Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВИНА И СТЫД: ВОЗРАСТНАЯ СПЕЦИФИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ

Авторы:
Город:
Балашов
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Феномены вины и стыда как регуляторы социального поведения в контексте традиционных и современных ценностей (кросскультурное исследование)»), проект № 13-06-00492а. В современном обществе сложилась такая социальная ситуация, в которой происходит трансформация системы ценностей и норм поведения людей. Иначе выстраиваются приоритеты ценностей: интересы личности зачастую ставятся выше интересов коллектива и общества. Меняются и нравственные ориентиры. Особое значение приобретают такие качества личности как «смекалка», «хитрость», «агрессивность», «предприимчивость» и т.п. Менее значимыми становятся такие нравственные категории, как «добросовестный труд», «бескорыстие», «честность», «скромность» и др. В общественном сознании происходит подмена ценностей: стремление к удовольствию, наличию благ материального мира, отчуждение друг от друга, культ бездуховного комфорта становятся для большинства людей целью в жизни. В этой ситуации представители старшего поколения, обладающие в основном традиционной системой ценностей, вынуждены сталкиваться с проблемой соотнесения своих нравственных принципов с социально-экономическими реалиями. Молодое поколение людей, живущих в мире информационного прогресса, находится в ситуации, которая в психологических исследованиях обозначается как "процесс обнищания души при обогащении информацией" [1]. В различных исследованиях в качестве индикатора моральной саморегуляции личности называется способность индивида к переживанию чувств вины и стыда (Г.А. Брандт, В.А. Вичев, Е.А. Дженкова, И.С. Кон, Е.В. Короткова, A.M. Лобок, Т.Г. Стефаненко и др.). По мнению авторов, наличие способности к переживанию вины и стыда выступает показателем сформированности нравственных ориентаций личности. В работах Дженковой Е.А. стыд и вина рассматриваются как важнейший внутренний механизм, отвечающий за соблюдение человеком общественных нравственных норм. При этом основным отличием между этими феноменами является то, что первый из них сфокусирован на внешней оценке каких-либо событий, а второй ориентирован преимущественно на самооценку индивида. Возникновение чувства стыда связано с общественным осуждением поступка человека, нарушением им установленных норм поведения. Чувство вины проявляется в результате осознания человеком ошибочности собственных действий. Стыд и вина как нравственные понятия более значимы для представителей старшего поколения и членов общества, занимающих относительно высокое социальное положение [2].
В исследованиях Коротковой Е.В. вина и стыд понимаются как интегральные показатели системы отношений личности, в которую включены неприятие себя и других, обидчивость, враждебность, подозрительность, экстернальность и ведомость. Вина и стыд выступают личностными конструктами, отраженными в сознании устойчивыми семантическими характеристиками. Значимой характеристикой в семантическом пространстве вины является отношение к поступку, в семантическом пространстве стыда - характеристики, описывающие отношение к себе, телесность и публичность. Вина – это отрицательное отношение к своему поступку, когда негативные события интерпретируется как результат своего поведения. Стыд - отрицательное отношение к своему «Я», когда оно оценивается в качестве причины негативных событий [3]. Джонсон и Мединвус считают, что эффективность переживаний стыда и вины в процессах социального регулирования в малых сообществах значительно выше, чем в урбанистическом обществе. Они связывают этот феномен с включенностью современного человека во многие социальные группы, на внутригрупповые ценности которых при общении он должен ориентироваться. Также возможность свободного выбора референтной группы и анонимность в обществе является причиной меньшей склонности личности к переживаниям вины, которые все более вытесняются переживанием стыда, понимаемым авторами как реакция на гласность проступка [4]. В психологических исследованиях стыд связывают с ориентацией личности на внешнюю оценку, с ситуацией, когда о проступке известно окружающим. Вина же связана с ориентацией на самооценку, оценку поступков с точки зрения их соотнесения с собственной системой ценностей и нравственных убеждений. Несмотря на то, что в различных психологических концепциях вину и стыд принято рассматривать в контексте взаимодействия с другими людьми, исследование особенностей вины и стыда у представителей разных поколений людей в них не ставился. В связи с этим мы решили исследовать чувство стыда и вины в связи с ценностными ориентациями личности у представителей двух возрастных групп. Эмпирическое исследование проводилось в течение 2014 года. Исследование проводилось в г.Балашов Саратовской области. В нем принимали участие 90 человек, представляющие две возрастные группы. Младшую возрастную группу составили 50 студентов БИ СГУ в возрасте 17-19 лет. Представителями старшей возрастной группы стали 40 человек в возрасте 40-50 лет. Все группы были выровнены по полу. Целью нашего исследования было выявление специфики переживания чувств вины и стыда у представителей разных возрастных групп и связи этих чувств с ценностными ориентациями. Достижение цели исследования предполагало решение следующих задач: изучить специфику содержания структуры ценностных ориентаций представителей двух возрастных групп, выявить особенности переживания ими чувств вины и стыда, установить взаимосвязь ценностных ориентаций и переживания чувства вины и стыда испытуемых. Для этого были применены такие диагностические процедуры как изучение структуры ценностных ориентаций испытуемых с помощью методики диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнов), измерение выраженности чувства вины и стыда у представителей разных возрастных групп посредством использования «Опросника межличностной вины IGQ» (L.E.O'Connor, J.W. Berry, J. Weiss, M. Bush&H. Sampson). Для изучение показателей вины, стыда, экстернальности и отстраненности была применена методика «Измерение чувства вины и стыда» (TestofSelf – Conscious Affect (TOSCA) (Дж. П. Тангней). По результатам исследования специфики содержания структуры ценностных ориентаций представителей младшего и старшего поколений можно отметить, что доминирующими ценностями представителей старшей возрастной группы являются такие ценности как высокое материальное благосостояние, высокий социальный статус и управление людьми. При этом для молодежи таким ценностями являются любовь, здоровье, а также поиск и наслаждение прекрасным. Можно утверждать, что ценности представителей старшего поколения скорее ориентированы на внешний мир, т.е. действительность, которая побуждает их «иметь» и «делать», подчиняться культу деятельности, предполагая социальное признание, изменение своего положения в социуме. Приоритетные ценности младшего поколения связаны с самоопределением, стремлением гармонично развивать свой внутренний мир. Вторая задача исследования заключалась в определении возрастных особенностей переживания чувств вины и стыда. Для этого мы измерили содержание и выраженность этих чувств у испытуемых разных возрастных групп.
