30 ноября 2016г.
Исследования совладающей активности личности, в том числе и ее возрастных закономерностей, актуальны для современной психологии (см. для примера: [1; 4]). Тем не менее, исследования совладания с жизненными трудностями детей дошкольного возраста практически не представлены в современных психологических трудах. На наш взгляд, это объясняется вполне объективными основаниями – совладание представляет собой исключительно феномен осознанного поведения и требует в достаточной степени развитых возможностей для вербализации и оценки своих действий; не разработаны методики и методы исследования совладающего поведения детей дошкольного возраста.
Психодиагностика детей дошкольного возраста сопровождается определенными трудностями для исследователя: ребенок в этом возрасте еще не обладает в достаточной степени развитым рефлексирующим самосознанием, и поэтому с трудом формулирует характеристики своего поведения. Методики проективной направленности, экспертной оценки и анализ наблюдаемого поведения отчасти решают эту проблему, однако в силу их интерпретативного характера могут существенно искажать полученную информацию, поскольку интерпретация, осуществляемая взрослым, может не совпадать с представлением ребенка о том или ином явлении.
Кроме того, исследования психологии детей дошкольного возраста обладают исключительной трудоемкостью, поскольку достоверные эмпирические данные об осознаваемых характеристиках собственного поведения можно получить только в продолжительной индивидуальной беседе с ребенком, и только в том случае, если исследователь хорошо знаком с ребенком, и ребенок доверяет ему.
Тем не менее, отказ от изучения трудноисследуемых сторон жизнедеятельности формирующейся личности ребенка дошкольного возраста не оправдан, поскольку хотя бы некоторые доступные для осознания и вербализации ребенком собственные субъективные переживания и образы несут ценную информацию о механизмах и процессах системы психологической регуляции и самоорганизации поведения на стадии их становления.
В настоящей работе была поставлена задача отчасти восполнить недостаток исследований совладания с жизненными трудностями в дошкольном возрасте. В исследовании приняли участие дети 5–6 лет. Объем выборки составил 23 участника, из них 10 девочек и 13 мальчиков.
Отметим, что дифференцированная представленность ситуации в индивидуальном сознании оказывает определяющее влияние на организацию совладающего поведения личности [2]. Анализ стратегий поведения в сочетании с анализом жизненных трудностей, обуславливающих проявления совладающей активности, направлен на установление ситуационных детерминант совладания.
С детьми проводилась индивидуальная беседа, посредством которой в понятной ребенку форме выяснялось, какие события своей жизни ребенок считает трудными и какие стратегии поведения в таких ситуациях он предпочитает. В результате исследования мы получили список ситуаций, которые дети воспринимают как жизненные трудности, и список совладающих поведенческих стратегий.
Все обозначенные стратегии совладающего поведения в трудных жизненных
ситуациях дошкольников (всего 23 стратегии) мы сгруппировали по следующим
категориям:
когнитивное решение проблемы;
решение проблемы посредством конкретного действия;
эмоциональное совладание;
избегающее совладание (поиск социальной поддержки);
избегающее совладание (отвлечение);
избегающее совладание (отказ от любого действия).
К полученным данным был применен статистический анализ таблиц
кросстабуляции с вычислением коэффициента V Крамера. Выяснялись следующие
вопросы:
– существует ли взаимосвязь между полом испытуемых и частотой встречаемости трудных жизненных ситуаций отдельных категорий;
– существует ли взаимосвязь между полом испытуемых и частотой предпочтения совладающих стратегий отдельных категорий;
– существует ли устойчивые предпочтения совладающих стратегий в отдельных категориях жизненных трудностей.
Статистический анализ показал, что достоверных взаимосвязей между полом испытуемых и частотой встречаемости трудных жизненных ситуаций отдельных категорий не выявлено (p > 0,05). Однако наблюдается некоторая тенденция в обозначении трудных жизненных ситуаций: для мальчиков жизненные трудности концентрируются вокруг ситуаций потери и социального взаимодействия с родственниками, в то время как для девочек – в области неудовлетворенных потребностей. Ситуации общения с посторонними вызывают трудности одинаково часто и для мальчиков, и для девочек.
В дальнейшем анализе было выявлена достоверная взаимосвязь между полом испытуемых и частотой предпочтения совладающих стратегий отдельных категорий (p = 0,05). При этом мальчики предпочитают стратегии избегания по типу отвлечения и когнитивное решение проблемы, в то время как девочки в подавляющем большинстве используют стратегии эмоционального совладания с жизненными трудностями.
Анализ возможных устойчивых предпочтений совладающих стратегиях в отдельных категориях жизненных трудностей проводился отдельно по подгруппам мальчиков и девочек с применением статистического анализа таблиц кросстабуляции с вычислением коэффициента V Крамера.
В подвыборке мальчиков достоверных взаимосвязей между категорией ситуаций жизненных трудностей и конкретной поведенческой стратегией не выявлено (p > 0,05). Однако наблюдается тенденция к предпочтению избегающего поведения в ситуациях социального взаимодействия и ситуациях потери.
В подгруппе девочек также не выявлено устойчивых предпочтений совладающих стратегиях в отдельных категориях жизненных трудностей. В любой категории жизненных ситуаций девочки предпочитают эмоциональное совладание.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сформулировать следующие выводы:
1. В организации поведения дошкольников в ситуациях жизненных трудностей наблюдаются все основные типы совладающего поведения, свойственные более старшим возрастным категориям, в том числе и взрослым людям.
2. В совладании с жизненными трудностями у дошкольников гендерная организация поведения преобладает над ситуативной, что может объясняться активным усвоением гендерно обусловленных социальных моделей совладающего поведения (в подтверждение укажем на результаты эмпирических исследований гендерной специфики совладания с жизненными трудностями [1; 3]).
3. Дошкольники недостаточно четко и дифференцировано воспроизводят в своем индивидуальном сознании происходящие с ними жизненные события, в силу чего ситуативная организация поведения в данном возрасте очень слабо выражена.
4. В дошкольном возрасте начинает складываться система ситуативной организации совладающего поведения, что выражается в наблюдаемых (но еще статистически недостоверных) соответствиях отдельных поведенческих стратегий отдельным категориям жизненных трудностей.
Список литературы
1. Актуальные проблемы психологии активности личности: сб. материалов Всерос. (заочной) науч.-практ. конф. с междунар. участием. Краснодар, 2009.
2. Белан Е.А. Ситуационные предикторы активности личности: монография.Saarbrusken, 2011.
3. Белан Е.А., Худик В.А. Психологические особенности оценивания жизненных ситуаций взрослыми: монография. СПб., 2015.
4. Психология стресса и совладающего поведения: материалы III междунар. науч.- практ. конф.: в 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Кострома, 2013.