Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕВУШЕК 17-18 ЛЕТ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 декабря 2017г.

Актуальность. Важное значение для здорового образа жизни имеет организационная борьба с многочисленными факторами риска, влияющими на здоровье. К сожалению, новейшие научные данные свидетельствуют о достаточно неблагоприятной тенденции в состоянии здоровья подростков в России. Настораживает все увеличивающееся число подростков с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, пищеварительной системы, с нарушениями в нейропсихической сфере, аллергическими заболеваниями [1, 2, 3,].

Также ухудшается здоровье девушек-студенток, за последние годы число здоровых девушек уменьшилось более чем в три раза, и соответственно увеличилось количество девушек с хроническими заболеваниями, а это - будущие носительницы генофонда нации [4,5,6].

Цель: Изучение физического здоровья у девушек 17-18 лет в зависимости от образа жизни.

Методы исследования: метод анкетирования, метод экспресс-оценки физического здоровья по С.В. Хрущеву [7].

В Ижевском педагогическом колледже в конце учебного года в апреле - мае со 100 студентками в возрасте 17-18 лет было проведено анкетирование на предмет выявления факторов образа жизни, имеющих наибольшее влияние на физическое здоровье студенток, и изучено физическое здоровье по методике профессора С.В. Хрущева.

Для более углубленного изучения здорового образа жизни студенток педагогического училища, была составлена анкета.

Первый блок включал следующие позиции: место расположения Вашего дома; из какого материала построен ваш дом?; как близко от вашего дома находится проезжая часть?; Ваш дом благоустроенный?; имеется ли в вашем доме бытовая техника (компьютер, микроволновая печь)?; в какой семье Вы проживаете? (полная, многодетная, не полная)?; имеются ли у Ваших родителей вредные привычки?; к какой категории Вы отнесете ваш семейный бюджет (низкий, средний, высокий)?

Второй блок: употребляете ли Вы алкоголь (пиво включительно), с какого возраста?; курите ли

Вы?; соблюдаете ли Вы режим питания?; ежедневно ли в Ваш рацион входят продукты растительного и животного происхождения (белки и жиры)?; как часто в Ваш рацион входят овощи и фрукты?; есть ли у Вас хронические заболевания?; все ли у Вас в порядке с желудочно-кишечным трактом, нет ли каких либо отклонений в этой области?

Третий блок: делайте ли Вы утром зарядку?; занимаетесь ли Вы спортом (секция), сколько лет?; как Вы оцениваете вашу физическую подготовленность?; как часто занимаетесь Вы физическим трудом?; проводите ли Вы закаливающие процедуры?; живете ли Вы половой жизнью?; сколько часов Вы спите, хватает ли Вам этого времени для восстановления сил?; как часто Вы раздражаетесь, нервничаете, по каким причинам?; бывает ли у Вас депрессия, стрессовые состояния?

Экспресс оценка физического здоровья проводилась по методике С.В. Хрущева.

Для получения показателей и вычисления соответствующих индексов, измеряли по общепринятой методике в конце учебного года - рост, стоя (в сантиметрах) с помощью ростомера, массу тела (в граммах) на медицинских весах, жизненную емкость легких (в литрах) с помощью сухого спирометра. Затем в положении сидя подсчитывали пульс (уд./мин.) И измеряли артериальное давление, далее определяли время задержки дыхания на обычном вдохе (проба Штанге). После короткого отдыха подсчитывали пульс за 15 сек (Рl) и предлагали выполнить 30 глубоких приседаний, выбрасывая руки вперед, за 45 секунд. Затем исследуемый садился, и у него подсчитывали пульс в первые 15 секунд (Р2) и последние 15 секунд (РЗ) первой минуты восстановительного периода. В конце исследования проводили тест, характеризующий качество силы, быстроты, выносливости организма, сгибание туловища из положения «лежа на спине» за 60 секунд. После оценки каждого показателя по таблицам в баллах рассчитывали общую сумму баллов, по которой определяется уровень физического здоровья.

Результаты исследования и их обсуждение.