Так, в ходе выявления выраженности чувства вины и стыда было установлено, что для представителей младшего поколения более выраженным чувством является чувство вины (72% испытуемых). Такое чувство, согласно традиционному пониманию, предполагает ориентацию личности на свой внутренний мир, самооценку своих действий, связано с внутренними убеждениями молодых людей, переживается как разлад с собственной совестью, как нарушение внутренних нравственных установок. Это подтверждают и низкие показатели по шкале экстернальность той же методики. Представители старшего поколения склонны испытывать чувство стыда (68% испытуемых). Данное чувство возникает при нарушениях социальных норм, принятых в группе, в ситуации, когда о содеянном становиться известно окружающим, предполагает ориентацию на оценку внешнего окружения. Представители старшей возрастной группы испытывают страх быть осужденным людьми, либо, наоборот, переживают недовольства поступками своих сограждан. Эти результаты подтверждают высокие показатели по шкале экстернальность и значительный удельный вес ценности «Высокий социальный статус и управление людьми». По итогам изучения содержания чувства вины испытуемых было установлено, что как для представителей младшего, так и старшего поколений наиболее ярко выраженной формой иррациональной вины является так называемая вина выжившего (64% молодых людей и 62% старшего возраста). Такое чувство обычно испытывают люди, имеющие более высокий социальный статус, лучшее чем у других материальное положение или просто добившиеся больших успехов в каких-либо видах деятельности. Вина проявляется здесь в поиске оправданий своей успешности перед другими. Переживая это чувство, они как бы пытаются вернуться назад, на прежний уровень. Для реализации задачи, связанной с установлением взаимосвязи ценностных ориентаций и переживания чувства вины и стыда испытуемых полученные результаты были подвергнуты анализу с помощью метода ранговой корреляции Спирмена. В итоге в результатах исследования молодых людей была установлена корреляционную связь между такими показателями как ценность познания нового и чувство стыда (r=0,32, p≤0,05), что может говорить о переживаниях по поводу возникающих неудач в учебной деятельности, связанных с ленью, нехваткой времени и т.д; ценность здоровья и чувство отстраненности (r=0,301, p≤0,05), что может свидетельствовать о нарушениях чувства духовного равновесия, связанных с состоянием здоровья (вредные привычки, экологическая обстановка и т.п.). У представителей старшего поколения выявлена корреляционная связь между показателями ценности познания нового и чувством вины ненависти к себе (r=0,312, р≤0,05), т.е. они испытывают страх осуждения окружающих стремления к саморазвитию, самообразованию в силу сложившихся стереотипов общества (время для познания нового ушло); ценности высокого социального статуса и чувства экстернальности (r=0,329, р≤0,05), т.е. чем сильнее человек желает добиться чего-то в жизни, тем сильнее он склонен приписывать удачи или неудачи в достижении собственных целей внешним факторам – судьбе, окружающим, сглазу и т.д.; ценностью высокого социального статуса и чувства ненависти к себе (r=0,351, р≤0,05), что может быть связано с переживанием невостребованности при достижении определенных успехов; ценностью социальной активности и чувством вины отделения (r=0,431, р≤0,01), т.е. переживанием внутреннего противоречия между желанием достичь успехов и сложившимся ранее стереотипом «не выделяться». Таким образом, проведенное исследование позволило сделать выводы, согласно которым существует возрастная специфика в переживаниях чувств вины и стыда. Представители старшего поколения в большей степени склонны испытывать стыд, по сравнению с представителями молодого поколения, которым свойственно переживание чувства вины. Обнаружены и некоторые взаимосвязи между показателями чувств вины и стыда и показателями ценностных ориентаций респондентов. В дальнейшем приоритетными направлениями исследования мы считаем определение условий актуализации чувств вины и стыда в различных ситуациях социального взаимодействия, установление связи способности к переживанию чувств вины и стыда с доминирующими способами совладания в трудных жизненных ситуациях и др. Результаты исследования могут быть полезны в практике работы различных образовательных, социальных и других учреждений, связанных с вопросами молодежной политики в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Список литературы
1. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г.Асмолов, И.А.Володарская, Н.Г.Салмина, Г.В.Бурменская, О.А.Карабанова // Вопросы психологии. – 2007.- №4.
2. Дженкова, Е.А. Концепты "стыд" и "вина" в русской и немецкой лингвокультурах / Е.А.Дженкова: автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.20 / Волг. гос. пед. ун-т . - Волгоград , 2005. - 22 с. 3. Короткова, Е.В. Социально-психологический анализ вины и стыда как системы отношений личности к себе и другому: автореф. дис. … канд. психол. наук. (19.00.05) / Е.В.Короткова. – Ростов н/Д., 2002. – 15 с.
4. Стеклянникова, С.В. Моральные регулятивы культуры: совесть, стыд, долг и вина / С.В. Стеклянникова: монография. - Норильск: Норильский индустриальный ин-т, 2006 - 131 с.