Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
В настоящее время в рамках современного образования и воспитания много говориться о развитии компетентной личности, готовой к реальному жизненному общению и способной к решению коммуникативных задач. Когда говорят об общении как об обмене информацией, имеют в виду его коммуникативную сторону. В коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, а активный обмен ею, при котором особую роль играет значимость того или иного сообщения. А это возможно тогда, когда информация не просто принята, но и понятна, осмыслена. Взаимное информирование двух индивидов, каждый из которых выступает в диалоговом общении как активный субъект, предполагает налаживание совместной деятельности. Обмен информацией обязательно предполагает психологическое воздействие на партнера в целях изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это взаимодействие. Важно формировать у ребенка такие умения и навыки, с помощью которых он будет передавать в дальнейшем свои идеи, мысли таким образом, что они будут понятны всем участникам коммуникации. Только при таких условиях акт речевого взаимодействия является успешным. В данной связи коммуникативный акт понимается, с одной стороны, как акт передачи идей по средствам языка (Кондильяк, Дж. Локк, Ф. Бэккон, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо), а с другой стороны, как вербальное поведение (Ч. Пирса, Д. Дьюи, Дж. Г. Мида, Р. Карнапа, Ч. Морриса). Участнику акта общения необходимо трансформировать, интерпретировать как свою речь, так и речь других участников коммуникации. Проявление креативности в процессе речевого взаимодействия характеризует человека как лицо, обладающее определенным набором компетенций (Н. Хомский), которые способствуют решению коммуникативных задач. Усваивая в детстве нормы, правила и особенности коммуникации, человек становится членом определѐнного сообщества. И тем самым его «приватная субъективность» превращается в интерсубъективность. Его речь (индивидуализированная речь) приобретает характеристики понятности и нормативности, он оказывается в состоянии следить за аргументацией других людей, понимать или не понимать их, самостоятельно развертывать соответствующую коммуникацию. Язык, обеспечивая коммуникативную общность, обуславливает нормы взаимодействия в обществе: предметнопрактическая деятельность в ситуации общения – это то основание, априорное условие, реализация которого позволяет ребѐнку усваивать всю систему знаний, существующих в обществе, и предметных, и ролевых, и символических.

Вхождение человека в коммуникативную общность с помощью языка может осуществляться по-разному; на разных условиях: 1) в социолингвистическом плане – как взаимодействие разноязычных социумов; 2) в психолингвистическом плане - как индивидуальное двуязычие; 3) на собственно лингвистическом уровне – как смешение взаимопроникновения двух самостоятельных, самодостаточных языков. Существует ряд факторов, которые определяют формирование и развития коммуникативной компетенции. Развитие речевой деятельности, как взрослого, так и ребѐнка обусловлено развитием деятельности общения и содержанием потребности в общении. Выделяют четыре формы общения как со взрослыми так и со сверстниками: эмоционально-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое и внеситуативно-личностное. В эмоционально-личностном общении субъектом коммуникации выступает взрослый. Большое значении придается общению матери с ребѐнком и близкими родственниками. В предметно-действенном общении ребѐнок наблюдает деятельность взрослого и извлекает из неѐ образцы для подражания. В процессе предметно-действенного общения ребенок стремится к познанию окружающего мира, а «практические контакты ребенка со взрослым в ходе совместных действий организуют ориентировку ребѐнка». Ситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками характеризуется тем, что, контактируя со сверстниками, ребята стремятся наладить между собой деловое сотрудничество. Они заняты общим делом, и хотя каждый что-то выполняет индивидуально, дети все же стараются согласовывать действия для достижения единой цели. Для общения между собой дети используют экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые средства. Следует отметить, что содержанием детской речевой деятельности как важного компонента коммуникативной компетенции является потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Возникшие потребности становятся внутренними побудителями деятельности – мотивами. Необходимо сказать, что сверстник оказывает огромное влияние на развитие личности ребѐнка, так как будучи равным субъектом позволяет увидеть и узнать себя в зеркале. Межличностные отношения – это многообразная и относительно устойчивая система избирательных отношений, эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. Говоря о взаимодействии ребенка со взрослым или со сверстником, разумно затронуть вопрос познавательной деятельности. Средством развития познавательной деятельности выступает коммуникативная деятельность (общение), которая обслуживает любую практическую деятельность. Иначе говоря, сама по себе коммуникативная деятельность не имеет смысла для человека, она необходима ему для того, чтобы обслужить другую деятельность. В процессе познания