Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ И ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
16 февраля 2016г.

Введение.

На современном этапе развития спорта в тренировочном процессе спортсменов невозможно представить без тренажеров, которые стали неотъемлемой частью системы спортивной подготовки. Они позволяют эффективно развивать разнообразные двигательные качества и способности, совмещать совершенствование технических умений, создавать необходимые условия для точного контроля и управления важнейшими параметрами тренировочной нагрузки.

Цель исследования – определить значимость тренажеров и технических устройств в системе спортивной подготовки спортсменов.

По определению И.П. Ратова [5] тренажер – это комплекс устройств, позволяющий воспроизводить упражнения или их основные элементы в специально созданных для этого искусственных условиях, обеспечивающих возможность регламентировать режимы выполнения движений и их целесообразное изменение.

По данным Т.П. Юшкевича [6] к техническим средствам в спорте относятся устройства, системы, комплексы и аппаратура, которые применяются для тренирующего воздействия на различные функциональные системы, органы спортсменов, для обучения двигательным действиям, совершенствованию двигательных навыков, получения информации в процессе учебно-тренировочных занятий с целью повышения их эффективности. В соответствии с авторами тренировочные устройства – технические средства, обеспечивающие выполнение спортивных упражнений с заданными усилиями и структурой движения без контролируемого воздействия, а тренажеры – учебно-тренировочные устройства для обучения и совершенствования спортивной техники, развития двигательных качеств и способностей, совершенствования анализаторных функций организма [Юшкевич].

Как отмечает С.П. Евсеева [2], из общей системы технических средств, применяемых в подготовке спортсменов, тренажеры выделяются рядом специфических признаков. К ним относятся:

1.     Назначение средств. Тренажером – это такое техническое устройство, которое предназначено для формирования умений, навыков, развития и совершенствования качеств и способностей спортсмена, что неизбежно связано с многократным выполнением спортсменом действий (операций, элементов).

2.      Соответствие формируемых умений, навыков, развиваемых качеств и способностей спортсмена требованиям его будущей деятельности. Тренажеры в отличие от других технических средств должны обеспечивать у занимающихся формирование действий, которые по всем или группе контролируемых параметров должны количественно соответствовать конечной цели обучения, практически с первых же попыток занятий на тренажере должно обеспечиваться формирование свойств будущего навыка.

3.   Обязательность организации искусственных условий для формирования двигательных действий с целью повышения их эффективности. Назначение тренажера заключается в том, чтобы создать такие искусственные условия, имеющие потенциальные преимущества и резервы по сравнению с естественными условиями.

Г.И. Попов [4] предлагает следующие виды тренажеров:

− императивные, управляющие суставными движениями спортсмена, позволяющие реализовать методику формирования двигательных действий с заданным результатом;

− ситуационные, основанные на проецировании видеофильмов с запрограммированными ситуациями в боевых единоборствах (в частности, в боксе), предназначенные для оценки реакций обучаемых на атакующие действия «противника»;

− игровые компьютерные, основанные на сопряжении действий спортсмена с компьютером посредством специального нагрузочного узла, подключаемого к компьютеру и выполняющего функции джойстика или клавиатуры;

− видеотренажеры, применяемые в циклических видах спорта и предназначенные для моделирования прохождения трассы предстоящих соревнований.

Подробную классификацию дает и В.Н. Платонов [3], который выделяет 6 основных групп тренажеров. К первой относятся тренажеры для развития общей физической подготовленности, к которым относятся разнообразные эргометры для аэробной тренировки и тренажеры для общей силовой подготовки спортсменов.

