Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭТАПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, К ПЕРЕДАЧЕ В ЗАМЕЩАЮЩУЮ СЕМЬЮ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
12 ноября 2018г.

Подготовка детей к переходу в замещающую семью актуальна и необходима. Опыт показывает, что воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье даёт возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребёнка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления и развития его личности.

Семья в значительной мере приобщает ребёнка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения.

В семье дети учатся социально одобряемому поведению, приспособлению к окружающему миру, построению межличностных взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Именно в семье ребёнок получает представление о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

Для того чтобы ребёнку, оставшемуся без попечения родителей и воспитывающемуся в государственном учреждении, было легче войти в замещающую семью, с ним необходимо проводить определенную подготовку. Так ребёнок, заранее прошедший подготовку легче идёт на контакт с новыми людьми, появившимися в его жизни, намного спокойнее воспринимает предстоящие изменения.

Работа по подготовке ведется с целью успешной адаптации в семье и предотвращению возврата ребенка в учреждение. Осуществляется данная деятельность в несколько этапов:

I   этап — предварительный (сбор информации о ребенке)

Его осуществляет педагог - психолог и социальный педагог. Этап включает в себя:

–                     знакомство с ребенком, определение проблемных областей развития личности ребенка

-                изучение и анализ социальной истории и медицинской карты ребенка

–                     наблюдение за поведением ребенка в разных ситуация

–                     анализ игровой и продуктивной деятельности

–                     тестирование, анкетирование

Основные задачи работы на предварительном этапе:

–                       установление доверительных отношений с ребенком,

–                     сбор информации о жизни ребенка и истории его семьи,

–                     заключение по результатам психологической диагностики.

II   этап – подготовка ребенка к помещению в семью

Данный этап включает в себя:

-      углубленную диагностику о состоянии нервно-психической и эмоциональной сфер ребенка, особенностях его личности и познавательной деятельности, характере его травм, уровне сформированности высших психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, речь)

-    коррекционно-развивающие занятия, направленные на формирование представлений о жизни в семье, семейных отношениях, семейных ролях, правах и обязанностях членов семьи, позитивного восприятия новой семьи, четкого понимания произошедшего с ним в прошлом и мотивация на будущее, формированию адекватного восприятия образа будущей семьи и места ребенка в ней.

III    этап – «знакомство»

-   заочное знакомство ребенка с кандидатами в замещающие родители (ребенку рассказывается о конкретной семье, которая хотела бы познакомится с ним; обо всех членах семьи; отвечают на все вопросы по поводу его будущей жизни в новой семье);

-     заочное знакомство кандидатов с ребенком, которое включает в себя: консультирование юристом, педагогом - психологом, ведущим воспитателем, узкими специалистами, такими как: дефектолог и логопед. Так же обязательно участие педиатра и по необходимости психоневролога. Заочное знакомство с ребенком необходимо перед встречей для получения семьей реальных представлений о потребностях ребенка и оценке своих ресурсов и возможностей в принятии;

-           встреча ребенка с семьей: установление контакта происходит при постоянном сопровождении специалистов. Главной целью встречи является установление эмоционального контакта между семьей и ребенком. Ребенок знакомится с членами семьи, семейным укладом и традициями, что облегчает последующую адаптацию ребенка в семье.

Продолжительность данного этапа может варьироваться от одного контакта до нескольких встреч. Часто это определяется тем, установлен ли эмоциональный контакт с семьей, и возникает ли потребность в продолжении отношений у ребенка и потенциальных родителей.

IV   этап - активное взаимодействие ребенка и семьи

-    консультирование замещающих  родителей  о правилах  приема ребенка у себя дома и  необходимости поддержания дистантной связи с ведущим воспитателем и педагогом-психологом;

-      планирование и выход кандидатов с ребенком за территорию учреждения (прогулка, посещение кинотеатра, парка и пр.) на короткий промежуток времени (от двух до четырех часов);

-   планирование и временное помещение ребенка на выходные и каникулярные дни.

V   этап - мониторинг взаимоотношений между кандидатами в замещающие родители и ребенком

-   проведение индивидуальных бесед педагога-психолога с ребенком после взаимодействия с кандидатами (в случае необходимости коррекция отношений с позиции ребенка);

-     беседа педагога-психолога с потенциальным родителем после пребывания ребенка в семье, разбор конкретных ситуаций и их проработка (коррекция детско-родительских отношений), планирование дальнейших встреч;

-   наблюдение за встречами и совместной деятельностью в системе кандидаты/ребенок;

-       диагностика психоэмоционального состояния воспитанника после общения с потенциальными родителями;

-    совместная оценка развития отношений ребенок/кандидаты педагога-психолога, ведущего воспитателя и социального педагога.

В случае успешного прохождения этапов подготовки, когда ребенок и замещающая семья устраивают друг друга, готовится переезд ребенка в семью. Специалисты учреждения дают рекомендации по адаптации ребенка в замещающей семье с учетом его возрастных, личностных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и нервно-психического здоровья. На начальном этапе адаптации новой семьи, родителям предоставляется удаленная (дистантная) психологическая помощь и поддержка. Специалистами учреждения рекомендуется семье обратиться в службу по сопровождению замещающих семей и продолжить сотрудничество с помогающими структурами.

И так для дальнейшего устройства ребенка, воспитывающегося в учреждениях, очень важна подготовка его к жизни в новой семье. От того насколько готов ребенок к помещению в замещающую семью, зависит успешность адаптационного периода и дальнейшее построение взаимоотношений с новыми родителями.

 

Список литературы

 

1.        Бурменская Г.В. Журнал Психологическая диагностика 2005г.,№4.

2.        Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. Владос-Пресс, М., 2006.

3.        Красницкая Г.С. Методическая статья // Адаптация ребенка в новой семье.

4.        Красницкая Г.С. Методическая статья // Подготовка ребенка к жизни в новой семье.

5.        Ослон В.Н. Жизнеустройство детей сирот // Профессиональная замещающая семья. Генезис, М., 2006.

6.         Электронные источники: www.sirotstvo.ru www.studopedia.su