Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Общая система нравственных ориентиров – когда представители всех поколений в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории – неотъемлемое условие решения масштабных национальных задач. Именно нравственные ценности становились сплачивающим фактором в самые сложные периоды развития государства.

Актуальность изучения роли семьи в процессе формирования смысложизненных ориентаций у молодежи определяется не только тем, что подростковый является одним из ответственных периодов формирования личности, когда происходит осознание смысла жизни и ее целей; этот период является сензитивным для формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. Кроме того, формирование смысложизненных ориентаций у современных подростков происходит в период кардинальных изменений в политической, экономической, духовной сферах нашего общества, что не может не отражаться на их ценностных ориентациях и поступках.

Семья является важнейшим фактором становления личности и формирования мировоззрения в старшем школьном возрасте. Однако современные родители, устремленные на самореализацию в своей трудовой деятельности и карьерный рост, зачастую не успевают уделять должного внимания своим подрастающим детям. Именно поэтому возрастает роль эффективного взаимодействия школьных психологов и педагогов с родителями учащихся с целью повышения педагогической компетентности родителей, усиления воспитательного потенциала семьи. Все вышесказанное обуславливает актуальность и важность, как с теоретической, так и с практической точек зрения, изучения особенностей смысложизненных ориентаций старших школьников из семей с разными воспитательными стилями.

Результаты представленного эмпирического исследования получены на выборке, состоящей из учащихся 9- 10-11 классов трех средних общеобразовательных школ в г.Москве (65 учеников), г.Старая Русса Новгородской области (90 учеников) и г. Батайск Ростовской области (60 учеников). Всего 215 школьников, из них мальчиков - 103, девочек - 112, из полных (143 ученика) и неполных семей (72 ученика).

Были использованы следующие психодиагностические методы исследования: методика смысложизненных ориентаций Леонтьева Д.А.; методика «Система жизненных смыслов» Котлякова В.Ю.; методика «Стили семейного воспитания: взаимодействие родитель-ребенок» Марковской И.В.

Анализ результатов эмпирического исследования позволил выявить статистически значимые различия смысложизненных ориентаций девочек и мальчиков в таких компонентах, как цели в жизни (девочки более целеустремленные, по сравнению с мальчиками и являются более осознанными) и локус контроля Я (девочки в большей степени ощущают себя хозяевами своей жизни, чем мальчики)

Далее: выявлены статистически значимые различия смысложизненных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей по шкалам цель в жизни и локус контроля жизнь. Таким образом, у девочек, проживающих в мегаполисе и воспитывающихся в полной семье, в большей степени выявлено наличие целей на будущее и вера в контролируемость своей жизни, чем у девочек из неполной семьи.

У старшеклассников, проживающих в мегаполисе Москве и провинциальных городах севера (г. Старая Русса) и юга (г. Батайск), выявлены статистически значимые различия смысложизненных ориентаций. У девочек из г. Москвы ощущение продуктивности (шкала результат) и осмысленности прожитой части жизни значимо меньше, чем у девочек из городов Старая Русса и Батайск.

Стили родительского воспитания существенно разнятся в зависимости от условий проживания (мегаполис–    провинция и полная семья неполная семья). Доказано, что в мегаполисе у матерей, по сравнению с отцами, наблюдается более выраженная эмоциональная близость с ребенком, а у отцов в большей степени, чем у матерей, выражены последовательность воспитания детей. В провинции, у матерей более выражена эмоциональная близость с ребенком, направленность на сотрудничество с ним, а также матери в большей степени испытывают удовлетворенность от отношений с ребенком. У отцов в семьях из провинции, в большей степени, чем у матерей проявляется строгость в воспитании.

Выявлено, что у матерей из г.Москвы, в сравнении с матерями из городов Старая Русса и Батайск, значимо более выражена мягкость, а у матерей из провинции в большей степени преобладают принятие ребенка и удовлетворенность отношениями с ребенком.

