Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С РИНОЛАЛИЕЙ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
16 февраля 2016г.

Для того, чтобы ближе подойти к содержанию логопедической работы по коррекции устной речи у детей 5- 6 лет с ринолалией, необходимо разобраться – как освещён этот вопрос в методическом направлении.

Существует множество методик, разработанных для детей 5-6 лет с ринолалией, в большинстве из них выделятся отдельным разделом – раздел по коррекции устной речи.

Методика логопедической работы по устранению ринофонии описанная Е.С. Алмазова позволяет диагностировать нарушения голоса у детей с нарушениями речи. В данной методике представлена логопедическая работа по устранению ринофонии, но она представляет определенные трудности. Они обусловлены рядом психофизиологических факторов. Так, эффективность логопедических занятий зависит, во-первых, от длины, подвижности мягкого нёба, от образования замыкающего глоточного кольца, во-вторых, от возраста ребёнка (чем моложе ребёнок, тем эффективнее занятия, но появляются трудности иного плана – полученный навык труднее автоматизируется и вводится в повседневную речевую практику ребёнка), в-третьих, ребёнок привыкает к своему назализованному голосу и не дифференцирует звучание носовое от не носового [1].

Устранение этих отрицательных факторов определяет эффективность логопедической работы, что в свою очередь зависит от мастерства логопеда, его знания анатомо-физиологических механизмов голосообразования в нормальных и патологических условиях.

Методика логопедической работы по устранению назализации использует опыт немецкой и французской логопедических школ.

И.И. Ермакова в своей методике по коррекции речи при ринолалии у детей и подростков говорит о том, что логопедическая работа по исправлению ринолалии предусматривает строгую физиологически обоснованную последовательность. Она не зависит от возраста ребёнка, степени тяжести нарушения фонетической стороны речи, вида анатомического дефекта, его состояния (до или после пластической операции). В первую очередь при диагностике обследуется недостаточность нёбно-глоточного затвора. В дальнейшем, при коррекции подготавливается анатомо-физиологический базис для нормализации речи. После этого все внимание уделяется постановке физиологического и фонационного дыхания, поскольку оно является основой полноценного голосообразования, голосоведения и звукопроизношения. Активное нёбно-глоточное смыкание и дыхательная «опора» позволяют приступить к решению основной задачи – устранению избыточного носового резонанса и выработке навыков физиологического голосоведения. В данной методике представлен комплекс физических и дыхательных упражнений [4].

Методика обследования речевого дыхания Е.Ф. Архиповой с элементами методики А.И. Максакова позволяет определить тип физиологического дыхания, умения дифференцировать ротовое и носовое дыхание, целенаправленности и силы воздушной струи, длительности вне речевого выдоха, особенностей фонационного дыхания. Для обследования речи применялась методика с балльной системой оценки [5].

Для определения уровня развития исследования выразительности речи были использованы методики, предложенные И.Ф. Павалаки. В работе используются магнитофон и секундомер. Подбираются прозаические и стихотворные тексты, содержание которых соответствуют уровню знаний и интересов детей 5-6 лет с ринолалией. Тексты небольшие по объему с чётко прослеживаемой основной мыслью. Оценка результатов начисляется в баллах [6].

Диагностическая методика Г.А. Волковой, обследует развитие и состояние его речевой функциональной системы, рассматривается в контексте социальной ситуации развития, учёта психофизических особенностей детей, закономерностей онтогенеза в целом. Исходя из этого, при обследовании необходимо выяснить развитие ребёнка на ранних этапах онтогенеза, используя данные анамнеза. Во время индивидуального обследования важно выявить особенности поведения и те основные отклонения или нарушения речи, которые позволят обосновать логопедическое заключение [3].

Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающие артикуляторное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности денервации артикуляционного акта. В данной методике представлены примерные задания для диагностики нарушения.

Что же касается работ зарубежных специалистов, то Д.К. Вильсон предлагает свою методику диагностики коррекции нарушений голоса.

Она состоит из четырёх фаз. В первой фазе автор предлагает решить две основные задачи:

1.   Проанализировать результаты вспомогательных исследований.

