Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В ГРУППАХ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
12 ноября 2018г.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации занятий в группах общей физической подготовки (ОФП), создания мотивации у студентов к совершенствованию своего физического развития, влияния занятий ОФП на физическую подготовленность студентов. Также рассматривается возможность привлечения студентов к здоровому образу жизни, к активной двигательной деятельности с помощью занятий в группах ОФП.

Ключевые слова: общая физическая подготовка, физическая культура, здоровье, здоровый образ жизни, двигательная активность, физические качества, комплекс «ГТО»

Значение физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего состояния человека трудно преувеличить. Всем давно известно, что человеку необходимо много двигаться, чтобы быть здоровым. Это может быть что угодно: утренние пробежки, зарядка, гимнастика, легкая атлетика и многое другое. Любая физическая нагрузка положительно влияет на организм человека. Будь то серьезные занятия определенным видом спорта или же простое поддержание мышц в тонусе. Данная тема актуальна в современном мире, так как большинство населения нашей планеты работают на «сидячей работе». Малоподвижный образ жизни приводит к ожирению, гиподинамии и, как следствие, к нарушению функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения).

В современных условиях социально-экономического и политического развития российского общества спорт и физическая культура являются общепризнанными материальными, интеллектуальными, эмоционально-психологическими и духовными ценностями общества в целом и каждого человека в отдельности [1]. С малых лет родители, педагоги, средства массовой информации должны внушать ребёнку необходимость и полезность физической активности и побуждать детей активно заниматься спортом. Физические нагрузки благотворно влияют на успехи в умственном труде, подтверждая тем самым необходимость регулярных занятий физической культурой для учащихся, студентов, рабочих и служащих и даже пенсионеров.

Физическая культура - это средство профилактики различных заболеваний, средство восстановления после болезней и травм, средство формирования физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и повышенной умственной работоспособностью. В процессе занятий физическими упражнениями работоспособность повышается, то есть возрастает способность человека выполнять большую работу за определённый промежуток времени. При увеличении работоспособности человек может больше работать и меньше уставать, что немаловажно для достижения целей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных условиях труда и других сферах общественной жизни.

Среди различных форм занятий двигательной активностью, направленных на улучшение здоровья, развитие физических качеств и воспитание гармонично развитой личности важное значение имеют занятия по общей физической подготовке.

В данной работе рассматриваются вопросы организации занятий в  группах общей физической подготовки (ОФП), необходимости создания таких групп в университете, влияние занятий ОФП на физическую подготовленность студентов и на мотивацию к дальнейшему совершенствованию своего физического состояния. Рассматривается возможность привлечения студентов к здоровому образу жизни, к активной двигательной деятельности с помощью занятий в группах ОФП.

Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном сочетании. Основой общей физической подготовки является сбалансированный комплекс физических упражнений, разностороннего воздействия. Занятия ОФП способствуют гармоничному развитию организма, увеличению физической работоспособности и функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма, стимулируют восстановительные процессы. ОФП – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленный на всестороннее физическое развитие человека. ОФП является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или в виде спорта. С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства, высокого уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей [2]. В профессиональном спорте хорошая общая физическая подготовка даёт преимущество перед соперником, позволяет легче и качественнее переносить максимальные нагрузки в выбранной специализации, а также снижает риск травматизма. В повседневной жизни ОФП залог здоровья человека, его красоты, психической и эмоциональной устойчивости, крепкого иммунитета и успешной трудовой деятельности. Регулярные физические занятия замедляют процесс старения организма, увеличивая выработку гормонов «молодости», что позволяет с легкостью преодолевать тяжелые жизненные ситуации.

В высшем учебном заведении для занятий физической культурой весь контингент студентов 1, 2 и 3-х курсов как правило распределяется по группам определённой спортивной направленности (специализациям). Специализации выбираются кафедрами физического воспитания исходя из возможностей спортивной базы и состава преподавателей. Практически всегда есть группы баскетбола, волейбола, бадминтона, настольного тенниса, футбола, лёгкой атлетики, единоборств и других популярных видов спорта. Для студентов, которые не могут определиться с выбором специализации или по своим физическим качествам и двигательным умениям не готовы заниматься предлагаемыми видами спорта формируются группы общей физической подготовки.

