16 февраля 2016г.
В России первые шаги в создании мультипликации были сделаны в начале 10 века. Одним из первооткрывателей российской мультипликации был Владислав Александрович Старевич. Ему довольно четко и натурально удалось передать детали и отдельные черты своих персонажей. Мультфильмы не только рисовали, а и лепили из пластилина, гнули из проволоки, насыпали песком и кофе.
Мультипликационные фильмы формируют у детей первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научится позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать осведомленность, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение [1].
Мультфильм выстроен на доступном для понимания ребенка сказочном сюжете, богат яркой образностью, музыкальностью, лаконичностью, динамичностью, он безраздельно завоевывает внимание ребёнка. А возможность создать мультфильм собственными руками, самим стать творцом сказки тем более увлекает детей. Создание мультфильма – это скрупулёзная, но очень интересная и захватывающая работа. Более того, это коллективный процесс. Именно поэтому такое прикладное творчество выбрано в качестве реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и названо мульттерапией [3].
Мульттерапия – новое направление в коррекционной работе, интересная форма работы с детьми, имеющими ОВЗ. Это мягкий и эффективный метод, при котором коррекция состояния ребенка происходит гармонично и естественно. Посредством коллективного создания мультфильмов дети оживляют свои представления о мире, счастье, учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми. Важной организационно-психологической ценностью мульттерапии является работа в команде. У каждого здесь – своя роль: режиссер и сценарист, художник и актер озвучания, композитор, оператор и монтажер. Все, как в большой семье, или как в любом коллективе, который работает на результат. Обычная жизнь, где от усилий одного зависит общее благополучие. И ребенок понимает: «я – не винтик, не ненужная забытая деталь. От меня зависит, что получится в целом» [5].
Средствами мульттерапии решаются следующие задачи: преодоление эмоциональных и личностных проблем у ребенка; воспитание у детей желания общаться со сверстниками и со старшими, осмыслять и отображать свои переживания, учитывать действия товарищей по команде; расширение способов овладения анимационными технологиями и обучение их применению в изготовлении мультиков; развитие творческих способностей; возможностей применения мульттерапевтических технологий по развитию и коррекции речи детей.
Мульттерапия открывает перед ребенком возможность освоения новых технологий, дает основу для дальнейшего развития и социализации детей.
Мульттерапия предусматривает поэтапное ознакомление детей с техниками:
1) рисованная анимация, где фазы движения повторяют фазы движения неодушевленных и одушевленных персонажей;
2) предметная (или кукольная) анимация, когда оживляютсчя объемные предметы (неодушевленные и одушевленные).
3) лепка персонажей из пластилина.
4) вырезание бумажных марионеток (техника перекладки).
5) пиксиляция, этот метод состоит в том, что кино или фотокамерой снимаются предметы в движении. Затем изымаются некоторые фазы, что позволяет сделать это движение необычным. Например, изобразить персонажа в полете, в прыжке и т. п.[5].
Тема занятий и подбор материалов для проведения мультерапии осуществляется с учетом особенностей и возможностей детей.
Таким образом, дети, учатся: работать над достижением долгосрочной цели; общаться с ровесниками и взрослыми; сознавать роль каждого члена команды при работе над общей задачей [6].
Дети, занимающиеся мульттерапией обретают волю к преодолению жизненных трудностей, становятся более веселыми и открытыми, что так же положительно влияет на их физическое здоровье.
Мульттерапия предполагает проведение как индивидуальных, так и групповых занятий. Занятия дают возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр. Иногда групповые занятия выявляют детей, которым необходима индивидуальная форма проведения мульттерапии. Благодаря этому ребенок не замыкается в себе, а включается в процесс [2].
Мульттерапия как часть арттерапии основывается на том, что реализация творческого потенциала личности дает мощный ресурс, который помогает справиться с проблемами, преодолеть болезнь, скомпенсировать недостатки. И по сравнению с другими арт-терапевтическими методами работы с детьми, мульттерапия имеет явные преимущества:
Во-первых решает проблему мотивации детей. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов. Участие в создании мультфильма, включение результатов его деятельности в общий контекст повышает самооценку ребенка, его значимость, вызывает ощущение сопричастности к чему-то важному и интересному.
