Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 декабря 2017г.

PROBLEM OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL AND PROFESSIONAL ADAPTATION IN DOMESTIC AND FOREIGN PSYCHOLOGY


В статье рассмотрены сущность и значение понятия «адаптация», связь социально- психологической адаптации и профессиональной деятельности. Рассмотрены особенности адаптации к летному труду .

Ключевые слова: адаптация; адаптированность; профессионально важные качества; дезадаптация.

The article deals with the essence and meaning of the concept of "adaptation", the connection of socio- psychological adaptation and professional activity. Features of adaptation to flight work are considered

Keywords: adaptation; аdaptability; professionally important qualities; disadaptation.

Инновационная социально-экономическая ситуация характеризуется динамичностью и изменчивостью. Однако люди различно реагируют изменения, происходящие как в обществе, так и их собственной жизни, то есть различаются по степени приспособляемости [1, с. 12].

Термин «Адаптация» рассматривался многими исследователями. Это понятие охватывает всевозможные адаптивные системы. Термин «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio - приспособление. Быть может, вследствие этого многие авторы через перевод и характеризуют адаптацию как приспособление организма к условиям среды [11, c.67].

Итак, адаптация представляет собой сообразную или же сообразуемую с отличительными чертами объекта и среды его обитания систему признаков, способную воплотить цели объекта в данной среде, сделанную и создаваемую в ответ на вероятные воздействия факторов. Второй вариант определения - данное приспособление системы признаков объектом-системой к отличительным чертам среды его обитания для реализации им его целей в данной среде [12, c.21].

В более общей форме адаптация имеет место в эволюционном развитии органического мира с точки зрения филогенеза: сам факт существования био вида - итог филогенетической адаптации. Более распространены и адаптивные процессы в отдельном организме, проявляющиеся в течение одной жизни, в онтогенезе.

В понятие адаптации включено диалектическое единство сферы обитания и самого объекта- системы, согласие и борьба противоположностей. В. Н. Грибов отмечает что, адаптация как процесс взаимодействия среды и организма ориентирована на достижение баланса, что можно считать результатом адаптации. Гомеостазисом он называл процесс удержания баланса через адаптацию. В. Н. Грибов обнаружил соответствие категорий «равновесие», «гомеостазис», «организм», «среда» через категорию «адаптация»: понятие «адаптация» можно считать опосредованным звеном между объектами «организм» и «среда» и между процессами «равновесие» и «гомеостазис» [13, c.125].

Имеет смысл уточнить мнение В. Н. Грибова: «Равновесие между организмом и средой - есть результат процесса адаптации. Непосредственно сам данный процесс есть механизм, который обеспечивает гомеостазис, другими словами процесс, обеспечивающий равновесие между организмом и средой». [6, c.43]

Адаптация – процесс взаимодействия субъекта и объекта, вследствие которого непременно происходят перемены в двух взаимодействующих частях. Перемены касаются появления новейших признаков, новейшей комбинации признаков, выборочному исчезновению либо полной потере доли признаков. Взаимодействие практически постоянно ведет к какой-нибудь доминанте, доминированию чего- нибудь: первого субъекта над другим, субъекта над объектом, либо напротив, и в соответствии с этим, к приспособлению к данной доминанте. В это же время появление доминанты как неминуемый момент эволюции всего живого являет, на самом деле, вторую и основную, активную сторону адаптационного процесса - приспосабливание.

Механизм адаптации выработался в процессе эволюции и дал возможность организму существовать в таких условиях среды, которые неустанно изменяются. Конечно же, организм так же не пребывает в состоянии покоя, другими словами система «организм - среда» находится в состоянии динамического неравновесия, а значит, процесс адаптации обязан осуществляться постоянно. Сбережение гомеостаза в этой системе происходит благодаря адаптации.

Балл Г. А. акцентирует внимание, что при исследовании адаптации нужно принимать во внимание многослойность компонентов системы «индивидуум – среда», потому что одинаковые действия имеют все шансы разнообразно трактоваться [15, c.95]. Реализацию субъектом его целей, возможно, рассматривать как своеобразный вид ассимиляции (уподобления), другими словами адаптационный процесс, обеспечивающий равновесие субъекта со средой.

