Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБРАЗОВАНИЕЛОГИЯ КАК ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
16 февраля 2016г.

Актуальность статьи в 2015 году определяется продолжающейся в России реформой образования, вступлением в силу нового закона об образовании.

В Законе об образовании приводится определение образования, воспитания, качества образования, вводятся три уровня образования [1].

Образование как отрасль национальной экономики и социальной среды представляет собой большую гуманистическую систему. Для дальнейшего развития такой большой образовательной системы полезно развивать ее научную основу [2]. Наука об образовательной системе, в том числе об интеграции образования и воспитания может называться образованиелогией.

Целью настоящей статьи является формирование и развитие методических основ образованиелогии как научной основы управления интегрированным развитием системы образования и воспитания.

Для достижения поставленной цели решаются такие задачи:

-   формулируются функции, законы образованиелогии как научной дисциплины об интеграции образования и воспитания;

-   исследуются интеграция обучения и воспитания в образовании. Объект статьи- образованиелогия как наука о системе образования. Предмет статьи- образование и воспитание в системе образования.

Образованиелогией будем называть науку о создании научных знаний о системе образования, включая, процессы хранении, передаче, социализации накопленных в обществе знаний, культурных ценностей и стереотипов профессионального поведения, которая охватывает комплекс научных проблем, философию, идеологию, политику, мотивы, методы, способы, инструменты, технологии инновационного образования, а так же методы оценки их влияния на развитие государства, экономики, национальной инновационной системы и общества.

Научным методом в образованиелогии условимся называть систему принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание научных процессов и социально-экономических результатов проектирования, создания, обращения, использования, модернизации, выведения из оборота технологий образовательной деятельности.

Экономическая и социальная роль (значимость) образованиелогия определяется эффективностью выполнения тех ее функций, которые эта наука выполняет в отношении удовлетворения потребностей общества.

Базовыми функциями образованиелогия предлагается признать: методологическую, познавательную, инструментальную, законотворческую, оптимизационную, прогностическую, предупредительную, психологическую функции, функцию социализации знаний, минимизации техногенных, экологических и социальных рисков, системообразующая функция образованиелогия.

Методологическая функция образованиелогия заключается состоит в формировании понятийного аппарата, теоретических основ образовательной деятельности и научных исследований в этой сфере, явлений и процессов, формулировании законов и категорий образованиелогия, разработке инструментов управления образовательной деятельностью и ее научных исследований.

Познавательная функция образованиелогия включает процессы накопления, описания, изучения фактов действительности в сфере науки об образовании, инноваций, технологий в образовании на различных уровнях (глобальном, национальном, отраслевом, региональном и т.п.), анализ конкретных явлений и процессов в образовании, выявление важнейших проблем и источников развития сферы образования, обоснования отдельных мер и программ развития образования.

Инструментальная (регулятивная) функция образованиелогии имеет практический характер, так как состоит в: разработке способов и инструментов управления образованием и его исследованиями (во всех сферах образования), инновационными проектами в образовании; выработке практических рекомендаций для властных структур в области образования; предварительной оценке эффективности технологий и форм образовательной деятельности, модернизации сферы образования, как части национальной инновационной и культурной системы.

Законотворческая функция образованиелогии отражает процесс обоснования необходимости и разработки норм права, которые способствуют развитию сферы образования. Оптимизационная функция образованиелогии заключается в синтезе или выборе наилучших способов и приемов реализации как отдельных этапов, так и в целом образовательного процесса. Прогностическая функция образованиелогии охватывает оценку состояния сферы образования (и отдельных его ступеней) в будущем. Предупредительная функция образованиелогии включает профилактические упреждающие меры против снижения качества образования. Психологическая функция образованиелогия объясняет участникам образования обоснованности финансовых и других затрат на развитие сферы образования, повышение качества образования. Функция социализации в образованиелогии состоит в распространении знаний о роли и значении современного образования, необходимости эффективных мер по развитию образования. Системообразующая функция образованиелогия включает накопление знаний направленных на обеспечение создания адекватных систем управления сферой образования. Ролями образованиелогии назовем: оптимизацию процессов развития образования; снижение рисков понижения качества образования; повышение финансовых результатов образовательной деятельности, включая образовательные инновации. Законами образованиелогии –это устойчивые причинно-следственные связи между методами образовательной деятельности и наблюдаемыми при этом качеством и результатами образовательной деятельности. Можно сформулировать законы образованиелогии: на развитие образования воздействуют две тенденции: рост дифференциации и специализации научных и учебных дисциплин, системной интеграции отраслевых наук в единое целое; рост сложности практики жизнедеятельности и сложности науки требуют создания научной теории и эффективной системы  управления образовательной деятельностью; имеет место ускорение старения научных знаний и моральное старение образовательных технологий; система управления образованием имеет все более распределенный характер; одновременно наблюдается рост ресурсоемкости образования, и рисков снижения качества образования и др.

Интеграция образования и воспитания в рамках образованиелогии должна иметь свою парадигму, которая системно объединяет философию, идеологию, политику, стратегию и тактику образовательной деятельности, имеющей двуединую цель образования и воспитания, компетентность и организационную культуру персонала организаций в процессе их деятельности.

Миссией повышения качества образования путем интеграции обучения и воспитания в национальной системе образования предлагается называть положительный эффект, который получат от этого государство, бизнес, общество, человек. Видением повышения качества образования можно назвать вдохновляющий участников такого направления развития образования сценарий перехода отечественного образования в желаемое будущее состояние повышенного качества образования, включая интеграцию обучения и воспитания. Возможны несколько концепций образования: образование как право, как услуга, ценностное образование, образование как часть геоэкономики. Культура повышения качества образования включает набор наиболее важных постулатов, которые принимаются администрациями вузов, бизнес-сообществом, профессорско-преподавательским составом страны и находят свое отражение в заявленных организацией ценностях образования. Это задает сотрудникам сферы образования ориентиры их повседневного поведения и профессиональных действий, которые передаются через символические средства духовного и материального вида внутри организационного общения. Охранная функция культуры повышения качества образования включает систему ценностей, норм и правил, которые являются барьером для нежелательных тенденций и отрицательных ценностей. Культура образования в своей интегрирующей функции - система образовательных ценностей развивает чувство общности, помогает сплачивать участников образовательной деятельности. Регулирующая функция культуры образования формирует и контролирует поведение участников образовательного процесса. Замещающая функция культуры образования заменяет формальные механизмы и отношения на неформальные механизмы. Адаптивная функция такой культуры позволяет новым участникам соблюдать правила поведения. Образовательная и развивающая функции организационной культуры образования позволяют поднимать общий уровень осведомленности и компетентности участников образования. Функция управления качеством этой культуры отвечает за качество условий работы. В культуре образования существует и функция достижения баланса между корпоративными ценностями образовательного сообщества и ценностями внешней образовательной среды.

В статье описаны функции образованиелогии, концепции и культура отражающие особенности процесса повышения качества образования.

 

Список литературы

1.      Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ, вступил в силу: 1 сентября 2013 г.

2.      Глущенко В.В., Глущенко И.И. Наукология как методическая основа повышения эффективности национальной инновационной       системы//        Интернет-журнал       «НАУКОВЕДЕНИЕ»         Том        7,        №1        (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/65EVN115.pdf; DOI: 10.15862/65EVN115