос выживаемости в море.
В научных работах по проблемам физической подготовки курсантов морских вузов прослеживается интерес к методикам разностороннего развития физических и психологических качеств будущих специалистов (В.А. Коваленко, 2002; А.И. Крылов, 2004; Ю.И. Евсеев, А.О. Егорычев, 2005) [2, 4, 5]. В морском деле важна психологическая готовность, которая, в свою очередь, формируется в результате профессиональной психофизической подготовки будущих моряков. Устойчивость к стрессовым ситуациям, психологический комфорт в сложных условиях работы в море, а также возможность самостоятельной коррекции психосоматических состояний во многом зависят от качества физической подготовки будущих моряков в вузе. В процессе специальной физической подготовки, как и в дальнейших условиях прохождения практики на парусных и других судах, все виды физической активности требуют от курсантов особой собранности, мобилизации силы воли, высокого уровня психологической устойчивости. Психологические аспекты физической подготовки интегрированы в образовательный процесс морского вуза, осуществляются целенаправленно и планомерно в течение всего периода профессиональной подготовки.
Цель статьи – рассмотреть психологические аспекты физического воспитания курсантов морского вуза.
Направленность психологической подготовки в физическом воспитании курсантов выражается в формировании и совершенствовании профессионально значимых свойств личности путем оптимизации сознательного и мотивированного отношения курсантов ко всем видам двигательной активности. Задачами психологической подготовки в физическом воспитании курсантов являются формирование готовности к различным по интенсивности и продолжительности физическим нагрузкам, к соревновательной и коллективной деятельности, к активному самосовершенствованию и саморазвитию.
Основными направлениями в работе по совершенствованию психологической готовности курсантов являются: изучение особенностей мотивации курсантов к занятиям физической культурой и спортом; организация психологических условий повышения эффективности профессионально-прикладной физической подготовки будущих моряков; создание оптимальных условий (психологического климата) во время занятий физической культурой; исследование индивидуальных особенностей личности курсантов, их проявлений в деятельности; сочетание аудиторных и внеаудиторных форм и методов специальной физической подготовки в вузе.
Психологическими аспектами в организации специальной физической подготовки будущих моряков выступают:
1) четкое осознание необходимости достижения определенной физической формы в профессии (получение теоретических знаний и установок на развитие профессионально значимых психофизических качеств);
2) акцентирование внимания на качестве выполнения двигательных заданий (совершенствование точности и координации во время выполнения отдельных элементов движений или навыков);
3) постепенное усложнение условий выполнения двигательных заданий (проведение тренировочных упражнений в усложненных условиях, приближающихся к стрессовым и профессиональным);
4) возможности для проявления самостоятельности и творчества в решении разнообразных двигательных заданий (организация командных действий, «круговая порука» и поддержка в процессе тренировки, синхронность действия и пр.);
5) повышение профессиональной мотивации (создание профессиональных условий при выполнении физических действий; осознание профессиональных требований к физическим кондициям моряков).
Психологические аспекты физического воспитания будущих моряков включают следующие принципы проведения занятия:
- разминка имеет психологическое содержание (актуализация конкретного задания для курсантов, настройка на результат и уровень деятельности, командная организация и групповые действия);
- организация занятия с максимальной эффективностью и высокой моторной плотностью (интенсивное развитие определенных психомоторных способностей курсантов путем круговой и цикловой тренировки, с использованием специального инвентаря: балансировочных платформ, координационной лестницы, канатов и т.д.);
- постепенное и регулярное нарастание тренировочных нагрузок (фиксирование индивидуальных результатов на каждом этапе занятий, самостоятельный контроль в дневниках практических занятий курсантов);
- своевременное и умеренное использование мер поощрения и наказания (в индивидуальных и командных действиях, в работе с «лидером» и «ведомыми», в управлении взаимодействием курсантов);
- обратная связь в получении информации о технически правильных действиях или ошибках курсантов (анализ техники движений и результативности занятий);
- планирование и перспектива дальнейших действий (ориентация на самосовершенствование и развитие физических качеств);
- организация оптимальной микросреды, использование разнообразных и совместных воспитательных мер (регулярные построения, строевая подготовка, режим дня, работа в экипаже, выполнение нарядов, плавательная практика, спортивные праздники, поддержание имиджа курсантства в вузе).
В процессе комплексного оценивания эффективности физического воспитания курсантов морского вуза, психологический аспект, на наш взгляд, могут охарактеризовать показатели мотивации курсантов к занятиям и их уровень тревожности. Для изучения мотивации к занятиям физической культурой и спортом была разработана специальная анкета. Она содержала 30 утверждений, которые определяли главенствующие мотивы и оценивались применительно к личностным установкам и поведению. Курсанты задавали себе вопрос: как я отношусь к данному утверждению, согласен ли я с ним, согласен частично или не согласен вовсе. Вопросы были сгруппированы по важнейшим группам мотивов к занятиям физической культурой и спортом [1].
