Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

Авторы:
Город:
Армавир
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
Современное общество с его информатизацией и стрессами все чаще характеризуется как общество повышенной агрессивности. Подростки предпочитают вместо чтения книг играть в компьютерные игры, вместо посещения театра – смотреть боевик, вместо спортивных игр – участвовать в группировках. Это их выбор. Обязательным осталось только посещение школы, где сходятся дети разных национальностей, разных статусов и взглядов. Однако, именно семья и школа издавна являются тем специальными институтами, в которых формируется личность ребенка на огромном и важном возрастном отрезке жизни человека. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основу отношений между людьми, формирует ориентацию на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. В зрелом возрасте многие проблемы, которые естественно и просто разрешаются в семье, становятся непреодолимыми. Влияние семьи сильнее всех других воспитательных воздействий, но с возрастом оно ослабевает, однако полностью никогда не утрачивается. В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране, они имеют более общий характер. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 20 минут, а в выходные дни – 30 минут. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью. Общение в основном сводится к контролю за учебной деятельностью, а фактически за оценками [1]. В обществе бытует мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании. Законодательство определяет равные права и обязанности родителей по отношению к своим детям, что на практике обстоит иначе. Воспитание возлагается на плечи матери, а если она еще и работает, то фактически воспитательные процесс протекает спонтанно, бессистемно и соответственно, не результативно. Увеличился разрыв между семьей и школой. Обычная общеобразовательная школа становится не престижной. Она почти устранилась от выполнения роли помощника семьи. Конечно, возникает множество вопросов: а нужны ли изменения в теории и практике воспитания; если они нужны, то какие и на основе чего должны происходить; насколько профессиональное сообщество ответственно за те негативные явления в детской и молодежной среде, с которыми мы сталкиваемся; в какой мере эти негативные явления связаны с тем, что массовая практика воспитания не использует даже те наработки в теории воспитания, эффективность которых доказана? И самый, может быть, главный вопрос, подталкивающий к серьезным размышлениям: может быть, все стоит оставить так, как есть, тем более что массовая практика воспитания не однородна? Безусловно, все эти вопросы можно отнести к разряду вечных, но уход от ответа на них сегодня может иметь гораздо более серьезные последствия, чем раньше. Что же может предложить педагогика для преодоления кризиса семьи и повышения ее воспитательного воздействия? Гуманизация отношений в семье и школе. Авторитарное влияние уже исчерпало себя. Только доброта, милосердие, конкретная помощь, заинтересованность учителя и родителей в совместном достижении воспитательного результата. Объединение усилий семьи, школы и церкви в духовном спасении людей путем разрешения конкретных проблем в конкретных семьях. Координация педагогических усилий с гуманитарными фондами, обществами, разработка совместных благотворительно-воспитательных мероприятий. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельности [2]. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, пространство и время в образовательном процессе [3]. Внеучебная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеучебную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. На уроках и в процессе организации внеучебной деятельности подростки учатся излагать свои мысли и слушать собеседника, владеть навыками работы в группе и различными социальными ролями в коллективе, знать способы взаимодействия с окружающими и удалѐнными людьми и событиями, быть эмоционально устойчивыми в общении и лояльными к различным точкам зрения по исследуемому вопросу. Систему воспитательной работы необходимо строить по иерархическому признаку: - какое качество хотим развить данным мероприятием; - какие свойства личности учащегося должны при этом проявляться; - каким содержанием материала, и каким видом деятельности лучше удастся активировать нужные свойства личности; - какие средства обеспечения мероприятия необходимы: - какая форма лучше отразит суть планируемой деятельности и поможет эффективно достичь поставленной цели и т.д. [3]. Важным вопросом является роль и позиция педагога в процессе такой совместной деятельности. Учитель может выступать только с позиции соучастия и сотрудничества. Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность воспитанника. Собственные коммуникативные и организационные навыки учителя подвергаются значительной нагрузке и проверке. Поэтому личные качества педагога играют определяющую роль в процессе воспитания. Совместными усилиями семья и школа должны обеспечить для современного подростка социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психолого-педагогический смысл этой деятельности состоит в том, что, участвуя в ней, воспитанник фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди сверстников и взрослых. В процессе этой деятельности подросток осознает себя и признается окружающими как равноправный член общества. Определить эффективность деятельности, в том числе и воспитательной, можно по еѐ результату. В данном случае, по тем изменениям, которые происходят в личности ребѐнка. Узнать об изменениях в личности подростка, в характере его отношений к различным идеям и точкам зрения, к людям, непохожим на него самого, помогают различные способы: наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием учащихся в ходе научных дискуссий, групповой рефлексии или анализ индивидуальных работ, а так же беседы, анкетирование, тестирование. По полученным данным становится ясно, что актуализируются морально-нравственные потребности и мотивы и развиваются нравственно-волевые качества воспитанников. В практической деятельности, в рамках внеурочной, подросток учится, руководствоваться моральными нормами и реализовать в поступках принятые нравственные ценности. Задача родителей и учителя - помочь им самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере человеческих отношений. В заключении хотелось бы подчеркнуть, что воспитание подростка формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение, а не просто узнавание детьми ценностей.

Список литературы
1. Компетентностная модель современного педагога: Учебно-методическое пособие / О.В.Акулова, Е.С.Заир-Бек, С.А.Писарева, Е.В.Пискунова, Н.Ф.Радионова, А.П.Тряпицына. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.
2. Маленкова Л.И. Классный руководитель (воспитатель): педагогические основы и методика деятельности. – М., 2005.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, зарегистрирован Минюстом' России 04 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707).