Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАРОДНАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
Традиционная культура каждого народа уникальна и необъятна. Тысячелетиями складываются мировоззрение, жизненный уклад, нормы поведения, искусство и ремѐсла народа, Интонационная, пластическая, музыкальная, танцевальная, педагогическая и трудовая культура каждого народа – это живое, творческое явление, которое должно развиваться поступательно и включаться в современную жизнь подрастающих поколений. Народная культура донесла до наших дней древние традиции, определяющие самобытность, уникальность социально-исторического опыта народа, они не должны быть утеряны, стѐрты урбанизированной массовой культурой. Огромной и неотъемлемой частью русской культуры была и остаѐтся народная тряпичная кукла. Вплоть до середины XX века она считалась традиционной народной игрушкой. Характерная преимущественно для крестьянской среды, матерчатая кукла сопровождала человека от рождения до самой смерти, была и помощницей, и заступницей, и доброй подружкой - утешницей. Будучи совершенно особым видом искусства, уникальным явлением материальной и историко-бытовой культуры, она вобрала в себя многие старинные традиции, веками складывавшиеся в русском народе. В тряпичной кукле оказались тесно переплетены сакральное и игровое начало, что придавало ей особое значение и место среди всех игрушек. Простые же художественно-выразительные средства ее изображения, с одной стороны, позволяли более ярко и точно передать характер, а с другой – оставляли место для полета фантазии и воображения.
Обширна символика традиционной куклы. Наиболее архаичная кукла, уходящая своими корнями в глубокую древность, выполнялись без обозначения черт лица. На нем отсутствовали нос, глаза, рот, уши, которые по древним верованиям славян могли быть проводниками, каналами связи не только со светлыми и добрыми, но и со злыми духами. Такая безликая кукла считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него нечистых сил, следовательно, безвредной для ребенка, и более того – выполняющим функцию оберега. До сих пор в народе сохранилось много мифов, связанных с магией куклы. В традиционной русской культуре обрядовая кукла занимала особое место. Она была непременным участником всех древних ритуалов и магических мистерий, находясь в центре большинства обрядов календарного и семейного циклов. По древним поверьям, она могла принять на себя болезни и несчастья, помочь в урожае. Куклу дарили новорожденному, чтобы она отгоняла злых духов; невесте, как благословение на замужество; роженице клали в постель для облегчения родов. С раннего возраста старшие обучали ребенка искусству старинного кукольного рукоделия с его традиционными приемами изготовления. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Материалом служила старая одежда, предпочтительно отцовская или материнская, как носитель родовой памяти. Тем самым отдавалась дань культу предков. Куклы, наделенные тотемной и обрядовой символикой, бережно хранились в каждой семье и передавались из поколения в поколение. К концу XIX в. функции тряпичной куклы начали изменяться, они все больше становилась игровыми. Утрачивая былую магическую роль, менялся и ее облик. У куклы появились черты лица, которые обозначались как в виде рисунка, так и в виде вышивки с использованием знаков традиционного народного орнамента. В сегодняшней России кукла выполняет новую функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному искусству. Тряпичная кукла- это великолепный образец для занятий по рукоделию, творчеству, конструированию из ткани и текстильному дизайну, декоративно-прикладному искусству. В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определѐнные позитивные перемены: отмечается рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей. Разработаны программы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре, как своего народа, так и России, благодаря чему, у детей формируются представления о традиционной культуре. Инструментом для изучения народной культуры может выступать реконструированная традиционная кукла. Народная мудрость гласит «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания. Работа над тряпичной куклой – не только источник эмоционального переживания – радости и неизменного удивления, но и приобщение ребенка к традициям русской народной культуры. В процессе изготовления кукол, у детей наряду с навыками работы с материалами формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе. Параллельно с технологическим процессом происходит знакомство с фольклором, традиционными обрядами и обычаями, связанными с той или иной возрастной группой. Ребѐнок узнаѐт, как жили люди в старину, какие имели обязанности, как проводили свободное время, как одевались, как общались с окружающими и пр. Знакомясь с игрушками наших предков и изготавливая их своими руками, дети становятся добрее, отзывчивее и сердечнее к своим близким и окружающим, что позволяет развивать социально-личностные качества каждого ребенка. Работа по ознакомлению детей с традиционной тряпичной куклой предусматривает решение следующих воспитательно-образовательных задач:
 прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как к виду народного художественного творчества;
 содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
 формировать умения и практические навыки работы с текстильными материалами;
 развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству;
 учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол;
 формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;
 прививать интерес и любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус.
Один из способов знакомства детей с истоками народной культуры, мудрости, красоты, характерными чертами быта - это организация мини-музея «Народная игрушка в ДОУ». Музей для взрослого – это место, где хранятся истинные культурные ценности, а для ребенка это, прежде всего мир пока незнакомых ему вещей. В таких мини-музеях содержится экспонаты, которые можно трогать, рассматривать, играть и изготавливать самому. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. Приобщение дошкольников к народной культуре, будет более эффективным при участии родителей. Опросы, беседы с родителями показывают, что вопросам народного искусства в семье уделяется очень мало внимания, и возникает необходимость строить работу по художественному труду так, чтобы восполнять пробелы семейного воспитания. Основными формами работы с семьей остаются совместные праздники: фольклорные, обрядовые, дни именин, а также презентации, семинары-практикумы, мастер-классы, выставки и конкурсы. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что русская тряпичная кукла является особым видом народного творчества – это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Народная кукла, как и игрушка вообще является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, проходит его социализация в обществе.

Список литературы
1. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – Культура и традиции, 2007.
2. Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла». – СПб., «Паритет», 2003.
3. Ткаченко Н.Н. В калейдоскопе русского народного искусства: тряпичная кукла. Культура в современном мире № 1- 2010.