Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФИЛАКТИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ВИРТУАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Быстрые темпы технического прогресса привели к возникновению нового вида аддиктивного поведения – интернет-зависимости. Это более социально-одобряемый вид аддикции, чем зависимость от психоактивных веществ, но воздействие, которое интернет-зависимость оказывает на психику человека нельзя недооценивать. Большинство ученых, занимающихся изучением зависимого поведения (Г.В. Морозов, Н.Н. Боголепов, Э.Г. Эйдемиллер, Е.А. Личко, Т.Г. Огородникова и другие) считают, что основной фактор формирования зависимости –   отклонения в семейном воспитании. Чаще всего зависимость начинает формироваться в подростковом возрасте, в период полового созревания, но по последним данным, возраст пользователей Интернет неуклонно снижается. Более того, в некоторых публикациях упоминаются случаи интернет-зависимости у детей старшего дошкольного возраста [4].

Модернизация современной системы образования в сторону технологизации, наличие различных видов компьютерных гаджетов в каждой семье и отсутствие культуры пользования ими у детей приводит к тому, что по данным опроса ВЦИОМ, 53% россиян до 24 лет страдают интернет-зависимостью. Интернет-зависимость – это широкий термин,  обозначающий навязчивое  желание человека проводить время в виртуальной реальности, которое вытесняет работу  и личную жизнь. Как  правило, взрослые люди  способны контролировать время, проводимое за компьютером, а вот дети оказываются наиболее уязвимыми перед мощным информационным воздействием, поэтому возникает необходимость воспитания у детей культуры пользования компьютером и сетью Интернет, а также выработки правил безопасного поведения в сети [5].

Крупнейший исследователь  интернет-зависимости К. Янг  выделяет 5 основных видов интернет- зависимости:

1.           компьютерная зависимость – пристрастие к работе с компьютером, к компьютерным играм («стрелялки», стратегии, квесты)

2.           компульсивная навигация в Сети – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам

3.           перегруженность информацией – патологическая привязанность к азартным онлайн играм, постоянные покупки или участие в интернет-аукционах

4.           киберкоммуникативная зависимость – зависимость от общения в чатах, групповых играх, форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети

5.           киберсексуальная зависимость – непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом, обсуждение сексуальной тематики в чатах и закрытых группах.

На основе проведенных исследований детей младшего школьного возраста было установлено, что преобладают в основном компьютерная и киберкоммуникативная зависимость, в меньшей степени – компульсивная навигация в Сети [4]. Не секрет, что диагноз интернет-зависимость ставится психологами все чаще, и в России, и в других развитых странах мира. Хотя этот вид зависимого поведения сейчас не входит в Международный перечень болезней 10-го пересмотра и в Diagnostic and Statistical Manual Mental Disorders (fourth edition), среди описанных там расстройств наиболее близкое состояние к интернет-аддикции – «патологическое влечение к азартным играм» [2]. Наиболее распространенными психическими и физическими признаками компьютерной зависимости являются потеря контроля над временем, сокращение времени сна, потеря интереса к социальной жизни и своему внешнему виду, оправдание своего пристрастия, ухудшение зрения, формирование неправильной осанки и даже искривление позвоночника, нарушение питания и хронические запоры. Безусловно, подобная ситуация вызывает беспокойство у родителей, психологов и педагогов, так как на фоне вытеснения объективной реальности виртуальной возникает социальная дезадаптация, результатом которой могут явиться избыточная агрессивность и различные виды антисоциального поведения.

Основная работа по предотвращению аддиктивного поведения должна проводиться в семье. Разумеется, полностью лишить ребенка компьютера, современных гаджетов и Интернет нельзя, но ребенку нужно прививать несложные правила взаимодействия с ними и добиваться исполнения этих правил. В первую очередь прививаются правила безопасности в Сети, они логичны для взрослых, но ребенку требуется разъяснение каждого из них. Время, проводимое ребенком за компьютером и в Сети нужно контролировать, на начальных этапах нельзя оставлять ребенка за компьютером одного. Родители должны знать, какие ресурсы использует их ребенок, пароли от его страниц в соцсетях и т.п., необходимо установить специальные программы-фильтры, блокирующие выход на сайты с опасным или нежелательным контентом. Все это должно происходить в атмосфере понимания и доброжелательности, ребенок не должен чувствовать тотального контроля за своими действиями [3]. Личный пример членов семьи для ребенка весьма показателен, поэтому родители должны контролировать и свое время, проводимое за компьютером, показывать свое желание проводить время в общении с семьей, а не в виртуальной реальности. По нашему мнению, позиция родителей «компьютер и Интернет – это инструменты, помощники в работе, учебе, а не игрушка» наиболее желательна.

Образовательные учреждения так же должны проводить работу по профилактике интернет-аддикции, и с самими детьми, и с их родителями, т.к. во многих случаях у родителей не хватает психолого-педагогических знаний по данному вопросу [1]. В рамках родительских собраний должна оказываться обязательная помощь, направленная на предупреждение интернет-аддикции и сохранение физического и психологического здоровья детей, которая может осуществляться с помощью тематических докладов специалистов (психолог, педагог по информатике), дискуссий, консультаций, бесед.

