Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ КЛУБА «ЭПОЛЕТ» В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ СТАНОВЛЕНИИ СУВОРОВЦЕВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА

Авторы:
Город:
Владикавказ
ВУЗ:
Дата:
12 ноября 2018г.

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость [1].

Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине [4].

В связи с этим в Северо-Кавказском суворовском военном училище в 2014 году был создан и осуществляет свою деятельность патриотический клуб «Эполет», в котором суворовцы приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, офицеру, гражданину, патриоту.

Программа патриотического клуба «Эполет» направлена на системный подход к формированию гражданской позиции суворовца, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом используется педагогический потенциал социального окружения в помощи суворовцам освоения общественно-исторического опыта путём вхождения в социальную среду.

Отличительные особенности работы патриотического клуба «Эполет» заключаются в том, она предполагает:

- формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну;

-   воспитание личности суворовца – патриота России, способного встать на защиту интересов страны;

- формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что любовь к Родине, патриотические чувства формируются у суворовцев постепенно, в процессе накопления знаний и представлений о себе, об окружающем мире, об истории и традициях народа России, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Для того чтобы определить эффективность работы клуба «Эполет», нами было проведено экспериментальное исследование.

Целью разработки диагностического инструментария, формами которого являются количественные (анкетирование, опросы, интервьюирование), наряду с качественными методами сбора данных, стало:

-     провести оценку содержания компонентов социокультурной идентичности личности суворовца для определения представленности этнических, общероссийских (гражданских) и общекультурных норм и ценностей;

-    провести оценку соотношения предпочитаемых качеств личности суворовцев с эталонными качествами личности гражданина-патриота России;

- на основе «индуцируемой проекции» (Дж.Ньютон, Д. А. Леонтьев) оценить степень сформированности гражданско-патриотической идентичности суворовцев.

Стоит отметить, что изучаемый нами объект – суворовцы пятых классов, имеет ряд особенностей. Прежде всего, переход из начальной школы в среднюю является проблемным и переломным для каждого ребенка.

Возраст 11-12 лет можно охарактеризовать как переходный период от младшего школьного к младшему подростковому, в процессе которого школьник приобретает чувство взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка [2].

Поступление в суворовское училище – важный и сложный период в жизни детей. Ситуация новизны является для любого человека в определённой степени тревожной, а для ребенка тем более. Он переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределённости представлений о требованиях учителей и воспитателей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в суворовском коллективе и пр.

Не менее важно, что для пятиклассника все представляется новым: на смену одному классному руководителю приходят новые педагоги, если раньше все предметы проводились в одном кабинете с одним преподавателем, то сейчас суворовец переходит на предметное обучение, появляются новые курсы. Очевидно, что переход из начальной школы в среднюю школу связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют о том, что в начале обучения пятиклассники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе [5].

В связи с тем, что формирование гражданско-патриотической идентичности предполагает формирование определенных структурных компонентов, анализ результатов представлен в виде нескольких блоков.

Социокультурная идентичность учащихся оценивалась с помощью двух диагностических приемов: анкетного опроса учащихся и анкетного опроса их родителей. Затем результаты опросов подвергались сравнительному анализу.

Данный прием позволяет определить структуру идентичности детей в соответствие с моделью: этнические нормы и ценности – общероссийские –общечеловеческие на трех уровнях: когнитивном, эмоционально-оценочном и мотивационном (поведенческом).

Структура социокультурной идентичности обследуемых суворовцев в целом характеризуется следующими особенностями:

-   на когнитивном (осознаваемом) уровне более всего представлены общероссийские культурные нормы и  ценности (более 70 баллов по 100 - балльной шкале), что означает достаточно высокий уровень осознания своей гражданской идентичности, принадлежности к общей культуре народов России;

-   вторую и третью позиции занимают этнические культурные нормы и общечеловеческие соответственно (35 баллов и 24);

-     данная пропорция в целом сохраняется и в сравнении выборок по этническому принципу, но у представителей титульных наций этнические ценности осознаются в большей степени, чем у представителей не титульных наций, которым присущи общероссийские культурные нормы;

-   на мотивационном уровне, определяющем поведение суворовцев, их выборы и культурные предпочтения в обыденной жизни, в обеих описываемых группах преобладают общечеловеческие культурные нормы, хотя и значение культуры общероссийской достаточно высоко.

