Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВОЙСТВ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ)

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
16 февраля 2016г.

В связи с введением в Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), многие исследователи в области начальной школы стали ставить и решать вопросы о путях формирования универсальных учебных действий (далее – УУД) младших школьников средствами различных учебных предметов ([1], [2], [5], [6], [8] и др.)

Наша статья посвящена формированию познавательных универсальных учебных действий - это такие действия, с помощью которых человек оказывается способным к освоению любой учебной дисциплиной и к познанию и освоению окружающего мира в целом, в том числе самостоятельно. Познавательные УУД включают в себя общеучебные, логические и действия по постановке и решению практических задач.

Нас, в первую очередь, будут интересовать логические УУД, так как дисциплина русский язык представляется нам одной из наиболее благоприятных для формирования данных УУД в силу свойства системности самого языка как объекта изучения [3]. К логическим УУД относятся сравнение, обобщение, выделение существенных признаков объектов и др.

В ФГОС НОО среди метапредметных результатов начального общего образования выделено «овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям» [7, с. 6-7].

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования сказано, что выпускник начальной школы должен научиться следующим познавательным универсальным учебным действиям (мы выделили из них только логические):

«- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-   осуществлять синтез как составление целого из частей;

-   проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

-   устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

-   строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

-    осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

-   устанавливать аналогии» [4, с. 17-18].

Кроме того, выпускник должен получить возможность научиться следующим познавательным универсальным учебным действиям (мы также выделили из них только логические):

«- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-   осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-   строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей» [4, с. 19].

Дисциплина «Русский язык» относится к предметной области «Филология». Она обладает богатейшими возможностями в формировании логических УУД младших школьников, так как сама система языка в высшей степени логична и являет яркие примеры различных видов отношений между ее элементами. Рассмотрим эти возможности.

Так, уже на добукварном этапе периода обучения грамоте младшие школьники, знакомясь с понятиями «речь», «предложение», «слово», «слог», «звук», одновременно осваивают иерархические системные отношения (Речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков). А основной метод обучения грамоте – звуковой аналитико- синтетический метод предполагает совершение младшими школьниками двух важных логических операций – анализа и синтеза единиц фонетической системы языка.

Изучение фонетики формирует у младших школьников понятие оппозиций, так как это единственный тип отношений, на котором строится фонетическая система языка. Ученики осознают противопоставление гласных и согласных звуков, твердых и мягких, глухих и звонких согласных и т. п. При этом очень важно обращать их внимание на основание для противопоставления, так как в дальнейшем они будут учиться сами искать такие основания. Кроме того, чрезвычайно важно обращать внимание и на выделение общих свойств разных звуков (Например, звуки [з] и [ж] оба согласные, звонкие, твердые, одинаково образуются – воздушная струя идет через узкую щель в ротовой полости (щелевые), но все же мы слышим разные звуки. Почему? Потому что они отличаются местом образования: [з] образуется при приближении кончика языка к зубам (переднеязычный зубной), а [ж] – при приближении кончика языка к переднему небу (переднеязычный передненебный). Таким способом мы можем начать формировать у младших школьников представление о том, как всего лишь один существенный признак может формировать различие в объектах окружающего мира.

При изучении элементов лексической системы языка, таких как синонимы, антонимы, школьники сравнивают значения слов, выделяя общие и отличительные компоненты значений. Похожие операции они совершают, когда учатся формулировать лексическое значение слова, в особенности с помощью родовидового способа толкования: они учатся сначала определять отнесенность понятия к некоему общему классу (роду), а затем –     выделять отличительные (видовые) признаки. При анализе значений многозначных слов школьники также занимаются поиском основания для переноса значения, а следовательно, выявлением сходств и отличий в значениях.

Раздел «Морфология», в котором изучаются части речи, содержит богатый материал для формирования умения выделять существенные признаки слов в грамматическом аспекте. В общем-то, когда школьник определяет принадлежность слова к части речи, делает морфологический анализ слова, он опирается на его существенные признаки (общее частеречное значение, морфологические особенности и синтаксическую роль). Умение классифицировать объекты по какому-либо признаку развивается при выполнении заданий типа «запиши слова в три столбика: имена существительные женского, мужского и среднего рода» или задание «третий лишний».

В процессе изучения синтаксиса уже на более сложном языковом материале школьники продолжают освоение операции классификации (типы предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию второстепенных членов и т. п.)

Итак, мы наметили общие направления в работе по формированию познавательных УУД младших школьников с использованием свойств, присущих языковой системе. В перспективе мы планируем разработку детальных рекомендаций и упражнений для формирования данных УУД.

 

Список литературы

1.      Молокова А.В. Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Новосибирской области: проблемы и решения/ Сибирский учитель. - 2011. - № 76. - С. 59-62.

2.      Молокова А.В. Особенности формирования универсальных учебных действий младших школьников в условиях информатизации образовательного процесса/ Сибирский учитель. - 2012. - № 83. - С. 20-24.

3.      Лаврентьева Е.В., Соловьева О.Б. Непрерывное языковое образование в техническом вузе/ Филология в XXI веке: методы, проблемы, идеи. Материалы Всероссийской научной конференции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет». Пермь, 2013. - С. 27-33.

4.      Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) [Электронный ресурс]. – Код доступа: http:// минобрнауки.рф/ документы/ 922. - Дата обращения - 08.10.2015

5.      Смолеусова Т.В. Проблемы реализации требований ФГОС НОО на уроке и внедрение инноваций/ Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - Т. 10. - № 6. - С. 5-10.

6.      Смолеусова Т.В. Система оценки: проблемы и перспективы реализации ФГОС НОО / Сибирский учитель. 2013. № 4 (89). С. 10-12.

7.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 [Электронный ресурс]. - Код доступа http:// минобрнауки.рф/ документы/922/файл/748/ ФГОС_НОО. pdf. - Дата обращения - 08.10.2015.

8.      Формирование у младших школьников личностных универсальных учебных действий нравственно- этической ориентации на уроках внеклассного чтения/Обучение и воспитание: методики и практика 2014/2015 учебного года: сборник материалов XXI Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. – С. 141 – 148.