Кроме 5 видов зависимости по К. Янг, нам хотелось бы выделить еще ряд проблем, появившихся в связи с широким использованием современных гаджетов и способы решения этих проблем в семейном воспитании.

1)      Депрессия от пользования социальными сетями, от наличия контактов в социальной сети, или наоборот их отсутствия. Плюс социальных сетей в том, что они дают возможность самопрезентации человека, людям, особенно молодым, это очень важно, они выкладывают в сеть самые эффектные фотографии, интересные новости и побочным эффектом этого является желание быть или хотя бы выглядеть лучше и значимее всех. Ставшие зависимыми от этого желания пользователи постоянно хотят убедиться в появлении все новых  «лайков» и комментариев. От неполучения желаемого эффекта появляются перепады настроения и даже депрессии. По нашему мнению, родители должны показать ребенку, что реальная жизнь намного интереснее, многограннее, чем виртуальная, а живое общение более эмоциональное. Мы склонны считать, как и многие психологи, что вреда от социальных сетей намного больше, чем пользы.

2)      Номофобия – состояние тревоги у людей, которые лишились доступа к мобильному телефону и синдром фантомного звонка – появление слуховых и моторных галлюцинаций, что звонит телефон, хотя на самом деле, никаких звонков нет. Телефон – это самый распространенный гаджет, родители покупают его своим детям, в целях их безопасности, сохранения своего спокойствия и требуют, чтоб ребенок всегда был на связи, тем самым, способствуют формированию номофобии. Страдающие номофобией не хотят расставаться с телефоном даже когда идут в туалет, постоянно находятся в страхе потери связи (что сядет батарейка), никогда не выключают телефон и постоянно проверяют новые сообщения и звонки. Эта страсть к мобильному устройству часто оборачивается уменьшением живого общения в пользу неличностных контактов. Один из реабилитационных центров в США разработал программу защиты пациентов от виртуальных зависимостей, одной из рекомендаций является необходимость выключать телефон хотя бы раз в неделю на несколько часов.

3)      Ухудшение зрения, нарушение сна. Специалисты говорят о том, что вредны не сами электронные устройства, а их бесконтрольное использование, для сохранения зрения нужны дозированные нагрузки и профилактическая гимнастика. Для нормального сна необходимо прекратить пользоваться любыми электронными устройствами за 2 часа до предполагаемого отхода ко сну. Всем этим правилам сохранения здоровья родители должны научить детей и, конечно, следовать сами.

4)      Эффект «Google» – уверенность в том, что любую информацию в любой момент можно найти в интернете, поэтому современному человеку знания просто не нужны. Особенно в этом убеждены дети и подростки, при этом страдает формирование памяти – она становится неглубокой и короткой. Родители должны говорить с ребенком о том, что не всегда под рукой есть Интернет, и не всегда есть время искать информацию, поэтому знания необходимы, приводить примеры таких ситуаций – различные собеседования, экзамены, работа, заключающаяся в непосредственном контакте с людьми и, несомненно, построение межличностных отношений, ведь с человеком, который не читает книг и не обладает знаниями просто не о чем говорить. Техники, развивающие память, существуют для детей любого возраста, они достаточно занимательны и тренировке памяти обязательно нужно уделять внимание, это будет интересно и полезно всем членам семьи.

5)      Феномен «клипового мышления» – основан на переработке информации короткими порциями и чаще на основе визуальных образов, чем логике и текстовых ассоциациях. Обычно рассматривается как защитная реакция организма на слишком большие объемы информации, меняется образ мышления и формируется другая память – запоминается не сама информация, а место где она находится и способ ее получения. Во время занятий дома с ребенком родителям следует делать акцент на развитии логического мышления, креативности и фантазии ребенка, обязательно читать ребенку и обсуждать прочитанное.

В случае если родители заметили признаки сформированной аддикции у своего ребенка, нужно обращаться за помощью специалистов, чего многие родители в нашей стране, к сожалению, не делают – есть определенный барьер перед обращением к психологу, хотя сами родители не обладают достаточными знаниями для преодоления сложившейся ситуации.

 

Список литературы

1.      Алиев, А.А. Педагогические условия преодоления компьютерной зависимости детей и подростков [Текст] / А.А. Алиев // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 6. - С. 154-156.

2.      Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика: [Текст]: пособие для школьных психологов / Малыгин В. Л. - Москва: Арсенал образования, 2010. - 134 с. - ISBN 978-5-91383- 040-1

3.      Моторин В.В. Дети и компьютер // Воспитание школьников - 2000 - № 8.- С. 25-26.

4.      Оськина, Н.Г. Профилактика интернет-аддикции у детей младшего школьного возраста [Текст] / Н. Г. Оськ ина // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 12. - С. 12-19. - ISSN 2071-9515

5.      Разорвина А.С. Культура пользования компьютером и сетью Интернет в аспекте современного семейного в оспитания [Текст] / А.С. Разорвина // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы V М еждунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 16 окт. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦН С «Интерактив плюс», 2015. – ISBN 978-5-906626-96-7.

6.      Семикин Г.И. Какие опасности для здоровья человека таят современные гаджеты? / Г.И. Семикин, Г.А. Мысина, А.Е. Пичугина // Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал. – 2014.– №3 2014. – С. 60-64.