2.   Осуществить аудио и видеозаписи речи ребёнка.

Ребёнку объясняют сущность нарушений его голоса и обсуждают в общих чертах программу лечения. Заводят специальную голосовую тетрадь.

Во второй фазе завершают тщательный анализ голоса ребёнка. Для оценки голосовых характеристик и определения задач терапии применяют систему Баффало III, состоящую из 10 карт. Составляют расписание сеансов терапии и прогнозируют результаты.

Третья фаза включает тщательно продуманные мероприятия по лечению нарушений голоса. Перед проведением 10-ступенчатой терапии ребёнку объясняют её сущность. Сама терапия включает тренировку слухового восприятия и негативную практику. Обсуждают проявления различных форм перенапряжения голоса и осуществляют программу, направленную на их устранение или уменьшение. Целью каждой лечебной процедуры является изменение определённых характеристик голоса: улучшение ларингеального тона, ротового и носового резонанса, изменение громкости, высоты тона, темпа и разборчивости речи, а также просодических параметров речи. Необходимо постоянно подчеркивать достигнутые изменения голоса и речи и закреплять новые навыки общения.

И, наконец, четвёртая фаза включает в себя использование специальных технических приемов. В этой фазе создают основу для правильного использования голоса, включающую уменьшение гипертензии и достижение сбалансированного мышечного тонуса, применяют специфические упражнения для повышения тонуса голоса. Тщательно следуя 10-ступенчатой схеме тренировки слухового восприятия, добиваются изменения голоса и формирования новых голосовых навыков [2].

Большинство традиционных методик логопедического воздействия на детей с ринолалией предлагают строить логопедическую работу в зависимости от того, на каком этапе пациент обратился за помощью: дооперационном или послеоперационном. Однако в настоящее время пластики нёба проводятся в раннем возрасте (до 1 года) и работа логопеда, как правило, начинается в послеоперационный период.

Таким образом, те направления логопедического воздействия, которые традиционно применяются на дооперационном этапе, становятся актуальными на этапе послеоперационном. Поэтому Е.А. Соболева в своем пособии представила систему логопедической работы, которая является универсальной. В полном виде она может быть использована после проведения пластики нёба, а если по каким-либо причинам оперативное вмешательство откладывается на более поздний срок, и ребёнок поступил на логопедическое обучение до операции, большинство приёмов может быть применено в этот период.

Е.А. Соболева в своей методике выделила следующие направления логопедической работы:

1.   Коррекция физиологического и фонационного дыхания.

2.   Развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания.

3.   Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений.

4.   Устранение назального оттенка голоса.

5.   Коррекция звукопроизношения.

6.   Автоматизация сформированных навыков в свободном речевом общении.

7.   Нормализация просодической стороны речи.

Эти направления подразумевают устранение первичных нарушений в структуре речевого дефекта [7].

Таким образом, структура речевого дефекта при ринолалии может осложняться моторной недостаточностью мышц артикуляционного аппарата, обусловленной нарушением их иннервации по типу спастичности, гипотонии или дистонии.

У детей с расщелинами нёба нарушаются все основные функции. Нарушение дыхания негативно сказывается на соматическом здоровье ребёнка. В свою очередь, нарушается взаимодействие органов артикуляции, которые приводят к тотальной назализации и нарушению практически всех звуков речи.

 

Список литературы

1.      Алмазова Е.С. Методика логопедической работы по устранению ринофонии // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. – М., 1975. – С. 89-108.

2.      Вильсон Д.К. – Нарушения голоса у детей. Пер. с англ. – М.: Медицина, 1990, 448с; с ил.

3.      Волкова Г.В. Методика обследования нарушений речи у детей. – Спб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – 45 с.

4.      Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. – М., 1984. – 143 с.

5.      Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998, – 680 с.

6.      Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – М.: АСТ, 2002. – 336 с.

7.      Современные проблемы специальной педагогики и  специальной психологии: Материалы научно- практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ – 2010» – март – апрель 2010 года / сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская. – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. – 190 с.