Диагностический прием, использованный в оценке степени сформированности уровня гражданско- патриотической идентичности суворовцев с помощью построения психологического портрета гражданина России, позволяет оценить содержание идентичности суворовцев по 15-ти шкалам, отражающим наиболее значимые социально-психологические и личностные качества. Данные характеристики получены в результате отбора методом экспертной оценки (экспертами выступили наиболее авторитетные представители психолого-педагогического профессионального коллектива Северо-Осетинского государственного педагогического института, имеющие научную степень и большой опыт практической деятельности).

Анкетирование проведено в начале и в конце учебного года. В процессе исследования, суворовцам предъявлялся один и тот же список психологических качеств, с просьбой оценить их выраженность у себя (дать самооценку) и оценить типичный, по их мнению, набор качеств гражданина-патриота России. Полученные результаты были сведены в итоговые таблицы данных, позволяющие построить графический профиль «Психологический портрет гражданина России».

Суворовцы были ограничены в количестве выборов (не более 5-ти) в каждом случае оценки, что позволило на основе частотного анализа проранжировать и сравнить оба полученных профиля.

Полученные данные в целом укладываются в представления современной психолого- педагогической науки о возрастных особенностях исследуемых детей. При сравнении профилей, набор предпочитаемых качеств практически одинаков, что говорит о высокой степени идентичности «Я-образов» суворовцев с образом гражданина-патриота России.

Сравнительный анализ и сопоставление результатов суворовцев 5-х классов в начале и в конце учебного года наглядно свидетельствует об эффективности разработанных нами мероприятий в рамках реализации программы патриотического клуба «Эполет» Северо-Кавказского суворовского военного училища. Результаты обследования представлены на рисунках 1,2.



В результате проведенного исследования достаточно четко просматриваются ценностные установки суворовцев на необходимость изучения истории Отечества как одного и важнейших предметов в системе образования и воспитания. Суворовцы четко осознают и понимают необходимость защиты интересов Отечества. Проявляют активность при проведении мероприятий гражданско-патриотической направленности и организации коллективных дел, при этом обнаруживают высокую ответственность, осознание гражданского и патриотического долга.

Таким образом, результаты проведенного исследования показывают, что в целом выборка суворовцев пятых классов характеризуется выше среднего уровнем сформированности гражданско-патриотической идентичности (73,68 % респондентов). Исследование выявило высокую когнитивную способность суворовцев пятых классов, а именно осведомленность в области социально- политического устройства России, ее государственности и культурных традициях. Суворовцы знают о своей этнической принадлежности, религиозной приверженности.

Абсолютное большинство выразило любовь к своей Родине. Будучи преданными, своей Родине, суворовцы готовы ее защищать и отстаивать (об этом свидетельствуют высказывания суворовцев в сочинениях). Из большинства ответов видно, что суворовцы успешно социализировались, эмоционально усвоили и приняли свою этническую и гражданскую идентичность. Суворовцы показали высокий уровень гражданственности по отношению к старшим, более 55% говорят о необходимости заботиться, о пожилых людях и инвалидах.

Проведенное исследование уровня сформированности гражданско-патриотической идентичности суворовцев показало, что активный поиск новых технологий обучения и воспитания, создание системы оценки результатов деятельности педагогического сообщества – просто необходимо, с точки зрения потребности государства в воспитании активного, компетентного, патриотически ориентированного гражданина страны.

Предлагаемые на сегодняшний день подходы к решению проблемы формирования гражданско- патриотической идентичности суворовцев требуют дальнейшей проработки со стороны научного педагогического сообщества, государственных органов власти, что позволило бы значительно продвинуться в области создания эффективной и современной образовательной системы Российской Федерации.

 

Список литературы

 

1.        Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 г. Москва "О национальной доктрине образования в Российской Федерации".

2.        Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 2000. – 624 с.

3.        Вырщиков А.Н., Пашкович А.П. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников – М.: ООО «Глобус», 2007.

4.        Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавание истории и обществознания в школе // 2009. - № 5. – С.13-18.

5.        Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах - В помощь школьному психологу – Волгоград, изд-во «Учитель», 2010.