окружающего мира (мира вещей, мира природы, мира людей) дети используют коммуникативную деятельность (речевые средства выражения) и проявляют свое отношение к миру в игровой деятельности. В данном случае очень важным компонентом при формировании коммуникативной компетенции и развитии речевой деятельности является подражание. Здесь человека можно определить как существо, способное к подражанию. Именно подражание открывает одновременно и саму тайну человека, и противоречивую природу его как думающей машины. Например, ребенок после того, как он долго наблюдал за своим товарищем, качающим головой, в конце концов, приходит к тому, что подражает его движениям. Наш мир – это мир воображения, которое действует автоматически. Повторение заменило выбор, подражание – волю. Нынешние люди – жертвы некоего социального гипноза. Однако подражание может быть и формой симпатии. В самом деле, симпатия заключается в том, чтобы испытывать воздействие с точки зрения другого. Всякое духовное деяние с самого начала несет в себе долю подражания. Воспринимать – значит создавать образ объекта, воспроизводить его. Подражание, сопровождающееся симпатией, - это уже попытка создания нового, которое пока еще ищет себя, но уже мало-помалу и осуществляет себя. Следует отметить, что на формирование коммуникативной компетенции школьников влияют такие визуальные факторы как чтение и средства массовой коммуникации (СМИ).
Необходимо посмотреть на чтение в широком социальном контексте - «глобально», увидеть чтение целостно - как особый социокультурный феномен, посмотреть на его роль в жизни общества и различных социальных групп. Применительно к детскому чтению это означает, что чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе. Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. Оказывается, читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, с точки зрения С.Н. Плотникова, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека. Информационный бум охватил все слои общества, включая и дошкольников. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет невозможно. Основное внимание исследователей при рассмотрении общения, информационного взаимодействия, функционирования средств массовой коммуникации в последнее время чаще всего сосредоточивалось на разработке новых способов и форм социального взаимодействия, современных информационно-коммуникативных технологий, на их необходимости и в целом на позитивном значении и влиянии на организацию совместной деятельности, социальное управление, на развитие общества и личности. Но как у каждой медали есть обратная сторона, так и в данном случае имеется таковая. Достаточно очевидно, что без постоянного информационного контакта невозможно полноценное развитие человека и нормальное функционирование общества. В настоящее время практически не подвергается сомнению тот факт, что человек для реализации своего социального поведения в обществе нуждается в постоянном притоке информации. Постоянная информационная связь с окружающим миром, социальной средой, в которой он действует как активный социальный субъект, является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности. Необходимую информацию человек получает из непосредственного опыта, личного общения, а также из разнообразных источников информации (книги, радио, телевидение, журналы, газеты и другие источники знаково-символического характера). Причем закономерностью общественного развития является преобладание и резкое увеличение доли информации, получаемой из информационных источников, нежели из непосредственного опыта и личного общения. Ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко явные агрессивные действия главного экранного героя (грабежи, драки, убийства, поджоги и т.п.) оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана (в нашем случае это ребѐнок-дошкольник) стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляет в ребенке устойчивое представление, которое впоследствии бывает весьма сложно исправить, поменять. Подводя итог, следует отметить, что существует большое количество факторов, которые способствуют формированию коммуникативной компетенции, с одной стороны, и проявляют свои отрицательные свойства – с другой стороны. Однако гармония и сбалансированная взаимосвязь данных факторов позволит развить в ребѐнке все самые лучшие качества в рамках гуманистической концепции воспитания и образования и создать все предпосылки для формирования прочного пласта, как основы коммуникативной компетенции.


Список литературы
1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов — М, 1969.
2. Денисенко О. А. Методика раннего обучения английскому языку на основе произведений англоязычной литературы: дисс... канд. пед. наук. - Тамбов, 1995.
3. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - №5.
4. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме: В 3-х тт. Т.1. - М., 1980.
5. Мид М.. Культура и мир детства: Пер. с англ. - М., 1989.
6. Руссо Ж. Ж. Избранные произведения: В 3-х тт. Т.1. - М., 1961.
7. Солопова Е. В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников с применением компьютера в процессе обучения: дисс... канд. пед. наук. - Елец, 2008.
8. Тер-Минасова С. Г., «Язык и межкультурная коммуникация», М – 2000.
9. Chomsky N. Cartesian Linguisties – N. Y., 1966.