Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИОБЩЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ФИЗИЧЕСКЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ КАРАТЭ-ДО

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г № 1155), является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия в процессе воспитания и обучения [1]. Занятия физической культурой в дошкольной образовательной организации являются ведущей формой для формирования правильных двигательных умений и навыков, содействуют развитию разносторонних способностей детей, создают условия для двигательной деятельности, подводят к выполнению сложных двигательных действий. Чем увлекательнее и содержательнее занятия, тем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше предпосылок для обеспечения высокого двигательного режима в течение дня, который необходим для удовлетворения потребности растущего организма в движениях [5, 6].
При правильно организованных занятиях физическими упражнениями создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера (организованность, дисциплинированность, самостоятельность, активность), нравственных качеств (честность, справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, бережное отношение к физкультурному инвентарю, ответственное выполнение поручений), а также для проявления волевых качеств (смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей, уверенность в своих силах, выдержка и др.). Важно уже в дошкольном возрасте формировать у детей понимание роли физической культуры и интерес к ней [5, 6]. В ходе занятий с детьми дошкольного возраста внедряются привлекательные формы двигательной деятельности, которые соотнесены с заботой о сохранении здоровья и повышением двигательной активности детей. Наиболее распространенная форма организации дополнительных занятий физическими упражнениями в дошкольной образовательной организации — это физкультурные секции. Исходя из условий и количества детей, желающих заниматься, выбирается один из вариантов организации секции: для каждой группы в отдельности, для всех детей старшего дошкольного возраста, для отстающих в усвоении программного материала, отдельно для девочек и мальчиков. Внутри секции выделяются группы по 10-15 человек. Занятия проводятся два раза в неделю по 30 мин. [2]. В ходе занятий с детьми внедряются привлекательные формы двигательной деятельности, которые соотнесены с заботой о сохранении здоровья и повышением двигательной активности детей, интереса к занятиям физическими упражнениями: аквааэробика, фитнес - гимнастика, ритмическая гимнастика, упражнения на тренажерах, аэробика, степ-аэробика, игровой стретчинг, фитбол-гимнастика, элементы спортивных игр (футбол, волейбол, бадминтон, настольный теннис), боевые искусства [2, 3, 4]. Одной из эффективных и современных технологий применяемой в системе дополнительного образования являются занятия каратэ-до. Каратэ-до для детей, прежде всего, является отличной системой психофизической подготовки. Занятия каратэ-до способствуют укреплению здоровья занимающихся, повышению уровня жизнедеятельности, сопротивляемости организма действию неблагоприятных факторов окружающей среды, всестороннему развитию двигательных качеств (сила, гибкость, выносливость, скорость, координация движений). Кроме того, занятия каратэ-до под руководством квалифицированного педагога (тренера, инструктора) стимулируют у детей умственное развитие – учат сосредотачивать внимание, развивают память, уводят от стереотипного мышления, развивают как логическое, так и образное мышление и т.д. Они укрепляют опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Каратэ-до помогает выработать в ребенке такие качества как, целеустремленность и трудолюбие. Групповые занятия помогут ребенку находить общий язык в коллективе. Занятия каратэ-до влияют на формирование характера ребенка – он становится более уверенным в себе, учится сдержанности, самоконтролю, целеустремленности. Обучение детей связанно с нравственным воспитанием, развитием его морально-волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, честности, справедливости [3, 4]. Считается, что ребенок готов заниматься в группе каратэ-до с 5-летнего возраста. Детям, не достигшим 5 лет и имеющим желание учиться каратэ-до, все же лучше посещать индивидуальные занятия. Для детей рекомендуется его бесконтактный вариант. При таком методе все приемы изучаются, но удары не наносятся. Просто они предельно точно рассчитаны - до нескольких миллиметров, чтобы сложилось впечатление контакта. На состязаниях в первую очередь оценивается красота движений, а не победа над соперником. Занятия по каратэ–до в системе дополнительного образования дошкольной образовательной организации состоит из основных блоков:
 разминка;
 растяжка;
 изучение основных стоек;
 изучение техник ударов руками и ногами;
 техника блоков;
 освоение техник перемещений с ударами и блоками в различных стойках.
На занятиях каратэ-до педагог (инструктор, тренер) не только показывает, но и описывает словами каждое движение. При этом используя понятный ребенку образ. Преподавание каратэ-до для детей частично ведется на японском языке. Основным методом изучения техники каратэ-до и формирования необходимых двигательных навыков является кихон (ки - энергия, хон - основа). Кихон представляет собой простые последовательности техники для отработки. Изучение техники с дошкольниками начинают с простого, а именно с отдельных элементов каратэ-до. Для того, чтобы научить детей кихонам, кумитэ им дается базовая техника правильного выполнения стоек (хайсоку-дачи, фудо-дачи, мусуби-дачи, хейко-дачи, киба-дачи, дзенкуцу-дачи, кокутцу-дачи) [3, 7].