Принятие и решение персоной задач, предложенных ей извне, возможно истолковать как проявление аккомодации, то есть приспособления к среде. Г.А. Балл отмечает, что, в случае если мы говорим об аккомодации, то есть адаптация рассматривается в не широком смысле, в таком случае возможно применение выражения «адаптация к среде», хотя если адаптация характеризуется в широком смысле, нужно использовать термин «адаптация в среде» [15, c.97].

Адаптационные процессы происходят на различных уровнях: молекулярном, клеточном, на уровне отдельных функций, органов, целого организма и определенных систем. В зависимости от этого авторы, исследуя проблемы адаптации, выделяют следующие ее виды:

·         биологическая (приспособление организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие),

·         физиологическая (приспособление организма к условиям существования),

·         социальная (процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой),

·         психологическая (процесс психологической включенности личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально - деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций),

·         психическая (процесс перестройки динамического стереотипа личности (и психики) в соответствии с новыми требованиями окружающей среды),

·         сенсорная (закономерное изменение чувствительности анализаторов под влиянием постоянно действующих раздражителей),

·         профессиональная (процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой) [10, c.63].

Кроме того перечисленные виды имеют все шансы вступать во взаимодействие, образуя, к примеру, биохимическую, социально-психологическую адаптацию. В реальности трудный адаптационный процесс представляет собой общее целое. Вычленение конкретных видов адаптации нужно было только для построения логической структуры нашего исследования.

Свойством всякого живого организма считается адаптация. Но человек для начала не просто живой организм, а сложная биосоциальная система. Вследствие этого, при рассмотрении задач адаптации человека, есть смысл выделить 3 функциональных уровня: физиологический, психический и социальный. Главную роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум-среда», в процесс которого могут изменяться все характеристики системы, играет психическая адаптация [3, c.143].

Психическую адаптацию оценивают как итог работы целостной самоуправляемой системы на уровне «оперативного покоя», подчёркивая при всем при этом её системную организацию. При таком рассмотрении картина конечно же является не полной. Поэтому нужно включить в формулировку понятие потребности. Наиболее вероятное удовлетворение важных потребностей считается, следовательно, актуальным аспектом успешности адаптационного процесса.

Значит, психическую адаптацию можно квалифицировать как процесс установления рационального соотношения личности и среды, находящейся вокруг, в ходе осуществления присущей человеку деятельности. Данный процесс позволяет индивиду удовлетворять важные потребности и реализовывать связанные с ними актуальные цели. Так же одновременно он обеспечивает соответствие деятельности человека, его поведения, требованиям среды [2, c.48].

Психологическое значение адаптации, а также ее полезность для субъекта социализации может заключаться в том, что он избавляется от чувства страха, одиночества. Так же она заключается в том, что уменьшаются сроки социального научения, так как, делая упор на общественный или групповой опыт, человек избавляется от необходимости проб и ошибок, сходу подбирая наиболее подобающую программу поведения [4, c.25].

Вполне вероятно, что полезность для группы, которая заинтересована в сохранении собственного количества и устойчивости эмоциональной структуры, также можно считать причиной адаптации. Группа поощряет и подкрепляет такие формы поведения, которые не противоречат общепринятым нормам и традициям. На данный момент, не установлено воздействуют какие-либо из названных обстоятельств или их совокупность на социально-психологическую адаптацию. Конечно, есть возможность рассуждать только гипотетически, утверждая, что польза адаптивных перемен для субъекта или группы, в которую он входит и будет основанием для социальной адаптации.

