Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
16 февраля 2016г.

Проблема отклонения от нормы в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста на современном этапе является одной из самых актуальных и сложных. Ее решение тесно связано с усвоением программы и повышением качества обучения в общеобразовательной школе.

В специальной отечественной и зарубежной литературе неоднократно отмечается, что у значительной части детей старшего дошкольного возраста имеется речевое недоразвитие (Р.М. Боскис; Р.Е. Левина; М.Е. Хватцев; Е.Ф. Рад; Г.В. Чиркина; Л.С. Волкова; Б.М. Гриншпун; С.Н. Шаховская и др.).

Наиболее сложным речевым расстройством, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи), а слух и интеллект остаются сохранными, является общее недоразвитие речи (ОНР). Описывая характерные черты речи детей с ОНР, многие авторы выделяли нарушение ее лексического [1].

Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка, поэтому проблема формирования лексической стороны речи занимает важнейшее место в современной логопедии и дефектологии.

Слово представляет собой основную единицу языка, имеющую сложное строение, где выделяются следующие основные составные части: предметная отнесенность; лексическое значение, соотношение слова с понятием; контекстуальное значение, выражающее в слове наличие экспрессивно-стилистических оценок. Слова связаны друг с другом смысловыми связями, организованными в четкую лексическую систему (А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). Сложная система смысловых связей формирует семантические поля, лексическую системность. В процессе развития лексики слово включается в систему парадигматических и синтагматических связей. Это является структурным аспектом значения слова (Л.А. Новиков).

Проблема развития лексики в методическом аспекте важна еще и потому, что она является показателем полученных знаний. Особенно настораживает тот факт, что проблемы в развитии лексической стороны речи отличаются и у младших школьников, которое не позволяет им в дальнейшем в полном объеме усваивать программу общеобразовательной школы.

Р.Е. Левина; Н.А. Нинашина; Л.Ф. Спирова и другими доказано, что 25-30% учащихся с недостатками речи испытывают трудности в овладении чтением и письмом.

Поэтому особую значимость приобретает принцип предупредительного подхода именно к детям дошкольного возраста, когда своевременный прогноз отсроченных затруднений в усвоении грамоты диктует необходимость раннего выявления детей с выраженным недоразвитием речи, с одной стороны и разработки адекватного коррекционного их обучения – с другой [3].

В связи с этим изучение специфических особенностей проявления ОНР у детей дошкольного возраста, в том числе особенностей формирования и развития лексики, разработка методов и содержание устранения речевых недостатков является актуальным для педагогики и дефектологии

В работах многих авторов посвященных проблеме недоразвития речи, содержатся отдельные рекомендации по лексической работе с детьми. Вместе с тем, вопрос обогащения и активизации словарного запаса дошкольников, тенденции его развития в процессе специального коррекционного воздействия в должной мере остается не освещенным [2].

Объектом нашего исследования является особенности формирования лексики у детей с ОНР. Предметом исследования - процесс коррекционно-педагогической работы по формированию лексики у детей с ОНР. Целью работы – определение наиболее эффективных путей развития лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В ходе работы для решения поставленных задач применялись следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической, коррекционной литературы и методических рекомендаций по теме исследования; изучение медицинской и педагогической документации; наблюдение, беседа, тестирование (методики исследования лексической стороны речи С.Г. Шевченко, Т.А. Ткаченко М.А. Поваляева). Исследование проводилось на базе МДОУ детский сад №3 «Ивушка» г.Сельцо Брянского района. В исследовании принимало участие дети старшей группы, в количестве 15 человек.

Было установлено, что у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи имеется ряд особенностей формирования лексики, в отличие от детей с нормальным речевым развитием. Лексический запас детей с ОНР развивается медленно, увеличивается в основном за счет слов конкретного значения. Набор вербальных единиц с отвлеченным значением, отображающих абстрактные отношения, которые не могут быть выражены наглядными средствами, расширяется крайне медленно. Различные части речи представлены в словаре неравномерно. В нем много существительных, недостаточно глаголов, крайне мало прилагательных, отсутствуют многие предлоги, наречия, местоимения. Лексическая бедность проявляется в стереотипности высказываний, приводит к частому употреблению одной и той же группы слов, что наиболее явно обнаруживается при обозначении действий и признаков предметов. Недостаточный набор вербальных единиц, обозначающих действия, сдерживает развитие предикативной функции речи, на основе которой формируется внутренняя речь и умение излагать собственные мысли в развернутом высказывании. Выявлена бедность использования лексико-семантической вариативности слов. Отсутствие набора семантических эквивалентов приводит к частым неоправданным замещениям.

С учетом полученных результатов нами была предложена коррекционная работа, которая предполагала определенную организацию коррекционного воздействия. Отрабатываемый лексический материал незамедлительно включался в речевую практику, что достигалось использованием дидактических игр и упражнений не только на занятиях, но и в других режимных моментах.

В процессе коррекционного воздействия нами были определены основные принципы в работе по формированию лексической стороны речи дошкольников.

1.      Работа над словом проводится при ознакомлении дошкольников с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности.

2.      Формирование лексики неразрывно связано с развитием речи в целом.

3.      Все задачи лексической работы решаются в единстве и определенной последовательности.

Формирование лексики происходит одновременно с  развитием психических  процессов и умственных способностей

Условия, которые были созданы нами, такие как: развивающая среда, доступность и постепенное усложнение лексического материала, положительная эмоциональная атмосфера, сотрудничество, проблемные и игровые ситуации - способствовали тому, что у детей повысился интерес к занятиям. У детей значительно выросла умственная активность, познавательный интерес. И это, в свою очередь, привело к высоким результатам.

Резюмируя вышеизложенное, мы пришли к выводу, что в результате применения коррекционно- педагогической работы, можно отметить успешное усвоение детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи семантических и стилистических возможностей лексических единиц. Данные исследования содержат важные моменты, отражающие сущность коррекционной работы по формированию лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Они положены в основу разработки методических рекомендаций по выполнению требований по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, а значит, эффективности процесса повышения качества их обучения в дальнейшем.

 

Список литературы

1.      Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 2004.

2.      Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб.: Союз, 2004.

3.      Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М.,2000.