Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Авторы:
Город:
Магадан
ВУЗ:
Дата:
12 ноября 2018г.

Российская действительность даёт все основания утверждать, что большинство родителей, воспитывающих детей с ЗПР, испытывают проблемы при организации взаимодействия с ними. В своих исследованиях Н.А. Харченко отмечает, что проблема детей с задержкой психического развития усложняется ещё и тем, что тревожность родителей, отсутствие уверенности в завтрашнем дне своего ребёнка значительно усугубляет проблемы семьи и детства. Вместе с тем, учёные (Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова, А.В. Запорожец, В.И. Слободчиков и др.) особо подчёркивают роль психологического климата в семье для преодоления психической задержки в дошкольном возрасте и обеспечения психофизического здоровья ребенка.

В данном контексте целесообразно отметить, что большинство родителей не имеют педагогического или психологического образования для того, чтобы организовать соответствующую окружающую среду ребёнка с ЗПР. Довольно часто родители таких детей не только не понимают до конца их трудности в процессе обучения и воспитании, но и не осознают собственной роли в развитии своих детей. Нельзя не акцентировать внимание на том, что довольно часто родители детей с ЗПР испытывают чувство неудовлетворённости из-за несбывшихся ожиданий, что негативно отражается на их отношениях с самим ребёнком, имеющим проблемы в развитии.

Практика показывает, что довольно часто возникает некоторое противоречие между восприятием родителями ребёнка, как имеющего задержку в своем психическом развитии и предъявлением к нему требований как к адекватно развивающемуся.

Именно такие взаимоотношения, по мнению Д.И. Бойкова, чаще всего являются основной причиной неэффективных взаимоотношений между родителями и детьми с ЗПР. Результатом этого становится утрата теплых и доброжелательных контактов с самыми близкими людьми, эмоциональная отчуждённость детей от родителей, избегание контроля своего поведения со стороны отца и матери. В рамках таких взаимоотношений ребёнок дошкольного возраста, имеющий диагноз «Задержка психического развития» ощущает некоторый дискомфорт из-за неспособности достичь успеха в любой деятельности и, не найдя поддержки в семье, дети остаются один на один со своими проблемами. При этом, их психическое развитие значительно замедляется, а аномалия развития становится более стойкой и выраженной [1, с.62].

Целесообразно подчеркнуть и то, что в мировом сообществе     налажена определённая система  организации работы по психолого-педагогическому сопровождению семей, в которых воспитываются дети, имеющие задержку психического развития. Причём, в каждой стране мира существуют свои особенности данной деятельности. Не является исключением и Россия.

Первым связующим звеном между семьей ребёнка, имеющего задержку психического развития, и конкретными субъектами семейной политики являются социальные педагоги. Это связано с тем, что именно в их функции входят организация юридической, медицинской, психолого-педагогической и другой помощи [3, с.124].

Не менее важное значение в адаптации ребёнка с ЗПР к окружающей действительности играет психолог, который занимается диагностикой проблем психологического климата в семье, консультированием и коррекцией психологического состояния и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, при необходимости - работой с окружающими.

Органы системы образования проводят обучение, занимаются устройством детей с ЗПР в детские учреждения, специализированные детские сады, а затем и в школы.

Органы здравоохранения ставят на учёт ребёнка с ЗПР, составляют характеристики семьи, учитывая всех ее членов; занимаются диспансерным наблюдением и т.д.

Органы социальной защиты вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения.

Структурно система психолого-педагогической поддержки семьи, воспитывающей ребёнка с ЗПР отражена на рисунке 1.

Необходимо отметить, что, как правило, педагоги российских образовательных учреждений понимают, что воспитание детей с ЗПР является обязанностью родителей, поэтому пытаются оказать им помощь в организации психолого-педагогического сопровождения данного процесса, однако, этой эпизодической помощи недостаточно. Не меньшая проблема заключается и в том, что педагоги детских садов, не имеют специальной подготовки для обучения и воспитания данной категории детей.