Одновременно с изучением стоек детей обучают простейшим защитным (блокам) (агэ-уке, гэдан-барай, сото-уке, учи-уке, шуто-уке) и ударным (цуки, маваши-цуки, шито-цуки, татэ-цуки, шуто) техникам руками, техникам ударов ногами (мае-гери, маваши-гери, йоко-гери, уширо-гери), которые изначально выполняются в медленном темпе. Очень важна при изучении элементов каратэ-до в движении постановка дыхания [7]. Кумитэ - это спортивное единоборство по правилам, проводимое под строгим контролем Сенсея (учителя). Вся опасная для участников поединка техника к применению запрещена (нанесение ударов в пах, в колено, в горло, в затылок). Одним из самых важных моментов изучения каратэ-до с детьми дошкольного возраста является подвижная игра. Игры создают атмосферу радости и делают занятия более эффективными. Подвижные игры расширяют общий кругозор и стимулируют позитивное отношение старшего дошкольника к занятиям каратэ-до. Изучение базовой техники самозащиты сочетается с общей физической подготовкой. На занятиях по каратэ-до технико-тактические элементы единоборства подбираются дифференцированно с учетом возраста. Необходимо ознакомление детей с этикетом додзе (додзе – помещение, место в котором проводятся занятия каратэ-до), что развивает у дошкольника бережное отношение к предметам, которые используются на занятии, способствует появлению культуры, уважительного отношения к сверстнику, педагогу, учителю (сенсею). Как нужно вести себя в зале (додзе)?
 В зал входят в сменной обуви, ставящейся в ряд вдоль края татами.
 При входе и выходе из зала совершают ритуальный поклон, затем персональный поклон-Сенсею и старшим ученикам (если вы пришли позже, и они уже находятся в зале).
 Каратеги (костюм для занятий каратэ-до) одевают на голое тело. Также необходимо снимать носки, тапочки и заниматься босиком, как это принято во всех додзе.
 Ученики садятся в ряд напротив Сенсея согласно полученным поясам – от старших к младшим. Занятие формально начато, когда все сидят лицом к Сенсею.
 На время занятий снимают часы, кольца, цепочки, серьги и другие украшения, которые могут нанести вред вам или вашему партнеру.
 Во время разминок и тренировок исключаются разговоры. Команды Сенсея, старших поясов или назначенного старшим ученика не подвергаются сомнению и выполняются беспрекословно. После индивидуального объяснения техники объяснившего благодарят поклоном и словами "Ос".
 Во время занятий запрещается есть или жевать что-либо.
 Татами не покидается во время занятия без разрешения инструктора. При необходимости покинуть татами ученик подходит к Сенсею с поклоном, сообщает свою просьбу и после разрешения покинуть зал выходит.
 При опоздании на занятие ученик быстро подходит к Сенсею с поклоном и словами «Ос» приветствует его, затем садится последним в ряд, вне зависимости от цвета своего пояса и пояса сидящего последним ученика.
 Ритуальный поклон при уходе с татами является выражением благодарности и означает прощание до следующего занятия.
 Если вы не уверенны в том, что делать в конкретной ситуации, спросите старшего ученика или просто следуйте его примеру.
В данном виде восточного единоборства много резких движений— это противопоказано при хронических заболеваниях сердечно-сосудистой системы, любых болезнях в стадии обострения, при любых формах сколиоза и хронических заболеваниях позвоночника. Итак, занятия каратэ-до в системе дополнительного образования дошкольных образовательных организаций способствуют привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, а также эффективному влиянию таких занятий на процесс оздоровления и физического развития современных дошкольников.

Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года, № 1155.
2. Борисова М.М., Губжоков З.Б. Использование основных элементов базовой техники каратэ-до в работе с детьми дошкольного возраста // Детский сад от А до Я.-№ 1.-2013.- С.71-76.
3. Перекопская М.А. Педагогические условия формирования интереса у дошкольников к занятиям спортом. Каратэ.-автореф. дисс…. канд. пед. наук. – Челябинск, 2002. – 24 с.
41
4. Сашко А. Восточные единоборства как система физического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - № 4. – 1999. – С. 36-38.
5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с.
6. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста./Под ред. С.О. Филипповой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с.
7. Традиционное каратэ. – Нальчик: Кабардино–Балкарское общество книголюбов, 1991.-231 с.