Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЯХ ПРИРОДЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ НАБЛЮДЕНИЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 декабря 2017г.

В период дошкольного детства ребёнок открывает для себя мир природы. Познание её объектов, процессов, происходящих в ней, явлений природы становится необходимостью для ребенка, который каждодневно так или иначе вступает во взаимодействие с природой и должен учитывать в своей повседневной жизни происходящие явления в природе. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог даёт детям представления о природе, учит понимать её, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает способность любоваться красотой природного мира.

Природа представляет собой широкое поле для наблюдений, для обогащения знаний и опыта ребёнка. Сознание дошкольника обогащается запасом конкретных представлений о предметах и явлениях, которые уже сложились у дошкольников в процессе деятельности в природе, и развивается в процессе непосредственного общения с ней.

Воспитание любви к природе немыслимо без чувства восхищения ею. Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребёнка на красоту природы, помочь увидеть её, услышать. Восхищение красотой родной природы необходимо и взрослым, и детям, как пища для души, а порой и как лекарство. Поэтому, стремясь воспитывать детей как хранителей природы, мы должны, прежде всего, помочь им научиться испытывать восторг, восхищаясь природой. Ведь природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребёнку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал крики птиц, увидел, что снег - это много красивых снежинок. Так впервые дети воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запомнятся на всю жизнь, и будут влиять на отношение человека к природе, Родине [3].

Красота и многообразие природы влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями, дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию. Это создаёт благоприятные условия для развития логического мышления, речи. Описывая тот или иной объект природы, ребёнок учиться определять своё отношение к природе, передавать его в рисунках, рассказах. Встречи с природой возбуждают фантазию, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества, развивается память.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Отсутствие у детей знаний, неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, растениям. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Поэтому важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе [1].

При ознакомлении дошкольников с сезонными изменениями в природе обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. Развитие представлений о сезонных изменениях в природе может использоваться для развития интеллектуальных умений, так как оно представляет обширный материал для сравнения, установления причинно-следственных связей, применения знаний в новой ситуации.

Для того, чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно- образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного.

В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» в процесс ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи. Основная задача в умственном воспитании – образование у детей знаний о неживой природе, растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы. Нужно показать детям природу такой, какой она есть в действительности, воздействуя на их органы чувств. Неотъемлемая часть умственного воспитания – сенсорная культура, направленная на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий. Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе.

Работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой направлена в основном на углубление полученных ими ранее знаний, на формирование более полных и точных представлений о сезонных изменениях в природе, на уяснение некоторых новых, неизвестных детям связей и закономерностей. Необходимо активизировать мыслительную деятельность детей, больше развивать их инициативность и самостоятельность при выявлении связей некоторых предметов и явлений природы; сообщая что-то новое надо обязательно использовать уже имеющийся у детей опыт и знания.

Программа по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе предусматривает усвоение детьми трёх групп связей:

-     причинно-следственные, свидетельствующие об изменении предмета или явления  природы вследствие определённой причины;

-    последовательные – о последовательном изменении предмета или явления на определённых стадиях развития;

- временные – о совпадении во времени нескольких явлений, вызванных общей причиной.

Составляя план работы с детьми, педагог должен руководствоваться некоторыми принципами. Важнейшим из них является опора на чувственное восприятие, так как это основа познания и деятельности. Поэтому в правильно организованной системе занятий большая часть времени отводится наблюдениям и экскурсиям, имеющим целью дать детям конкретные представления, обеспечить понимание ими объективно существующих связей.

Проводя повторные наблюдения за одними и теми же явлениями природы, экскурсии в одно и то же место в разное время года, воспитатель «подталкивает» детей к сравнению, к выделению общего и отличного в наблюдаемых предметах и явлениях, к классификации их на основе понимания, их связей. Каждое повторное наблюдение должно нести в себе элементы новизны, и от наблюдения к наблюдению должно усложняться их содержание. Важно стремиться не только и не столько к тому, чтобы дети имели определённое количество представлений, но чтобы эти представления были достаточно глубокими и полными и чтобы дети умели разумно применять их в различной деятельности. Это достигается такой организацией педагогического процесса, когда занятия, на которых дети, используя свой чувственный опыт, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы, рассуждают [2: с.9].

Необходимо обращать внимание детей на главное в предмете, связать с обозначающими их словами. Из чувственно воспринимаемого усваивается лишь то, что может быть названо соответствующим словом. Чувственное восприятие – первоисточник всех знаний о природе, а верное отражение действительности в сознании происходит при помощи лишь тех слов, которые связаны с этим восприятием. Формирование представлений детей и обогащение их словаря осуществляется одновременно. Развитие восприятий идёт от нерасчленённых впечатлений к обобщениям на основе соответствующего выделения и связывания качеств и свойств предметов и явлений.

 

Список литературы

 

1. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] /Н.Ф. Виноградова – М.: Просвещение, 2008.

2. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] /А.И. Иванова – М.: ТЦ Сфера, 2007.

3.  Николаева С.Н. О некоторых подходах к экологическому воспитанию  детей  [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. – С. 50.