Анализ факторов, влияющих на физическое здоровье студенток Ижевского педагогического колледжа.

Для более углубленного изучения физического здоровья и образа жизни нами были изучены методом анкетирования три блока факторов, влияющих на физическое здоровье студенток ИПК:

1 блок: социальные, экологические факторы.

2 блок: питание, наличие заболеваний, вредных привычек.

3 блок: позиция студенток по отношению к своему здоровью.

В результате исследования анкет у 17-18 летних студенток ИПК по 1 блоку факторов было следующее распределение: в центре проживают 33% респондента и 67% на окраине. В деревянных домах проживают 27% опрошенных, в кирпичных 35%, пеноблочных 38%. Близко к проезжей части - 82% опрошенных, дальше 50 м - 18%. В благоустроенных домах живут 84% опрошенных, не благоустроенных - 16%. В домах более 10 лет проживают 56%, больше 5 лет - 18%, больше 3 лет – 26%. Бытовая техника имеется у 80% опрошенных. В полных семьях проживают 78%, в неполных семьях - 12%, многодетных - 10%. Вредные привычки у родителей имеются у 60% респонденток, в большинстве случаев это отцы, нет вредных привычек у 40% респондентов. Семейный бюджет оценивают как низкий 16% опрошенных, средний - 84%.

По 2 блоку факторов выявлены следующие результаты: алкоголь пробовали 54%, нет - 46%. Курят 6%, нет - 94%. Наркотики пробовали 3% опрошенных. Соблюдают режим питания 17% опрошенных девушек, нет - 83%. Часто в рацион питания входят продукты растительного и животного происхождения у 64% опрошенных, редко у 36%. Часто в рацион входят фрукты и овощи у 65% опрошенных студенток, редко - фрукты, часто овощи у 35%. Используют витамины и биодобавки - 28%, не используют ничего - 72%. Хронические заболевания имеют 41% опрошенных, это (гастриты, острые респираторные заболевания, пороки сердца), из них с желудочно-кишечным трактом имеют проблемы 46%, нет - 54%. Лечатся травами - 36%, таблетками - 39%, ингаляциями - 13%, нетрадиционной медициной - 12%.

По 3 блоку факторов наблюдается следующая картина: зарядкой постоянно занимаются 22% девушек, редко - 78%. Занимались спортом 37% студенток (лыжи, баскетбол, гимнастика), не занимались спортом 63%. Результаты в спорте были у 26% опрошенных. Свою физическую подготовку оценивают как отличную 31%, низкую – 13%, среднюю - 56%. На вопрос: «Нужно ли физическое воспитание в Ижевском педагогическом колледже?», да - ответили 97%, нет - 3%. Часто занимаются физическим трудом 77%, редко - 23%, закаливающие процедуры проводят 24% в основном это водные, не проводят - 76%. Свободное время проводят разнообразно, но больше предпочтение отдают прогулкам - 52%, музыке, друзьям и телевизору 18%, кино и дискотекам - 18%, меньшее предпочтение отдается чтению книг и занятиям спортом - 12 %. Большой круг знакомых у 87%, не очень большой - у 13%. Половой жизнью живут 24%, нет - 76%. Полноценный сон у 51 % девушек, не высыпаются - 49%. Часто раздражаются 53% опрошенных, причины: родители, учеба, друзья. Редко подвергаются раздражению 47% опрошенных, постоянные стрессы бывают у 71%, стрессы бывают, но очень редко у 29%. К средствам, снимающим раздражение и стресс отнесли: друзей - 39%, прогулку - 40%, музыку 10%, одиночество 9%, спорт 2%. За пропаганду здорового образа жизни высказались 84% опрошенных. Студентки педагогического колледжа считают своим долгом пропагандировать здоровый образ жизни, в частности писать рефераты, проводить разъяснительные беседы. 53% респондентов считают, что информации по здоровому образу жизни на радио, телевидении, прессе достаточно.

