Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ В МЛАДШИХ КЛАССАХ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
12 ноября 2018г.

Ключевой формой работы с мл. школьниками и приоритетным видом деятельности для них является игровая деятельность, поскольку именно в игре, происходят все психофизические и физиологические новообразования детей. Необходимость внедрения элементов спортивных игр, в которых заранее прописан определенный свод правил в практику физического воспитания детей дошкольного возраста отмечается многими учеными и специалистами. Значительный потенциал спортивных игр в процессе физического воспитания подрастающего поколения представляет их образовательный аспект, и то, что они обладают большими воспитательными возможностями. В работах ряда авторов достаточно глубоко раскрыто содержание, педагогические условия обучения мл. школьников элементам спортивных игр и упражнений. Однако, нуждаются в дальнейшей модернизации методические подходы к обучению элементам спортивных игр детей дошкольного возраста, в частности, должный выбор двигательных заданий, форм и методов работы с дошкольниками, диагностические подходы к определению эффективности освоения детьми техники спортивных игр.

Указанные обстоятельства позволили сформулировать основное противоречие в рамках нашего исследования между объективной потребностью внедрения подвижных игр с элементами спортивных в процесс физического воспитания детей мл. школьного возраста на основе использования спортивных игр с одной стороны, и отсутствием методики, нацеленной на эффективное внедрение ценностей спортивной деятельности в содержание физического воспитания в школьных образовательных организациях и обеспечивающей целостное восприятие личности школьника, с другой стороны.

Данная работа была конкретизированна в ряде задач:

1.   Изучить теоретические предпосылки и возможности применения подвижных игр с элементами спортивных в физическом воспитании детей младшего школьного возраста.

2.   Выявить условия эффективной реализации методики применения подвижных игр с элементами спортивных в физическом воспитании детей младшего школьного возраста.

3.    Определить состав и содержание критериальных показателей по оценке методики спортивно-

ориентированного физического воспитания детей мл. школьного возраста на основе использования спортивных игр.

Проводимые исследования объединились в три этапа, с определенными задачами, средствами и методами их решения. В экспериментальной работе принимали участие дети школьного возраста, родители и сотрудники школьных образовательных учреждений.

Наблюдаемая в настоящее время тенденция снижения уровня здоровья подрастающего поколения обуславливает необходимость широкого привлечения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Спортивная деятельность становится тем фактором, который способствует гармоничному физическому развитию организма, положительной динамике показателей здоровья, формированию основ здорового образа жизни, совершенствованию культуры двигательной активности и обеспечивает психофизическую подготовку к самостоятельной жизнедеятельности в современном социуме.

Одним из перспективных и прошедших определенную экспериментальную обкатку путей модернизации физического воспитания детей и подростков является использование в образовательном процессе элементов технологий спортивной тренировки.

Освоение основ спортивных игр в мл. классах происходит на занятиях по физической культуре, которые выступают в качестве основной формы обучения школьников физическим упражнениям и приобщения к систематическим занятиям спортом. В них решаются одновременно оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Развивающий и оздоровительный эффект занятий связан с объемом физической нагрузки, характер воздействия которой на организм детерминируется видом и интенсивностью упражнений. В каждом конкретном случае физическая нагрузка должна быть оптимальной и сбалансированной: недостаточная – малоэффективна, чрезмерная – может нанести вред организму.

Занятия по физической культуре в младшем школьном возрасте имеют различную направленность: 60 % педагогов, проводят их с детьми учебно-тренирующей направленности, 7 % – сюжетно-ролевой, 23 % –   строят занятия игровой направленности, и 10 % с использованием отдельных элементов спортивных игр.

Анализ результатов пульсометрии, проведенной в ходе всех видов занятий показывает, что все показатели частоты сердечных сокращений находятся в пределах нормы, рекомендуемой специалистами для детей младшего школьного возраста. При этом занятия с использованием спортивных игр оказывают также и тренирующее воздействие. Таким образом, основной резерв увеличения двигательной активности в младшем школьном возрасте заложен в организации физкультурной работы спортивно ориентированной направленности. Поэтому разработка методики спортивно-ориентированного физического воспитания учащихся начальных классов на основе элементов спортивных игр является актуальной и востребованной.

