Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
12 ноября 2018г.

На данный момент времени для сохранения и укрепления здорового потенциала личности особенно важно находиться в ситуации благополучия. Если чувство удовлетворения исчезает, то возникают такие побочные состояния как: напряжение, жесткость, телесные зажимы, эмоциональные пробки, несогласованность в действиях и операциях, снижение творческого потенциала, что, в свою очередь, приводит к состоянию психологического неблагополучия личности. Вследствие психологических зажимов компенсирующие способности личности начинают истощаться или блокируется действие компенсаторных механизмов, которые ведут к сокращению организмических ресурсов. По мнению отечественных исследователей – П.П. Фесенко [7], Л.В. Куликова [5], М.Г. Голубевой [3], психическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям предшествуют такие факторы как: снижение настроения, частые переживания страдания, ограниченные эмоциональной сферой расстройства.

Как утверждает Ю.А. Зорко, чувство благополучия для психического здоровья выступает в качестве основного феномена здоровья человека. Благосостояние личности по своей природе, в основном, субъективно, тогда как субъективное благополучие является обобщенным и относительно стабильным опытом, который имеет особое значение для человека [4].

По мнению П.П. Фесенко, субъективное благополучие или неблагополучие личности основывается на частных оценках различных аспектов жизнедеятельности, а именно: социальное, духовное, физическое, материальное и психологическое благополучие [7]. Л.В. Куликов говорит о том, что психологическое благополучие является важной категорией здоровой личности, так как оно представляет собой согласованность психических процессов и функций, чувство целостности, внутренний баланс [5]. Психологическое благополучие более стабильно, когда человек находится в гармонии и имеет четко определенные цели, план их успешной реализации, а также наличие ресурсов и условий для их достижения. Как утверждает В.В. Лагерев, субъективное благополучие возникает в ситуации фрустрации человека, монотонии исполнительного поведения и вследствие других подобных условий [6]. Ситуация объективного благополучия основывается на удовлетворенных межличностных взаимоотношениях, умении взаимодействовать с окружающими людьми и получать от этого положительные эмоции с целью удовлетворения потребности в эмоциональной теплоте. Л.В. Куликов говорит о том, что негативное влияние на эмоциональное благосостояние личности оказывают социальная изоляция, напряженность в межличностных отношениях, замкнутость, некоммуникабельность [5].

П.П. Фесенко выделяет шесть основных компонентов психологического благополучия личности: автономия, управление окружающей средой, личностный рост, позитивные отношения с другими, самопринятие, целеустремленность в жизни.

1.     Понятие автономии выступает как способность быть независимой личностью, способной противопоставить свое мнение мнению большинства, а также нестандартно мыслить. Отсутствие достаточного уровня автономии приводит к конформизму, чрезмерной зависимости от мнений окружающих людей.

2.    Управление окружающей средой подразумевает наличие таких качеств, которые определяют успешное овладение различными видами деятельности: способность к достижению желаемых результатов, преодоление трудностей на пути достижения своих целей. В случае отсутствия этих характеристик возникает чувство собственной слабости, некомпетентности, неспособности изменить или улучшить ситуацию для достижения желаемого результата.

3.   Личностный рост включает в себя желание развиваться, учиться и воспринимать новое, а также наличие чувства собственного прогресса. Следствием невозможности личностного роста является чувство скуки, застоя, отсутствие веры в свои способности к развитию, овладению новыми навыками и способностями, интерес к жизни, в данном случае, уменьшается.

4.     В качестве позитивного отношения с окружающими представлены такие компоненты как: способность к эмпатии, умение быть открытым для коммуникации, а также наличие навыков, которые помогают устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, желание быть гибкими во взаимодействии с окружающими, способность прийти к компромиссу. Отсутствие навыков позитивного взаимоотношения с людьми указывают на одиночество, изоляцию, неспособность установить и поддерживать доверительные отношения, нежелание искать компромиссы.

5.    Фактор самопринятия отражает позитивную самооценку самого себя в жизни, осознание и принятие не только своих положительных, но и отрицательных качеств. Противоположностью самопринятия является чувство неудовлетворенности собой, выраженное в отказе от определенных качеств личности, недовольстве своими прошлыми поступками.

6.      Целеустремленность в жизни связана с чувством осмысленности своего существования, ощущением ценности того, что было в прошлом, происходящего в настоящем и будет происходить в будущем. Отсутствие целей в жизни влечет за собой чувство бессмысленности, тоски, скуки [7].