Вторая группа включает тренажеры, работающие по принципу облегчающего лидирования, предоставляющие возможность создавать недостижимые в естественных условиях режимы выполнения соревновательных упражнений или их основных элементов. Такие тренажёры позволяют спортсмену формировать пространственно-временную, динамическую и ритмическую структуру движений, характерную для достижения запланированного результата. Тренажёры с подобным принципом работы широко применяются в циклических видах спорта, например, в плавании, гребле и пр. Спортсмены проводят тренировочные занятия в гидродинамическом бассейне со встречным потоком воды, скорость которой превышает доступную пловцу. Также буксировка пловца (лодки – в гребле) со скоростью, превышающей абсолютную. В велосипедном спорте спортсменами выполняется работа на велоэргометре, темп оборотов которого автоматически регулируется и превышает доступный велосипедисту, а также гонка за лидером. Специальные исследования С.М. Вайцеховского, В.Н. Платонова, М.М. Булатовой показали высокую эффективность таких тренажёрных устройств, для повышения скоростных возможностей спортсменов и преодоления сформировавшегося скоростного барьера.

Третья группа состоит из управляющих устройств, обеспечивающих спортсмену поддержание заданной скорости, формирования рационального темпа и ритма движений на основе работы звуковых или световых лидеров, регулирующих интенсивность работы спортсмена, например, по частоте сердечных сокращений. С такой же целью применяются и приборы для электростимуляции мышц, обеспечивающие принудительное сокращение мышц в заданной фазе движения. Информация о возникающих отклонениях передаётся спортсмену в виде звуковой, световой или электрокожной сигнализации для последующей коррекции движений.

В четвертую группу вошли тренажеры, позволяющие совмещать процесс развития двигательных качеств с техническим совершенствованием. Для совершенствования быстроты реагирования и координационных способностей в различных видах единоборств, спортсмены используют тренажёр, предъявляющий повышенные требования к быстроте реагирования и выбору наиболее целесообразных технико-тактических действий в условиях дефицита времени и непредвиденных ситуаций.

Пятая группа − силовые тренажеры с изменяющимся сопротивлением, для одновременного проявления силовых качеств и подвижности  в суставах, в основе конструкции которых лежит использование рычагов, эксцентрических дисков, блоков и наборов грузов. Такие приспособления позволяют выполнять движения с максимально возможной амплитудой, что обеспечивается принудительным растяжением мышц в уступающей части движения, а также выполнять движения как в условиях концентрической, так и эксцентрической работы.

Шестая группа состоит из устройств, стимулирующих адаптационные реакции организма спортсмена за счет создания искусственных климатических и погодных условий. К ним относятся барокамеры с возможностью регулировать давление воздуха и парциальное давление кислорода в широком диапазоне, климатические камеры с искусственной регуляцией температуры и влажности воздуха.

В практике спорта широко используются средства компьютерной техники для повышения эффективности управления обучения спортивным движениям [1]. В настоящее время автоматизированные системы управления (АСУ) в тренировочном процессе позволяют создать для спортсменов такие условия чувственного отражения действительности, благодаря которым они могут более объективно и за более короткое время с достаточной полнотой познать внутренние закономерности движений со сложнокоординационной структурой, недоступные при обычных способах организации познавательной деятельности обучаемых [1]. 

 

Список литературы

1.      Данильченко В.А. Использование информационных технологий в процессе обучения технике двигательных действий / В.А. Данильченко, Т.А. Хабинец, Ю.Л. Хлевна // Физическое воспитание студентов. – Харків, 2012. – №3.– С. 29-32.

2.      Евсеев, С.П. Теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом: дис. … докт. пед. наук в виде научного доклада / С.П. Евсеев. – М., 1995. – 45 с.

3.      Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. − К.: Олимпийская литература, 2004. – 808

4.      Попов, Г.И. Биомеханика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.И. Попов. – М.: Академия, 2005. – 256 с.

5.      Ратов, И.П. Проблемы преодоления противоречий в процессе обучения движениям и реализация дидактических принципов / И.П. Ратов // Теория и практика физической культуры. – 1983. – № 7. – С. 40-44.

6.      Юшкевич Т.П. Тренажеры в спорте / Т.П. Юшкевич, В.Е. Васюк, В.А. Буланов – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 320 с.