Организация работы по включению элементов спортивных игр в содержание физического воспитания проводилась с учетом перехода от одного вида игр к другому на основе предварительной подготовки. На наш взгляд, представляется целесообразным годичный цикл работы по физическому воспитанию разделить на три взаимосвязанных общими целями и задачами этапа:

1 -й этап направлен на создание мотивации и получение удовольствия от процесса участия в играх и построен на освоении детьми элементов игры «Баскетбол»;

2 -й этап направлен на формирование навыка совместных игровых действий на основе обучения элементам игры «Гандбол»;

3 -й этап направлен на развитие интереса к участию в соревнованиях и обучение элементам игры «Футбол».

На каждом этапе работа велась одновременно в трех направлениях:

-   общая физическая подготовка;

-   освоение игровых приемов;

-   освоение совместных игровых приемов;

Для решения задач общей физической подготовки применяется широкий круг средств с учетом особенностей занимающихся. Для детей младшего школьного возраста нами использовались упражнения и подвижные игры, в совокупности способствующие развитию скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей и выносливости, необходимые для участия в спортивных играх.

Задания для овладения техническими приемами элементов спортивных игр отбирались таким образом, чтобы дети их выполняли вначале во время упражнений, далее в подвижных играх, построенных на основе элементов спортивных игр, и в спортивных играх по упрощенным правилам.

Во всех играх, предлагаемых детям, присутствует элемент соревнований, где каждый ребенок стремиться продемонстрировать свои умения, получить признание. При этом, хотя выигрыш и общий, однако вклад каждого участника игры неодинаков. В зависимости от характера игровых взаимоотношений.

В рамках оценки эффективности применения подвижных игр с элементами спортивных в физическом воспитании младших школьников на основе спортивных игр был проведен педагогический эксперимент. В нем участвовали ученики младших классов школ г. Волгограда.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что у учащихся как экспериментальной, так и контрольной групп произошло улучшение результатов, характеризующих уровень двигательной подготовленности. В экспериментальной группе процесс изменения носил более существенный характер.

Практическая реализация физического воспитания на основе использования подвижных игр с элементами спортивных позволяет оказывать комплексное воздействие на повышение уровня развития двигательных способностей: силовых способностей – 20,3 % (р < 0,001), скоростно-силовых способностей – 6,4-14,9 % (р < 0,01-0,001), скоростных способностей – 9,9-11,6 %, (р < 0,001), выносливости – 4,4 % (р < 0,05), координационных способностей – 15,2-22,7 %(р < 0,01-0,001).

Значительную роль в приобщении детей к занятиям физической культурой и спортом играет взаимодействие семьи и образовательных организаций. Их личный пример, желание заниматься физическими упражнениями, стремление к совместным физкультурным занятиям, которые являлись бы составной частью структуры внутреннего пространства семьи, – это и есть то необходимое условие, которое может обеспечить достижение ожидаемого воспитательного эффекта.

В ходе проведения эксперимента, родителям учеников было необходимо совместно с учителями знакомить детей с историей спортивных игр, правилами проведения спортивных игр. Такая работа способствовала привлечению внимания родителей к проблеме увеличения двигательной активности детей. После прихода из школы и в выходные дни 78 % семей стали посещать спортивные игровые площадки. Для подготовки своих детей к предстоящим турнирам, родители играли вместе с ними, также привлекая к участию в них находящихся на площадке детей.

65 % родителей считают, что для гармоничного развития ребенка необходимым являются занятия в организациях дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, а не только посещение уроков по физической культуре в школе.

Таким образом, можно говорить о том, что реализация в процессе физического воспитания детей мл. школьного возраста применения подвижных игр с элементами спортивных оказывает заметное влияние и на уровень их физической подготовленности, позволяет увеличить показатели развития эмоционально волевых качеств, способствует изменению качества знаний детей о спорте и спортивных играх. Что даёт нам основание рекомендовать данную методику для широкого использования в школьных образовательных учрежденьях.

 

Список литературы

 

1.Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. Подвижные игры : учебник - М. : Физическая культура, 2007. - 283 с.

2. Гаврилова, Л.Г. Подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Актуальные проблемы подготовки специалистов в спортивных играх на основе применения современных технологий обучения: Материалы Всероссийской научно – практической конференции 31 октября – 1 ноября 2013г. ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры» / Л.Г. Гаврилова, О.А. Сабуркина. – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2013. - 34 – 36 с.

3. М.Н. Жуков Подвижные игры. - М: Издательский центр "Академия", 2000.