В опросе приняли участие курсанты1-2 курсов морского факультета (91 человек). По результатам оценивания мотивации, большинство курсантов (71%) имеют среднюю мотивацию к занятиям физической культурой и спортом. 21% курсантов морского факультета показали высокую мотивация к занятиям и 8% - низкую. Из групп мотивов наиболее значимыми для курсантов являются: оздоровительные (36%) и соревновательные (37%) мотивы; 23% курсантов показали высокий уровень профессиональной мотивации. Наименее значимыми для будущих моряков были следующие мотивы: эстетические (всего 18%) и коммуникативные (2 %) [1]. Необходимо использовать полученные результаты оценки мотивации в решении проблемы повышения эффективности психофизической подготовки курсантов. Должна произойти постепенная трансформация неустойчивых и противоречивых мотивов к физической культуре у курсантов 1-2 курсов в более стабильные и профессионально направленные группы мотивов на старших курсах. Это одно их важнейших условий обеспечения успешной профессионально-прикладной физической подготовки в морском вузе.
Уровень тревожности оценивался с помощью опросника Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина [6]. Данные тесты позволяют оценить психологическое состояние курсантов, их особенности личностного поведения в деятельности. При оценивании уровня тревожности были получены такие результаты: низкий уровень реактивной тревожности имели 8,9 %, а низкий уровень личностной тревожности – 9,3 % опрошенных курсантов 1-2 курсов. Средний уровень реактивной тревожности показали 57,8 %, личностной тревожности – 58,1 % курсантов. Высокий уровень реактивной тревожности обнаружен у 33,3 % и личностной тревожности – у 32,6 % курсантов 1-2 курсов морского факультета. Таким образом, мы видим достаточно большой процент высокотревожных курсантов, которым необходимо направить усилия на формирование уверенности в себе, силы воли и настойчивости. Высокая личностная тревожность мешает принимать адекватные решения в стрессовой ситуации, приводит к нервным срывам и ошибкам в профессии. Устойчивость к стрессам и снижение уровня невротических проявлений наблюдается у тех курсантов, кто имеет хорошую физическую подготовку. Однако, как отмечают ученые, люди с низким уровнем тревожности требуют постоянного стимулирования активности, заинтересованности и ответственности в деятельности. Такие курсанты не часто проявляют лидерские качества и требуют постоянного контроля извне. Мы видим особое значение физической культуры в формировании психологической устойчивости курсантов к стрессовым факторам.
На практике, согласно рекомендациям ведущих ученых [2, 4, 5], физическое воспитания курсантов должно быть дополнено следующими методами психологической подготовки: методом регламентированных упражнений с преодолением искусственных или естественных трудностей и неблагоприятных факторов; методом аутотренинга для настройки на необходимое психологическое состояние перед выполнением сложных действий; методом психорегулирующих техник, для уменьшения психического напряжения; методом идеомоторных воспроизведений и запоминаний сложных технических действий; релаксационными методами – дыхательными и другими упражнениями для изменения функционального состояния нервной системы и снижения тревожности во время и после занятий.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: оценка психологического состояния курсантов в процессе физического воспитания является существенным фактором формирования профессиональных личностных качеств будущих моряков. Методики психологической подготовки дополняют и совершенствуют программу специального физического воспитания в морском вузе. Умение владеть собой, быть морально устойчивым и сохранять выдержку и спокойствие в различных неблагоприятных условиях тренируется в регулярных занятиях физической культурой и спортом. Развитие физических качеств способствует повышению уровня психологической готовности к достижению профессиональных целей, в том числе и в физической подготовке. Проведение своевременной диагностики психологических аспектов физической подготовленности курсантов может многое сказать об уровне их готовности к профессиональному труду, спрогнозировать поведение в экстремальных ситуациях и позволяет внести своевременные коррективы в специальную физическую подготовку курсантов морского вуза.
Список литературы
1. Букша, С.Б. Изучение мотивации студентов (курсантов) к занятиям физической культурой и спортом / С.Б. Букша // Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодежи : сб. матер. III Междун. научно-практич. конф., г. Омск, 5-7 апреля 2017 г. – С. 43-52.
2. Егорычев, А.О. Теория и технология управления психофизической подготовкой студентов к профессиональной деятельности [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 /А.О. Егорычев. – Ярославль, 2005. – 35 с.
3. Зуб, И.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка в морском университете / И. В. Зуб // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2017. − Т. 2. - № 2. − С. 34–38.
4. Крылов А. И. Психофизическая подготовка студентов вузов России, обучающихся на военных кафедрах [Текст]: автореф.дисс…д-ра пед. наук 13.00.04 /А.И. Крылов. – Спб.: НИФК им. П.Ф. Лесгафта, 2004. – 51 с.
5. Коваленко В. А. Физическая культура в обеспечении здоровья и профессиональной психофизической готовности студентов [Текст]: /В.А. Коваленко // Физическая культура и спорт в Российской Федерации: сб. матер. науч.-практ. конф. – М.: Полиграф-сервис, 2002. – С. 43-66.
6. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / [Под ред. проф. О.А. Прохорова]. – СПб: Речь, 2004. - С.121 − 122.