12 ноября 2018г.
Подготовка детей к переходу в замещающую семью актуальна и необходима. Опыт показывает, что воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье даёт возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребёнка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления и развития его личности.
Семья в значительной мере приобщает ребёнка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения.
В семье дети учатся социально одобряемому поведению, приспособлению к окружающему миру, построению межличностных взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Именно в семье ребёнок получает представление о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
Для того чтобы ребёнку, оставшемуся без попечения родителей и воспитывающемуся в государственном учреждении, было легче войти в замещающую семью, с ним необходимо проводить определенную подготовку. Так ребёнок, заранее прошедший подготовку легче идёт на контакт с новыми людьми, появившимися в его жизни, намного спокойнее воспринимает предстоящие изменения.
Работа по подготовке ведется с целью успешной адаптации в семье и предотвращению возврата ребенка в учреждение. Осуществляется данная деятельность в несколько этапов:
I этап — предварительный (сбор информации о ребенке)
Его осуществляет педагог - психолог и социальный педагог. Этап включает в себя:
– знакомство с ребенком, определение проблемных областей развития личности ребенка
- изучение и анализ социальной истории и медицинской карты ребенка
– наблюдение за поведением ребенка в разных ситуация
– анализ игровой и продуктивной деятельности
– тестирование, анкетирование
Основные задачи работы на предварительном этапе:
– установление доверительных отношений с ребенком,
– сбор информации о жизни ребенка и истории его семьи,
– заключение по результатам психологической диагностики.
II этап – подготовка ребенка к помещению в семью
Данный этап включает в себя:
- углубленную диагностику о состоянии нервно-психической и эмоциональной сфер ребенка, особенностях его личности и познавательной деятельности, характере его травм, уровне сформированности высших психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, речь)
- коррекционно-развивающие занятия, направленные на формирование представлений о жизни в семье, семейных отношениях, семейных ролях, правах и обязанностях членов семьи, позитивного восприятия новой семьи, четкого понимания произошедшего с ним в прошлом и мотивация на будущее, формированию адекватного восприятия образа будущей семьи и места ребенка в ней.
III этап – «знакомство»
- заочное знакомство ребенка с кандидатами в замещающие родители (ребенку рассказывается о конкретной семье, которая хотела бы познакомится с ним; обо всех членах семьи; отвечают на все вопросы по поводу его будущей жизни в новой семье);
- заочное знакомство кандидатов с ребенком, которое включает в себя: консультирование юристом, педагогом - психологом, ведущим воспитателем, узкими специалистами, такими как: дефектолог и логопед. Так же обязательно участие педиатра и по необходимости психоневролога. Заочное знакомство с ребенком необходимо перед встречей для получения семьей реальных представлений о потребностях ребенка и оценке своих ресурсов и возможностей в принятии;
- встреча ребенка с семьей: установление контакта происходит при постоянном сопровождении специалистов. Главной целью встречи является установление эмоционального контакта между семьей и ребенком. Ребенок знакомится с членами семьи, семейным укладом и традициями, что облегчает последующую адаптацию ребенка в семье.
Продолжительность данного этапа может варьироваться от одного контакта до нескольких встреч. Часто это определяется тем, установлен ли эмоциональный контакт с семьей, и возникает ли потребность в продолжении отношений у ребенка и потенциальных родителей.
IV этап - активное взаимодействие ребенка и семьи
- консультирование замещающих родителей о правилах приема ребенка у себя дома и необходимости поддержания дистантной связи с ведущим воспитателем и педагогом-психологом;
- планирование и выход кандидатов с ребенком за территорию учреждения (прогулка, посещение кинотеатра, парка и пр.) на короткий промежуток времени (от двух до четырех часов);
- планирование и временное помещение ребенка на выходные и каникулярные дни.
V этап - мониторинг взаимоотношений между кандидатами в замещающие родители и ребенком
- проведение индивидуальных бесед педагога-психолога с ребенком после взаимодействия с кандидатами (в случае необходимости коррекция отношений с позиции ребенка);
- беседа педагога-психолога с потенциальным родителем после пребывания ребенка в семье, разбор конкретных ситуаций и их проработка (коррекция детско-родительских отношений), планирование дальнейших встреч;
- наблюдение за встречами и совместной деятельностью в системе кандидаты/ребенок;
- диагностика психоэмоционального состояния воспитанника после общения с потенциальными родителями;
- совместная оценка развития отношений ребенок/кандидаты педагога-психолога, ведущего воспитателя и социального педагога.
В случае успешного прохождения этапов подготовки, когда ребенок и замещающая семья устраивают друг друга, готовится переезд ребенка в семью. Специалисты учреждения дают рекомендации по адаптации ребенка в замещающей семье с учетом его возрастных, личностных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и нервно-психического здоровья. На начальном этапе адаптации новой семьи, родителям предоставляется удаленная (дистантная) психологическая помощь и поддержка. Специалистами учреждения рекомендуется семье обратиться в службу по сопровождению замещающих семей и продолжить сотрудничество с помогающими структурами.
И так для дальнейшего устройства ребенка, воспитывающегося в учреждениях, очень важна подготовка его к жизни в новой семье. От того насколько готов ребенок к помещению в замещающую семью, зависит успешность адаптационного периода и дальнейшее построение взаимоотношений с новыми родителями.
Список литературы
1. Бурменская Г.В. Журнал Психологическая диагностика 2005г.,№4.
2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. Владос-Пресс, М., 2006.
3. Красницкая Г.С. Методическая статья // Адаптация ребенка в новой семье.
4. Красницкая Г.С. Методическая статья // Подготовка ребенка к жизни в новой семье.
5. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей сирот // Профессиональная замещающая семья. Генезис, М., 2006.
6. Электронные источники: www.sirotstvo.ru www.studopedia.su