Цель организации занятий в группах ОФП – это сохранение и укрепление здоровья студентов, совершенствование процесса физического воспитания и пропаганда здорового образа жизни.

В процессе занятий по общей физической подготовке решаются следующие задачи:

-   содействовать всестороннему физическому развитию молодежи;

-   укреплять здоровье студентов;

-   воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

-   обучать методам и средствам физического совершенствования;

-   содействовать приобретению прикладных, необходимых в жизни двигательных навыков и умений;

-     воспитывать чувство коллективизма, содействовать формированию у студентов правильных привычек и норм поведения;

-   подготовить к сдаче норм физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне»;

-   привлечь студентов к занятиям в спортивных секциях по различным видам спорта;

-   обучить студентов нормам здорового образа жизни;

-   привлечь студентов к самостоятельным занятиям физической культурой.

Занятия в таких группах направлены на развитие общей выносливости, скоростных и силовых способностей, ловкости, координации, на увеличение подвижности суставов, улучшение эластичности мышц, на обучение выполнять движения без особого напряжения и на овладение умением расслабляться.

В занятия по общей физической подготовке входят подготовительные упражнения, применяемые в различных видах спорта, содержание которых ориентировано на создание широких предпосылок успеха в самых различных видах деятельности. ОФП строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, выполняемые в основной деятельности. Она повышает общий уровень функциональных возможностей организма путем увеличения работоспособности, разносторонне развивает физические качества, систематически обогащает фонд двигательных навыков и умений человека [3].

Важно, чтобы занятия были насыщены различными физическими упражнениями, разносторонне воздействующими на организм занимающихся. Наиболее полезны в этом отношении комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из различных видов спорта (легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр и т. д.), подвижные игры и прикладные виды физических упражнений [6].

Упражнения подбираются с расчетом всестороннего воздействия на организм занимающегося. Они должны быть направлены на «проработку» всех основных мышечных групп, опорно-связочного аппарата и усиление функций внутренних органов. Кроме того, упражнения должны вырабатывать и развивать основные физические умения и навыки.

Занятия в группах ОФП рекомендуется по возможности проводить не только в зале, но и на открытом воздухе (в лесопарке, на дорожках здоровья, на спортивных площадках, на стадионе). На занятиях можно использовать разнообразный спортивный инвентарь и оборудование: гимнастические стенки, скамейки, перекладины, гимнастические палки, набивные мячи, скакалки, гантели, эспандеры, резиновые амортизаторы, инвентарь для спортивных игр.

Обязательные занятия по физической культуре в Вузе проводятся только два раза в неделю, а это мало для достижения высокого уровня физической подготовленности. Поэтому для усиления мотивации к совершенствованию физического состояния можно организовывать не только обязательные плановые занятия по ОФП, но и находить новые методы привлечения молодежи к занятиям физической культурой и спортом.

Одним из таких методов может быть создание секций общей физической подготовки. Создание таких секций поможет увеличить количество занятий физическими упражнениями, а также даст возможность ещё больше разнообразить занятия, что сделает их более привлекательными для студентов. В ДВФУ, например, есть все условия для проведения занятий в таких секциях. Существование на территории кампуса стадиона, игровых площадок, набережной, пляжа, лесопарковой зоны даёт возможность включать в занятия игры, оздоровительный бег, плавание, пешие прогулки, элементы спортивного ориентирования. Пешие прогулки и занятия по спортивному ориентированию проводятся на свежем воздухе, что имеет большое значение для поддержания и укрепления здоровья студентов. Наличие на острове Русский большого количества достопримечательностей, как природных, так и созданных человеком и находящихся на различном расстоянии от кампуса дает возможность организовывать походы выходного дня. Маршруты для таких походов могут разрабатываться соответственно физической подготовленности и состоянию здоровья участников.

