05 декабря 2017г.
На сегодня доказано, что адаптивная физическая культура и адаптивный спорт являются мощным средством коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых психофизических функций детей и подростков с проблемами интеллектуального развития.
В исследованиях С. П. Евсеева, А. А. Дмитриева и Л. В. Шапковой обосновано, что использование разнообразных форм и средств физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях способствует более активному формированию двигательных и познавательных способностей, повышению уровня физической подготовленности, физическому развитию детей с ограниченными возможностями и позволяет предупредить вторичные отклонения в их развитии.
Мы рассматриваем адаптивный спорт, как вид адаптивной физической культуры предназначенный для удовлетворения комплекса потребностей (в первую очередь двигательных) человека с отклонениями в состоянии здоровья, главными из которых являются самоактуализация, максимально возможная самореализация своих двигательных способностей и сопоставление (сравнение) их с двигательными способностями других людей, имеющих подобные проблемы со здоровьем.
В настоящее время адаптивный спорт не является чем-то новым в социальной деятельности людей с ограниченными возможностями здоровья, разработаны методические подходы к тренировочной и соревновательной деятельности в адаптивном спорте. Мы же хотели остановиться на организационно- методических вопросах организации тренировочного процесса подростов с проблемами интеллектуального развития в специальных (коррекционных) школах интернатах.
Образование детей и подростков с проблемами интеллектуального развития, в том числе и физкультурно-спортивное, предусматривает создание для них специальной коррекционно–развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений недостатков развития, социальную адаптацию.
К общим организационно-методическим условиям тренировочного процесса мы относим в первую очередь:
- обеспечение необходимых условий для личностного и физического развития, укрепления здоровья, профессионального (спортивного) самоопределения и творческого труда детей и подростков данной нозологической группы в возрасте преимущественно от 8 до 17 лет;
- проведение работы по привлечению обучающихся к систематическим занятиям спортом, оказание всесторонней помощи школам-интернатам в организации методической и спортивно-массовой работы по культивируемым в школе-интернате видам спорта;
- выявление в процессе обучения двигательно-способных и двигательно-одаренных детей и подростков для привлечения их к специализированным тренировочным занятиям и подготовке спортсменов высокого класса для сборных команд различного уровня по видам спорта;
- обеспечение и приобретение занимающимися минимума знаний в области гигиены и первой
медицинской помощи, а также овладение теоретическими основами и приемами оценки уровня физической подготовленности и физического развития;
- регулярное проведение мероприятий по формированию у занимающихся общей культуры, организации их содержательного активного отдыха.
Спортивная работа с обучающимися организуется в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных мероприятий, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией отдельно для каждого вида спорта или по индивидуальным планам занимающихся.
Основными формами организации учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно- тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, инструкторская и судейская практика. Работа по индивидуальным планам обязательна на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Порядок зачисления учащихся в группы спортивной подготовки, перевод из одной группы в другую определяется непосредственно учреждением и оформляется приказом директора спортивной школы.
Спортивно-оздоровительные группы школы формируются как из числа вновь зачисляемых, так и из занимающихся в ней, но не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видам спорта.
При невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих, отбор производится по уровню физической подготовленности и физического развития. Порядок проведения отбора устанавливается спортивной школой и доводится до сведения общественности.
В учебно-тренировочные группы зачисляются только обучающиеся, после прохождения этапа начальной подготовки не менее одного года при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных рекомендованными учебными программами по видам спорта.
В группы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства зачисляются спортсмены, выполнившие норматив, кандидата в мастера спорта России (по игровым видам спорта – первого спортивного разряда).
В процессе спортивной подготовки детей и подростков с проблемами интеллектуального развития реализуется принцип многолетней подготовки, основными задачами которого являются:
В группах начальной подготовки: изучение и определение пригодности к занятиям видом спорта, всесторонняя физическая подготовка, обучение основам выбранного вида спорта, воспитание устойчивого интереса к тренировочным занятиям.
На учебно-тренировочном этапе: общая физическая, специальная физическая подготовка, развитие физических качеств, приобретение навыка техники исполнения, воспитание морально-волевых качеств, привитие гигиенических навыков.
В спорте высших достижений. В базовом периоде – общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка и тактико-техническая подготовка. На этапах тренировочного процесса:
– в специальном подготовительном периоде – освоение соревновательных программ, развитие специальных физических качеств, достижение запланированных результатов;
– в соревновательном периоде – тренировка по соревновательной программе, определение наивысших возможностей организма спортсмена;
– в переходно-подготовительном периоде – снижение общей физической нагрузки, корректировка планов подготовки;
– в переходном периоде – дальнейшее снижение нагрузки, активный отдых, реабилитация, лечение травм.
Большое значение имеет подготовка тренерско-преподавательского состава. Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей. Квалификацию специалистов следует поддерживать на высоком уровне постоянной (периодической) учебой на курсах переподготовки и повышения квалификации или иными действенными способами. У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
Все сказанное выше можно отнести к общим организационно-методическим условиям организации тренировочного процесса детей и подростков с проблемами интеллектуального развития в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
К частным организационно-методическим условиям организации тренировочного процесса данной категории детей мы относим два вида условий.
1. Инвариантные условия:
- ранняя диагностика уровня развития исследуемых двигательных способностей;
- однородность формирования тренировочной группы детей с учетом уровня развития их двигательных способностей;
- развитие мотивации к занятиям физическими упражнениями;
- исключение стрессовых ситуаций и формирование положительного эмоционального фона деятельности;
2. Вариативные условия:
- адекватный подбор тренировочных средств адаптивного спорта, направленных на решение двигательных задач и самого коррекционно-развивающего процесса в целом;
- учет умственной и психоэмоциональной напряженности деятельности в процессе тренировочной деятельности;
- гибкий график проведения тренировочных занятий;
- обеспечение постоянного медико-педагогического контроля.
Резюмируя все вышесказанное можно констатировать, что организация тренировочного процесса детей и подростков с проблемами интеллектуального развития должна строиться с учетом как общих принципов спортивной тренировки, так и с учетом специфических особенностей, в первую очередь особенностей психосоматического статуса данной категории детей, а также (что в некоторых ситуациях может быть наиболее важным) учетом особенностей организации режима дня в специальной (коррекционной) школе-интернате.
Список литературы
1. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура / М.: Советский спорт, 2003. — 448 с.
2. Махов А.С. Адаптивный спорт в России и за рубежом: становление, организация, регулирование / Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО "ШГПУ", 2014 . - 227 с
3. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры. / М.: Советский спорт, 2004. - 347 с.