Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ МЫШЕЧНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
Учебная дисциплина «Физическая культура» наряду с другими предметами в вузе призвана внести свой вклад в профессиональное становление будущих специалистов. Образовательный процесс в вузе тесно связан с формированием физической культуры личности будущего специалиста. Данная связь проявляется в необходимости приобретения тех или иных специфических знаний, формирования определенных двигательных умений и навыков, воспитания профессионально важных психофизических качеств [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Двигательные реакции необходимы человеку для общения, через них осуществляется контакт с окружающей средой, они крайне необходимы в различных областях жизнедеятельности. В свете современных представлений мышцы это не только исполнительный двигательный аппарат, но и своеобразный орган чувств. Мышечно-двигательные ощущения и память на движение (моторная память) имеют большое значение в образовательном и трудовом процессах. Наше исследование было направлено на изучение особенностей мышечно-двигательных ощущений у обучающихся в медицинском вузе . Задачи исследования: 1) разработать устройство и методику работы с ним по количественному измерению показателей при воспроизведении движений на точность; 2) определить надежность статистических характеристик показателя в оценке заданных параметров движений; 3) составить шкалу показателей по определению уровня динамики состояния моторной памяти в зависимости от двигательной активности, спортивной специализации и уровня мастерства; 4) составить таблицу корреляции полученных показателей при воспроизведении движений на точность у спортсменов и лиц, не занимающихся спортом. В качестве метода исследования использовалась способность человека запоминать, анализировать и воспроизводить пространственно-временные характеристики выполняемого движения. Статистическая обработка данных исследования проводилась на персональном компьютере с использованием программы Statistica, с вычислением параметрических и непараметрических критериев различия и коэффициента корреляции показателей. Исследования проводились на базе кафедры «Физического воспитания» Саратовского государственного медицинского университета. Под педагогическим наблюдением находились более 1600 лицеистов, студентов, интернов, ординаторов и аспирантов основного, специального и спортивного учебных отделений в возрасте 15-25 лет за период обучения в медицинском университете. Для изучения особенностей мышечно-двигательных ощущений было разработано следующее устройство: линейка со шкалой измерения параметров движения на одной из сторон от 0 до 100 мм влево и от 0 до 100 мм вправо и свободно перемещающимся по ней «бегунком» вправо и влево. Исследования выполнялись группами по три человека. Каждый из них выступал в роли экспериментатора, протоколиста и испытуемого. В работе использовались карандаши и протоколы исследований.

Методика работы осуществлялась следующим образом. Испытуемый, сидя лицом к устройству, выполняет 6 движений правой рукой, перемещая «бегунок» по линейке на заданный параметр движения (эталон) – 60 мм: 1 – с открытыми глазами в правую сторону; 2 – с открытыми глазами в левую сторону; 3 – без контроля зрения в правую сторону; 4 – без контроля зрения в левую сторону; 5 – с акцентом на зрительное восприятие в правую сторону (по памяти); предварительно экспериментатор переворачивает линейку на нешкалированную сторону; 6 – по памяти в левую сторону. Затем в том же порядке испытуемый выполняет шесть движений левой рукой. Недоводы «бегунка» до эталона (заданная величина отрезка) обозначаются знаком минус (-), переводы знаком плюс (+). Точность воспроизведения определяется разницей между заданной величиной (эталоном) и воспроизводимым движением по шкале линейки в мм (знак ошибки при этом не учитывается). Экспериментатор после каждого движения испытуемого возвращает «бегунок» в исходное положение ноль (0). Протоколист по ходу выполнения работы записывает показания испытуемого. В процессе исследования были сопоставлены показатели полученных данных у лиц: с высоким уровнем недельной двигательной активности 18-20 часов (группа мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта); со средним уровнем недельной двигательной активности 10-12 часов (группа спортсменов первого, второго и третьего разрядов); с низким уровнем двигательной активности 4 часа (группа общей физической подготовки) и 2 часа (факультатив) и менее 2 часов (самостоятельные занятия). Результаты исследования разделялись на шесть групп (I, II, III, IV, V, VI) по уровням функционального состояния моторной памяти и шесть степеней точности воспроизведения движения (ТВД) заданного параметра на измерительной линейки (низкая, ниже среднего, средняя, выше средней, высокая, идеальная). Выявленные особенности мышечно-двигательных ощущений у изучаемой категории лиц наглядно проиллюстрированы в Табл.1 и 2.




По результатам проведенного исследования было оформлено рационализаторское предложение: «Линейка для количественного измерения воспроизведения точности движения» (удостоверение на рац. предл. №2255). Выводы
1. Регистрируемые изменения в точности воспроизведения параметров заданного движения у лиц, занимающихся в различных учебных отделениях дисциплины «Физическая культура», неоднородны.
2. Корреляционный анализ показал, что память на движение у студентов-спортсменов стоит в одной цепи с мышечным чувством и находится в прямой зависимости от вида спортивной специализации, уровня квалификации и спортивного мастерства.
3. Результаты исследования дали возможность дополнить имеющиеся представления о мышечно-двигательных ощущениях у лиц с различным уровнем двигательной активности, а также определить ведущие и нейтральные виды спорта для психофизической подготовки врача-специалиста.
4. Анализ результатов исследования позволил составить пособие «Моторная память и двигательные действия человека», которое было рекомендовано учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов.


Список литературы
1. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. – М.: Альфа-М, 2003. – 352 с.
2. Дубровский, В.И., Федорова В.Н. Биомеханика: Учеб. для сред.и высш. учеб. заведений /В.И. Дубровский. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 672 с.
3. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: Учебник. – М.: Гардарики, 2007. – 366 с.
4. Кряжев, В.Д. Двигательные возможности человека: методологические аспекты развития, сохранения и восстановления /В.Д. Кряжев //Теория и практика физической культуры. – 2003. - №1. – С. 58-61.
5. Мусина, С.В. Поиск путей повышения эффективности учебного процесса по физической культуре в вузах: физическая культура и спорт в 21 веке /С.В. Мусина, Е.В. Егорычева: Сб. науч. тр. - Волжский, - 2006. – С. 238 -240.
6. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2001. – 480 с.