Как утверждает М.Г. Голубева, на данный момент времени возникает разрыв между интенсивностью социальных, экономических, политических, духовных изменений в российском обществе и неспособностью людей адаптироваться к этим изменениям, которая вызывает увеличение социальной тревожности, напряженности и неопределенности относительно завтрашнего дня [3]. С.В. Васильева говорит о том, что сложность социально-политической ситуации в настоящее время особенно сказывается на студентах [2]. Следует отметить тот факт, что процессы переживаний и возникающей вследствие дезадаптации наиболее ярко проявляются в образовательной и профессиональной деятельности, которые связаны с перестройкой системы высшего образования, переходом многих университетов к новым учебным моделям, с изменениями учебных программ, внедрением новых курсов, новых образовательных технологий.

Е.В. Барышева утверждает, что учебный процесс в вузе является принципиально новым этапом по сравнению с предыдущим школьным, а именно: повышается информационная нагрузка, сопровождающаяся аритмичностью в учебной деятельности, межличностные отношения становятся более сложными, возникают проблемы из-за отделения от семьи, проживанием в общежитии. Указанные факторы провоцируют длительное состояние эмоционального стресса, возникновение тревоги, ощущение психологической отгороженности [1].

В особо сложной ситуации находятся студенты начальных курсов, так как после выпускных экзаменов в школе и вступительных в университете, студент сразу попадает в новые специфические социальные условия и не успевает адаптироваться к ним. Для успешной образовательной деятельности студенты вынуждены мобилизовать резервы своего организма из-за дополнительного волевого напряжения, поскольку они приходят на занятия в сокращенном функциональном состоянии. В период начального обучения в вузе студенты сталкиваются с необычными методами и формами обучения, новыми эмоциональными переживаниями, они меняют режим работы и отдыха, сна. По мнению М.Г. Голубевой, великая информационная революция оказывает значительное влияние на психологический комфорт студентов, что усиливает смещение традиционных ценностей [3].

П.П. Фесенко говорит о том, что студенты чаще, чем их сверстники из других социальных групп, страдают различными заболеваниями, которые связаны, в большинстве случаев, с социальной дезадаптацией [7]. Для студентов первого года обучения ведущей является сфера образовательной деятельности и межличностных отношений. В период адаптации к высшему учебному заведению значительное влияние оказывает нейропсихический стресс, который наиболее выражен на начальном этапе обучения, оказывает значительное негативное влияние на здоровье и успех обучения студентов.

Анализируя состояние проблемы психологического благополучия студентов различных профилей обучения сегодня, можно сказать, что психологическое благополучие субъективно и выражается в осознании их жизни (цели, значения, достигнутые результаты - когнитивная составляющая) и переживания за раелизацию целей, за их поведение во внешнем мире (эмоциональный компонент). Студенческие годы - это период профессионального развития, обусловливающий появление различных кризисов (адаптация,  «отрыв от родителей», профессиональное развитие), которые могут изменить или снизить уровень психологического благополучия студентов. В результате снижается эффективность тренировочных мероприятий, возникают психосоматические расстройства.

 

Список литературы

 

1.        Барышева Е.В. Социально-психологическая детерминация здоровья студенчества в системе открытого образования: дис. канд. псих.н. / Е.В. Барышева. – Москва: Моск. гос. соц. ун-т, 2004. – 205 с.

2.        Васильева С.В. Структурные и динамические особенности студенческого адаптационного синдрома: автореф. дис. канд. псих.н. / С.В. Васильева. – Санкт – Петербург: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2000. – 16 с.

3.        Голубева М.Г. Психологические факторы преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек: автореф. дис. канд. псих. н. / М.Г. Голубева. – Астрахань, 2006. – 22 с.

4.        Зорко Ю.А. Особенности психического здоровья студентов / Ю.А. Зорко // Медицинские новости. – 2008. – №12. – С. 9-12

5.        Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учебное пособие / Л.В. Куликов. – Санкт - Петербург: «Питер», 2014. – 464 с.

6.        Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками /В.В. Лагерев // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе. – Вып. 3. – Москва: «Изд-во НИИ ВШ», 2009. – С. 3 – 49

7.        Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: дис. канд. псих. н. / П.П. Фесенко. – Москва: Моск. гос. соц. ун-т, 2005. – 24 с.