Большую роль в привлечении к активной физической деятельности и в формировании устойчивой мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом играют самостоятельные занятия по общей физической подготовке. Такие занятия должны проводиться по заданию и под контролем преподавателя.

Для стимуляции роста спортивных достижений необходимо привлекать студентов к соревнованиям.

Для групп ОФП соревнования можно проводить как по отдельным видам упражнений, так и комплексные соревнования. Показатели соревнований используются для характеристики результатов, достигнутых за прошедший период занятий. Успехи в соревнованиях помогут вызвать ещё больший интерес к занятиям. Учитывая различную физическую подготовленность студентов и для привлечения большого количества участников соревнования надо проводить различного уровня: среди студентов отдельно взятой группы, в которых участвуют все занимающиеся; среди групп ОФП первого, второго, третьего курса, среди всех групп ОФП, общеуниверситетские соревнования. На соревнованиях начального уровня могут выступать все студенты, занимающиеся общей физической подготовкой. На соревнования последующих уровней можно проводить отбор участников (например, по пять человек от группы). На общеуниверситетских соревнованиях участвуют команды курсов, Школ (факультетов, институтов).

К планированию занятий в группах ОФП необходимо подходить творчески и в каждом конкретном случае устанавливать наиболее рациональное соотношение объёма подготовки по видам, общее количество часов и сами виды подготовки. Трехлетний учебный план направлен на обеспечение всесторонней физической подготовки занимающихся и последовательное освоение ими требований комплекса ГТО. На основании трёхлетних учебных планов разрабатываются учебные планы-графики на один год занятий. В них дается распределение видов занятий по месяцам. В планах предусматриваются также соревнования, спартакиады, проводимые в группах, на специализациях, курсах преподавателями и спортивно-массовые мероприятия, проводимые центром студенческого спорта университета.

Выводы.

Систематические занятия в группах общей физической подготовки помогают развивать физические качества занимающихся и подводить их к сдаче норм физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне». Следовательно, большое место в содержании занятий должны занимать виды спорта и физические упражнения, входящие в комплекс ГТО. Вместе с тем необходимо широко использовать и другие средства, способствующие всестороннему физическому развитию занимающихся, особенно прикладные виды спорта и игры.

Дополнительные занятия по общей физической подготовке позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные дополнительные занятия в секциях и самостоятельные занятия студентов обеспечивают оптимальную и непрерывную эффективность физического воспитания.

Подготовка, полученная на занятиях в группе ОФП поможет в дальнейшем выбрать вид физических упражнений соответственно своим интересам, возможностям организма, физической подготовленности и времени.

 

Список литературы

 

1         Гзовский, Б.М. Организация физического воспитания студентов / Б.М. Гзовский, Н.А. Нельга, В.Н. Кряж. Минск, 1998. – С. 96.

2         Красуля, А.В. Ценностные ориентации и отношение современных студентов к физической культуре и спорту / А.В. Красуля // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХГАДИ (ХХПИ). Харьков, 2002. – № 8. – С. 80–86.

3         Физическая подготовка студенческой молодежи в контексте новых требований комплекса «Готов к труду и обороне»: учеб. пособие / Т.Н. Кочеткова, Ю. Л Лукин, В. И. Семенов и др. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2016. – 124 с.

4         Шилько, В.Г. Педагогические основы формирования физической культуры студентов / В.Г. Шилько. – Томск: Томский государственный университет, 2001. – 188 с.

5         Смагин Н. И. Общая физическая подготовка – фундамент здоровья. // Проблемы и перспективы развития образования: материалы  IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). Пермь: Меркурий, 2013. – С. 129-132. – URL).

6         Носкова С.В. Общая физическая подготовка – задачи и организация работы, Научный альманах 2016     №10-2 (24) http://ucom.ru/doc/na. pdf, дата обр. 05.07.2018.