Многие исследователи считают, что успешность социально-психической адаптации находится в зависимости от организации общественного взаимодействия. В случае возникновения конфликтов в домашней или рабочей среде, сложностях в сфере неформального общения гораздо чаще отмечались нарушения адаптации, чем при действенном социальном взаимодействии. Помимо прочего с адаптацией напрямую связан анализ факторов конкретной среды либо окружения. Чаще всего успешность социально- психической адаптации сочетается с положительной оценкой личных качеств окружающих, тогда как оценка тех же качеств как неприятных или отрицательных ведет к нарушениям адаптации.

Адаптация - это процесс реализации возможности организма регулировать собственные характеристики, так, чтоб сдерживать их около функционального оптимума. Поэтому основным критерием их классификации служит характеристика регуляторной системы, которая несет ответственность за рассматриваемый адаптационный процесс. Адаптационные возможности организмов, оказавшись на различных уровнях филогенеза, различаются в следствии продвинутости их регуляторных систем [2, c.65].

Процесс психофизиологической адаптации считается непрерывным, поэтому вместе с самой психической адаптацией в ее состав входят еще два аспекта:

·         оптимизация постоянного взаимодействия индивида со средой;

·         установление  соотношения  между  психическими  и  физиологическими  данными,  которое обеспечивает возможность прогресса.

У разных людей адаптация проходит с разной скоростью и не одинаково эффективно. В данном случае можно говорить о степени социальной адаптации или дезадаптации индивидуума. Так как социально-психологическая адаптация проходит в условиях человеческого взаимодействия, то эффективность адаптации индивида к группе либо социуму определяется, во-первых, качествами социальной среды, во-вторых - его собственными качествами и свойствами. К количеству социальных факторов, которые характеризуют эффективность адаптации, можно отнести:

·         однородность группы;

·         значимость ее членов;

·         социальное положение членов группы;

·         твердость и единообразие предъявляемых требований;

·         количественный состав группы;

·         характер работы членов группы.

К личностным или субъективным факторам - уровень тревожности, компетентности человека, его самооценка, степень идентификации себя с группой или же другой общностью и приверженности ей, а также пол, возраст и какие-либо типологические особенности [5, c.69].

Одной из предпосылок эффективной профессиональной деятельности является успешная социально-психологическая адаптация. Одновременно с адаптацией в сфере формальных отношений осуществляется процесс адаптации в сфере неформальных отношений. Иногда случается сложное совмещение собственных требований и надежд с ожиданиями и притязаниями на уровне ценностей группы и жизненных нормативов. Главные факторы, которые совершенствуют процесс психической адаптации в учебных классах это: социальная сплоченность, способность выстраивать межличностные отношения, возможность открытой коммуникации. Без исследования механизма социально-психологической адаптации нельзя в полной мере рассмотреть какую-либо проблему психического несоответствия, процесс адаптации является важной составляющей психологии человека. Психическая адаптация как область научных изысканий расположена на стыке различных отраслей знания и приобретает в условиях современности большое значение. В связи с этим имеется возможность рассмотреть концепцию о социально- психологической адаптации как один из перспективных подходов к комплексному исследованию человека.

Довольно устоялось мнение, что уровень социальности человека мал в момент его рождения и значимо увеличивается в процессе его социального развития, которое проходит исключительно в сфере общественности. Считается, что социальным качествам младенца еще предстоит развиться. Тогда как взрослый человек - существо социальное, который вырос в обществе, таких как он и стал одним из них. Всю жизнь это социальное свойство человека остается постоянным. В процессе социального становления человека меняются формы общественного взаимодействия, увеличивается степень его соответствия требованиям и нормам общества [11, c.74].

Из этого следует, что процесс социализации ребенка заключается в изменении форм его взаимодействия с окружением и механизмов реализации такого взаимодействия, а не только в повышении меры его социальности. В том числе и период внутриутробного развития ребенка характеризуется не столько биологическими, сколько социальными формами взаимодействия его с мамой. Так, например, доказано эмпирическими наблюдениями, что зародыш реагирует на изменение функционального и эмоционального состояния матери. Кроме того, установили корреляционную связь между психологическим неприятием ребенка, неготовностью к изменению своей социальной роли и связанной с нею меры ответственности, боязни физической боли и родов в целом и физическим самочувствием матери. Эта связь выражается в явлениях токсикоза. [12, c.85].

