Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОМПОНЕНТЫ И КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ У СТУДЕНТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ

Авторы:
Город:
Киров
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

Умение видеть прекрасное в предметах и явлениях, стремление к преобразованию окружающего мира по законам красоты и гармонии является одной из важных черт всесторонне развитой личности. Формирование этих качеств у подрастающего поколения является актуальной задачей системы образования.

В период юношества основной формой деятельности является приобретение профессиональных знаний, навыков и умений. Большинство студентов ассоциируют свою будущую деятельность конкретно с получаемой профессией. Этому периоду свойственно отстранение от творческой художественной деятельности, которая являлась гармоничным естественным проявлением детского периода и необходимым методом выражения эмоций, способом осознания себя в подростковый период. В результате этого процесса очень небольшая часть взрослого населения занимается творческими видами профессиональной деятельности или имеет увлечение, позволяющее через созидание раскрыть внутренний творческий потенциал.

Вместе с тем, необходимо отметить, что именно юношеский период является переломным в плане философского переосмысления жизни, корректировки ценностных ориентиров – в студенческом возрасте эстетическое отношение может претерпевать существенные изменения с одной стороны, и значительно влиять на формирование личности с другой. Поэтому очень важно способствовать возникновению у студентов потребности в развитии, в первую очередь через эстетическое самосовершенствование, поскольку студент должен быть не только эрудированным, мыслящим, но и направленным на создание художественных ценностей.

Одним из необходимых качеств гармоничной, всесторонне развитой личности является эстетическое отношение к окружающему миру. Оно, по мнению ученых (Ю.Б. Борев, Л.Н. Столович, А.И. Бугров, М.С. Каган, и др.), представляет собой свойство личности, состоящее в потребности восприятия, переживания, чувствования, общения с прекрасным, в изменении  действительности в соответствии  с личными эстетическими идеалами и ценностями.

При эстетическом воспитании основным инструментом влияния на личность является искусство [1]. Оно представляет собой определенную форму выражения и восприятия эстетических чувств, переживаний, взглядов, идеалов, отношения к предметам и явлениям, а также является основным способом эстетического освоения мира и самовыражения. Искусство учит не повторять, подражать, а развивает в человеке глубину его духовного мира, способствует самопознанию [2].

Детальный анализ феномена эстетическое отношение студентов к окружающему миру вообще и к искусству в частности позволил выделить в нем четыре главных компонента: эмоционально-чувственный, познавательный, ценностный и творческо- деятельностный. Рассмотрим каждый из них.

Эмоционально-чувственный компонент включает в себя эмоции, чувства, переживания и является отражением эмоционального постижения окружающего мира, индивидуального отношения к нему. Он является выражением одного из очень важных и неотъемлемых свойств эстетического отношения – его эмоционального характера. К конкретным проявлениям этого компонента можно отнести личный опыт восприятия, эмоционального переживания, эстетического удовольствия от контакта с обладающими ценностью предметами и явлениями окружающего мира.

Познавательный компонент представляет собой те характерные и потенциально значимые стороны личности, которые отвечают за стремление к познанию мира, в том числе эстетически содержательных и богатых его элементов. В свете нашего исследования, указанный компонент обнаруживается в наличии знаний о красоте – природных явлений, общества, каждого человека, знаний о материальном воплощении представлений о прекрасном – об искусстве. Присутствие знаний этого рода у молодежи создает основу для формирования эстетического отношения к миру в целом и к искусству в частности. Эти знания и наличие интереса к ним являются содержанием и наполнением познавательного компонента.

Ценностный компонент позволяет говорить о наличии эстетической потребности (в прекрасном, в гармонии, в идеалах) и необходимости в ее удовлетворении. Деятельность по удовлетворению указанной потребности заключается в поиске обладающих эстетической ценностью проявлений окружающего мира (предметов, процессов, явлений) и стремлении к созданию эстетически ценных объектов. Содержанием этого компонента являются сформировавшиеся ценности, чувство вкуса и стиля, наличие собственных суждений.