Был изучен уровень физического здоровья у 100 студенток в возрасте 17 - 18 лет. При изучении уровней физического здоровья, нами выявлено, что у 58% студенток ИПК средний уровень здоровья, у 31 % -   ниже среднего, у 7% - выше среднего и у 4% - низкий уровень физического здоровья. Высокий уровень здоровья у студенток не выявлен.

У студенток ИПК выявлен низкий уровень функциональных возможностей, слабое развитие двигательных качеств, недостаточная тренированность сердечно-сосудистой системы, низкий уровень адаптационных резервов.

Проанализировав полученные данные по каждому индексу отдельно, выявили, что у студенток ИПК хорошо развита мышечная система. Об этом свидетельствует достаточно высокая оценка по массо- ростовому индексу Кетле. Индекс Робинсона говорит о слабой регуляции деятельности сердечно- сосудистой системы. По результату индекса Скибинского можно судить о достаточно низком уровне развития функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и о сниженной устойчивости организма к гипоксии. Низкая оценка индекса мощности Шаповаловой, кроме слабого развития двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, свидетельствует о недостаточных функциональных возможностях кардио-респираторной системы. Низкая оценка индекса Руфье отражает недостаточный уровень адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что лимитирует физические возможности организма.

Выводы.

1.   Выявлены факторы, ухудшающие физическое здоровье студенток ИПК, из которых на первое место ставится пассивная позиция девушек по отношению к своему здоровью. На второе место мы ставим не соблюдение режима питания, отсутствие полноценного питания и, как следствие, большое количество заболеваний желудочно-кишечного тракта. На третьем месте выявлена подверженность студенток ИПК стрессам и депрессиям. Огромное количество хронических заболеваний является следствием вышеперечисленных факторов, ухудшающих физическое здоровье студенток ИПК в целом.

2.    У студенток ИПК в возрасте 17-18 лет преобладает средний уровень физического здоровья. Низкие индексы физического здоровья (Скибинского, Шаповаловой, Руфье свидетельствуют о низких функциональных возможностях и адаптационных резервах кардио-респираторной системы, низкой устойчивости к гипоксии.

Практические рекомендации.

Необходима работа со студентками, их родителями и преподавателями по расширению знаний по здоровому образу жизни. Для повышения адаптационных резервов кардио-респираторной системы необходимо систематическое посещение занятий по физической культуре, постепенность физической нагрузки с учетом индивидуальных особенностей студенток, дополнительные беговые нагрузки, циклические аэробные нагрузки для тренировки кардио-респираторной системы.

Список литературы

 

1.      Айдаркин Е.К., Иваницкая Л.Н. Возрастные основы здоровья и здоровьесберегающие образовательные технологии / Е.К.Айдаркин, Л.Н.Иваницкая: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУу, 2008. - 176 с.

2.   Вайнер З.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2-е издание М.: Издательство «Флинта», 2002. С.146-167.

3.    Красноперова Т.В. Влияние уровня тревожности на состояние здоровья учащихся начальных классов / Т.В.Красноперова, Г.З.Самигуллина, О.В.Калиниченко // Тезисы XV Российского национального конгресса «Человек и его здоровье» СПб 2010 г., С. 190.

4.        Самигуллина  Г.З.   Формирование   здоровьесберегающей   среды   в   практике   средней общеобразовательной (основной) школы / Г.З.Самигуллина, Т.В.Красноперова // Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции Том 1 Новое слово в науке: перспективы развития – Чебоксары – 2016 – С. 293-296.

5.Самигуллина Г.З. Мониторинг показателей здоровья студентов Ижевского педагогического колледжа// Г.З. Самигуллина, Т.Н. Тарасова , В.Е. Сюзюмова //Сборник «Инновационные процессы в сфере образования и проблемы повышения качества подготовки специалистов» материалы Международной научно-методической конференции – Ижевск: Изд-во УдГУ, 2005– С. 203-205.

6. Скворцова В.Н. Валеология: учебное пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 2006. -196 с.

7.   Хрущев С.В. Экспресс-оценка физического здоровья школьников / С.В. Хрущев, С.Д. Поляков, И.Л. Иванов. - 1995 г., 13 с.