Следовательно, младенец рождается, уже, будучи существом социальным. В данном случае под социальностью мы понимаем способность индивидуума вступать во взаимодействие с другими людьми, оказывать на них воздействие, также изменяя себя и свое поведение в ответ на их действия направленные в соответствии с их ожиданиями, т. е. проявлять качество социальной адаптивности.

У различных авторов процесс социально-психологической адаптации вызывает противоречивые мнения. Так, Э. Эриксон, заявляет: «существует угроза ассимиляции индивидуума, утраты идентичности в некоторых случаях [14, c.77]. Хотя это может выступать одним из вероятных вариантов, исходов социальной адаптации. Учитывая определение «адаптация» мы имеем возможность подвести итог: «Цель процесса адаптации - это самореализация объекта-системы посредством системы определенных признаков». Так же можно заключить, что позиция объекта-системы активна, а значит, его способность к адаптации говорит о его идентичности, так как его цель реализуется.

Адаптация, в широкой трактовке Ж. Пиаже и Г. Балла, может пониматься как единство противоположно нацеленных процессов аккомодации и ассимиляции [8, c.45]. При этом функционирование организма согласно свойствам среды, обеспечивает аккомодация. Какие-либо составляющие среды меняются в процессе ассимиляции, перерабатываясь в соответствии со структурой организма либо схемой поведения субъекта. Не смотря на то, что в главной роли может выступать один из процессов, зависимо от ситуации, все же эти процессы неотделимы друг от друга.

Формы социального взаимодействия меняются в процессе развития индивида, растет мера соответствия требованиям, нормам общества. Хотя данное изменение лишь количественное. В процессе личного становления ребенка сложно уловить момент качественного изменения или скачка, значащего смену его биологического существования и переход к социальному. Данный скачок совершается не в процессе онтогенеза, а в процессе филогенеза рода человеческого.

Через систему определенных социальных институтов реализуется процесс адаптации. Эти институты должны корректировать то, как формируются социальные качества индивида, чтобы они соответствовали социально важным ценностям, ограничивать либо активизировать действие неких факторов. Важность выработки новых технологий социализации связана с утратой старых социальных институтов. Так же введение этих технологий помогло бы:

·         удовлетворить потребности личности, группы, общества в целом;

·         научить индивида осмысленно «обрабатывать» механизм реализации собственного поведения, адекватного общим социальным условиям или конкретной социальной ситуации, в которой человек находится.

Список литературы

 

1.       Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. –Саратов: ИЦ «Наука», 2011. – Вып. 3. – 110 с.

2.       Андреева Г. М. Социальная психология.– М.: Аспект Пресс, 2017. – 363 с.

3.       Битянова М.Р. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2015.- 368 с.

4.       Горянина В.А. Психология общения. – М: Академия, 2013.- 416 с.

5.       Добреньков В. И. Социология / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2014. - 624с.

6.       Здравомыслов  А.Г.  Отношение  к  труду  и  ценностные  ориентации  личности  /  А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов. – М.: АСТ, 2012.- 205 с.

7.       Козлов В.В. Человеческий фактор: история, теория и практика в авиации.– М.: Астрель, 2013. – 280 с.

8.       Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: София, 2008.

9.       Пономаренко В.А. Психология человеческого фактора в опасной профессии. – Красноярск: Поликом, 2006. – 629 с.

10.    Психология личности. Тексты / Под. ред Ю. Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: АСТ, 2013. – 624 с.

11.    Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум-7-е издание. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2012.– 672 с.

12.    Фридман М.Л. Психология детей и подростков. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. – 480 с.

13.    Хрестоматия по педагогической психологии. Учебное пособие для студентов / Сост. И вступ. Очерки А. Красило и А. Новгородцевой. – http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre.html

14.    Эриксон   Э.   Детство и общество.    –https://royallib.com/read/erikson_erik/detstvo_i_obshchestvo.html#0

15.    Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии.– 2009. – №1. – С.92-100.