Выявлены статистически значимые различия относительно полноты семьи. Обнаружено, что к мальчикам из мегаполиса матери относятся одинаково, вне зависимости от полноты семьи, а к девочкам, меняется отношение. Так к девочкам из неполной семьи, проживающим в мегаполисе, матери относятся с более выраженной требовательность и строгостью, эмоциональной дистанцией, большим отвержением их личности, отсутствием сотрудничества в отношениях, отсутствием согласия, непоследовательностью в воспитании, сниженным авторитетом матери и более низкой удовлетворенностью отношениями с ребенком.

Однако если сравнивать отношение матерей к детям, проживающих в провинции, то видно, что вне зависимости от степени полноты семьи, матери к своим детям относятся одинаково. Однако в отношениях с мальчиками в неполных семьях, несколько повышается сотрудничество матерей с детьми.

Таким образом, сотрудничество лучше всего проявляется у матерей из полных семей, проживающих в г. Москва, и матерей из неполных семей, проживающих в городах Старая Русса и Батайск.

Были выявлены влияния определенных стилей воспитания на особенности смысложизненных ориентаций подростков, проживающих в мегаполисе и провинции.

Так, в семьях, проживающих в мегаполисе, стили воспитания матери оказывают влияние на формирование целей, результата, локуса контроля Я и общей осмысленности жизни. Причем доказано, что:

–    чем меньше требовательна мать, но при этом нацелена на сотрудничество с ребенком, тем лучше у старшеклассников развиты цели в будущем, которые придают осмысленность их жизни;

–   чем выше требовательность матери, тем меньше у детей удовлетворенности от самореализации и меньше общая осмысленность жизни;

–    при сниженной требовательности матери, которая компенсируется отсутствием полного принятия того, что делает ребенок наблюдается восприятие ребенка самого себя, как сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора.

Доказано, что стили воспитания отца в семьях, проживающих в мегаполисе, оказывают влияние на все переменные смысложизненных ориентаций. Выявлено, что:

–   чем менее требователен отец при достаточно выраженной стратегии сотрудничества с ребенком, тем чаще старшеклассники ставят цели в будущем, которые придают осмысленность их жизни, чувствуют удовлетворенность от самореализации и верят в то, что они могут свободно принимать решения и воплощать их в жизнь;

–   чем ярче выражена стратегия на сотрудничество с ребенком и последовательность в воспитании, тем жизнь старшеклассникам кажется более яркой и эмоционально насыщенной;

–   при сочетании сниженной требовательности со стороны отца, стратегии, направленной на сотрудничество с ребенком и последовательность в воспитании будет наблюдаться у старшеклассников представления о себе, как о сильной личности, а также будет более высокая осмысленность жизни.

В семьях, проживающих в провинции, было выявлено только влияние стиля воспитания матери на убеждения их детей, что они могут контролировать свою жизнь, т.е. при направленности матери на сотрудничество с ребенком будет повышаться у старшеклассников убеждения в том, что они способны свободно принимать решения.

Также доказано, в полных семьях воспитательные стили родителей наибольшее влияние оказывают на формирование целей в будущем, удовлетворенность от самореализации, убежденность в контролировании своей жизни и общую осмысленность жизни. В неполных семьях стили воспитания оказывают влияние только на удовлетворенность от самореализации и убежденность старшеклассников в способности управлять своей жизнью.

Таким образом, в ходе анализа были выявлены основные стратегии воспитания, которые положительно сказываются на смысложизненных ориентациях – это снижение требовательности и использование стратегии Было установлено, что воспитательные стили родителей по-разному влияют на смысложизненные ориентации старших школьников: выявлены основные стратегии воспитания, которые положительно сказываются на смысложизненные ориентации – это снижение требовательности и использование сотрудничества.

 

Список литературы

1.      Котляков В.Ю. Методика «Система жизненных смыслов» // Вестник КемГУ. — 2013. — №2 (54). — С.148- 153

2.      Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО), – М., 2002.

3.      Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000.