Во-вторых ульттерапия включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись, графика, фотография, скульптура), литература, музыка. Что позволяет познакомиться с разными видами искусства и обучиться различным техникам, при этом, не посещая художественные, музыкальные и другие узкоспециализированные школы, и, в тоже время, имея возможность не ограничивать себя в выборе чего-то одного.
В-третьих мульттерапии – феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо, и вызывает неподдельный восторг, как у детей, так и у взрослых, делающие первые шаги в анимации.
В-четвертых особую важность имеет достаточно быстрое получение готового продукта – мультфильма. Собственный рисунок, который кажется ребенку некрасивым, при появлении его на экране, включенным в общий контекст, начинает восприниматься ребенком совсем по-другому. Просмотр и обсуждение мультфильма дает возможность ребенку осознать себя автором.
Благодаря всему этому, складываются такие условия, при которых каждый ребенок переживает успех, самостоятельно справляясь с встречающимися трудностями на пути создания мультфильма. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к саморегуляции чувств и поведения, и что не мало важно происходит способствование к развитию речи [9].
Данная форма работы побуждает детей проявлять интерес к самостоятельному сочинению сказок, внимательному слушанию рассказов сверстников, к тому, чтобы помогать им в случае затруднений, речевых и логических ошибок и доброжелательно, конструктивно исправлять их. Использование средств мультипликационной терапии (мульттерапии) оказывает значительное влияние и на развитие речи ребенка с нарушением интеллекта, обогащает его словарный запас, развивает грамматический строй речи, повышает потребность в речевом общении со сверстниками [7].
Таким образом, мульттерапия является мощным средством формирования личности ребенка. При ее воздействии наблюдаются как эффект социального научения, так и развитие личности в целом. Для ребенка важно формирование коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут заложены в детстве, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно. Поэтому родителям и педагогам необходимо использовать все средства социализации, воспитания и развития ребенка.
Список литературы
1. Ефимова, Ф.Г. Развитие творческой деятельности младших школьников с ОВЗ / Ф.Г. Ефимова // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества: сб. науч.-метод. материалов Междунар. науч.-образовательного форума СВФУ / под ред. О.М. Чоросова. – М., 2014. – С. 305 – 324.
2. Жданкина, И.Н. Организация нетрадиционных уроков при обучении школьников с нарушением интеллекта
/ И.Н. Жданкина // Актуальные проблемы психологии и дефектологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. с элементами научной школы для молодых ученых – 48-е Евсевьевские чтения, 13–15 мая 1011 г. / под общ. ред. Н.В. Рябовой, Г.А. Винокуровой; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 176–198.
3. Кара, Ж.Ю. Особенности арттерапии / Ж.Ю. Кара // Северо-Кавказский психологический вестник. – 1010. – Т. 8. – № 3. – С. 48–51.
4. Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. – Спб.: Речь, 1011. – 108 с.
5. Мельнова, Н.С. Мульттерапия – как средство творческой социализации детей с ОВЗ [Электронный ресурс] / Н.С. Мельнова, Е.А. Новикова // Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Коррекционная общеобразовательная начальная школа-детский сад». – Режим доступа: http://74441s015.edusite.ru/p146aa1.html.
6. Мульттерапия – как современная педагогическая технология [Электронный ресурс] // Сайт МБУ ДОО ЦРиК.– Режим доступа:
7. Стребелева, Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта: учебник для студентов вузов / Е.А. Стребелева. – М.: Парадигма, 2011. – 185 с.
8. Харитонова, К.Г. Использование арттерапии в развитии эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта / К.Г. Харитонова, Н.А. Абрамова // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов / под ред. В.В. Находкина. – Якутск, 2013. – С. 152–167.