Таким образом, можно констатировать, что центральной причиной малоэффективных, влияющих на стрессовое состояние детей с ЗПР детско-родительских взаимоотношений, является лишь частичная готовность родителей к взаимодействию со своими собственными детьми. Как правило, это проявляется в восприятии   родителями   детей   как   инфантильных,   личностно   и   физически   несостоятельных, неприспособленных и неумелых и, как следствие, у родителей формируется авторитарно-подчиняющий стиль взаимодействия с ними. В данном случае можно утверждать, что, не владея спецификой выявления отклонений от возрастных норм развития, родители не имеют возможности помочь собственным детям справиться с обусловленными задержкой трудностями в усвоении образовательной программы детского сада, а в дальнейшем и школы.

В данном контексте важно подчеркнуть, что взаимодействие родителей с ребёнком, имеющим диагноз «ЗПР» - это их совместный труд (СО-трудничество = труд вместе), в процессе организации которого родители, понимая, что их особенные дети имеют довольно низкий уровень познавательных способностей, вследствие эмоциональных нарушений, формируют определённые условия, когда дети проявляют инициативу, активность, а главное - уверенность в своих собственных силах.

Как правило, готовность родителей детей с ЗПР к организации педагогически эффективного взаимодействия с собственными детьми включает в себя осознанное овладение знаниями о природе психической задержки и особенностях её проявления (когнитивный компонент); эмоционально- положительное отношение к ребенку, стремление помочь ему преодолеть трудности в усвоении образовательной программы (эмоционально-мотивационный компонент); умение организовать совместную деятельность ребёнка и взрослого и детей между собой, направленную на его развитие (практический компонент).

Аксиомой в современном образовании является тот факт, что содержание психолого- педагогической помощи родителям ребёнка ЗПР должно быть дифференцировано в зависимости от типа задержки психического развития их ребенка.

На рисунке 2 схематично изображена классификация ЗПР, составленная К.С. Лебединской c учётом этиологии и включающая в себя 4 основных варианта [2,с.85].


Опираясь на данную классификацию можно сделать некоторые выводы.

Так, например, родителям, чьи дети имеют ЗПР соматогенного происхождения, необходимы, хотя бы начальные знания о способах и средствах оздоровления детей, умении выстраивать свободное от жёсткого режима запретов и  ограничений отношение к ребёнку, преодолевать его инфантилизм, капризность. Главное в данном случае – стимулирование таких качеств личности ребенка-дошкольника с ЗПР, как проявление активности и оптимизма.

Не менее важным является и то, что родителям детей с ЗПР конституционального происхождения, необходима более подробная информация об особенностях задержки эмоционально-волевой сферы личности ребёнка (в нашем случае именно дошкольного возраста), а также умение адекватно реагировать на проявления различных невротических реакций в поведении детей.

Для родителей, воспитывающих детей с ЗПР именно психогенного происхождения, особую важность приобретают психолого-педагогические знания о различных способах обеспечения эмоционального благополучия таких детей в семье, устранении различного вида опеки и механизмах коррекции собственного поведения. Родители должны иметь знания о том, каким образом им научить своих детей контролировать свои эмоциональные состояния, развивать самостоятельность, ответственность, инициативу и трудолюбие.

Наибольшие сложности в воспитании своих детей у родителей дошкольников с ЗПР церебрально- органического генеза. Родители должны учитывать, что дети этой группы часто страдают церебральной астенией, которая приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижению работоспособности, слабой концентрации внимания, снижению памяти и познавательной деятельности. Детям этой группы необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога и дефектолога.

На основе материалов данной статьи можно резюмировать, что объём и содержание психолого- педагогической помощи индивидуально дозируется в соответствии с общей культурой родителей, уровнем их готовности к педагогически эффективному взаимодействию с детьми, имеющими диагноз «Задержка психического развития» и их индивидуальными затруднениями в организации воспитывающей и развивающей совместной деятельности.

 

Список литературы

 

1.   Бойков Д. И. Общение детей с проблемами в развитии / Д. И. Бойков. — СПб. : ПИТЕР, 2018. - 346 с.

2.    Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей.- М.:Педагогика,1992.-342 с.

3.      Овчинникова Т.С., Белов В.Г., Чернов Д.А. Обучение и воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, приближенных к возрастной норме развития в условиях ДОУ комбинированного вида // Ученые записки университета Лесгафта. -2011. №6. -С.124-130.