Творческо-деятельностный компонент очень важен в структуре эстетического отношения. Вовлечение студента в художественно-творческую деятельность – неотъемлемое условие формирования эстетического отношения, поскольку именно восприятие элементов окружающего мира, освоение их и преобразование имеет своим результатом определенное эстетическое состояние, без которого невозможно само отношение. Творческая деятельность, как никакая другая, оказывает огромное влияние на эстетическое развитие человека, является необходимым условием и основой становления и обогащения личности. Содержанием творческо-деятельностного компонента является увлеченность процессом творения и созидание эстетически значимых объектов.

Необходимо отметить, что все вышеуказанные компоненты эстетического отношения студентов к искусству находятся в неразрывной связи и дополняют друг друга. Своеобразие личной эстетической культуры каждого человека строится на совокупности полученных знаний, сформированных ценностей, а также умении и стремлении воплотить свой творческий потенциал.

Качество и степень сформированности эстетического отношения можно определить в ходе диагностики. Для этого в соответствии с указанными компонентами модели формирования эстетического отношения студентов к искусству были выделены критерии контроля и оценки.

В области психологии и педагогики термин «критерий» (с греческого – средство для суждения) понимается с различными смысловыми оттенками. Наиболее часто встречается следующее определение: «критерий – показатель, признак, на основании которого формируется оценка качества объекта, процесса, мерило такой оценки; в теории познания – признак истинности или ложности положения» [3, с. 114]. Будем придерживаться этого определения.

Взяв за основу определенные выше компоненты процесса формирования эстетического отношения, укажем критерии сформированности исследуемого феномена. Отметим, что эти критерии позволяют не только отслеживать изменения каждого из компонентов эстетического отношения, но и определять уровни развития каждого из них.

Эмоционально-чувственный компонент может быть охарактеризован критерием удовлетворенности студента общением с прекрасным. Узнать уровень его сформированности можно, оценив те эмоции, чувства и переживания, которые возникают у студента в процессе восприятия, постижения объектов, обладающих эстетической ценностью.

Познавательный компонент в качестве критерия сформированности включает в себя овладение понятийным аппаратом в области искусства, наличие знаний об истории и специфических особенностях различных видов искусства. Также в качестве критерия познавательного компонента назовем наличие интереса к искусству как форме эстетической деятельности и ее результату.

Критерием ценностного компонента эстетического отношения является осознание и принятие ценностей искусства. В результате этого процесса у студентов формируется вкус, появляется собственные суждения и способность оценивать объекты собственной и чужой эстетической деятельности. Признавая эстетическую ценность произведений искусства, студенты получают необходимые ориентиры, не позволяющие идее материального обогащения стать преобладающей целью жизни.

Творческо-деятельностный компонент имеет свои критерии сформированности. К ним можно отнести желание творить, стремление воплотить свои мысли, образы в материальные объекты и таким образом поделиться ими с окружающими людьми, увлеченность процессом создания художественного произведения, способность студентов применять полученные знания и умения, а также удовлетворение от результатов своей художественно-творческой деятельности.

Выделенные критерии в совокупности позволяют оценить уровень развития четырех компонентов эстетического отношения, которые, в свою очередь, характеризуют сформированность у студентов эстетического отношения к искусству.

Список литературы

 

 

1.      Таначева Т.В., Александрова Н.С. Педагогические условия формирования эстетического отношения студентов к декоративно-прикладному искусству // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 52. - Ч. 7. - С. 419-426.

2.      Шангина Т.В., Александрова Н.С. Формирование у студентов эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству в процессе работы с берестой//    Современные    проблемы    науки    и    образования.    –    2015.    –    №    4;URL: http://www.science-education.ru/127-21347

 3.      Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М. НМЦ СПО, 1999. – 538 с.