Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СРЕДИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Авторы:
Город:
Комсомольск-на-Амуре
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Одним из важнейших направлений в деятельности современных педагогических вузов является поиск инновационных форм профессионального воспитания студентов, развития их творческого потенциала, формирования представления о престижности педагогической профессии, выявления степени готовности выпускников к работе по специальности, развития и укрепления лучших традиций высшей педагогической школы.

Такой формой, ставшей на 15 лет «брендом» Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета, можно считать региональный конкурс профессионального мастерства среди студентов педагогических специальностей вузов Дальнего Востока. «Родившись» в стенах нашего университета, конкурс быстро и уверенно расширил свою географию. В течение многих лет для участия в нем приезжали студенты из крупных студенческих центров Дальнего Востока - из Забайкалья, Приморья, Якутии, с Сахалина, из Амурской и Еврейской автономной областей, а в качестве делегатов по изучению опыта - студенты из Сибири (Кузбасская педагогической академия, г.Новокузнецк) и Камчатского полуострова (Камчатский государственный университет, г.Петропавловск-Камчатский). В отдельные годы конкурс собирал до 120 участников. В определенный период к студентам вузов примкнули и студенты педагогический колледжей Владивостока, Хабаровска, Николаевска-на- Амуре, Комсомольска-на-Амуре. В этих случаях некоторые конкурсные задания - номинации разрабатывались в двух вариантах с учетом уровня получаемого в учебном заведении образования.

Конкурс, проводимый АмГПГУ, по праву получил статус инновационного авторского проекта, ставшего не просто популярным и престижным коллективным творческим делом среди студентов педагогических вузов, но и значимым событием в жизни всего Дальневосточного педагогического сообщества.

Свою историю конкурс ведет с  1998 года,  когда после  проведения внутривузовского конкурса педагогического мастерства среди студентов (к этому времени тоже уже имевшему более чем десятилетнюю историю), возникла идея пригласить к участию в нем студентов других педагогических вузов региона. Однако одной идеи для этого было мало. Нужно было заручиться, прежде всего, поддержкой других высших учебных заведений Дальнего Востока, подготовить проект Положения и программы его проведения, согласовать их с заинтересованными сторонами и определить источники финансирования. Так было принято решение о разработке проекта проведения первого регионального конкурса педагогического мастерства среди студентов и представлении его на Конкурс молодежных социальных  проектов, проводимых Комитетом по молодежной  политике Хабаровского края в рамках Всероссийского фестиваля «Студенческая весна». Авторами проекта стали студенты, члены Центра молодежных инициатив О. Новиков, Е. Петрова, Е. Михайлов, А. Яловая, Н. Крендясова, И. Дорохин под руководством проректора по УВР Н.М. Оглоблиной и декана факультета дополнительных педагогических профессий Н.А. Петровой.

Жюри фестиваля «Студенческая весна» признала проект лучшим студенческим проектом года, присудив студентам-разработчикам I место. Таким образом, идея конкурса получила поддержку краевого Комитета по молодежной политике. Параллельно с этим проект был направлен на независимую экспертизу, и одним из его экспертов стала Л.Ф. Обухова, в то время министр образования Хабаровского края. Она отметила актуальность и значимость проекта, подчеркнув, что проведение такого конкурса восполнит тот пробел, который еще существует в методике подготовки учителя к практической деятельности и будет готовить молодого учителя к участию в другом не менее профессионально значимом конкурсе - «Учитель года». Она не только высоко оценила идею проведения конкурса, став рецензентом проекта, но и выразила согласие быть его соучредителем. С тех пор конкурс проходит при постоянной поддержке Министерства образования и науки Хабаровского края. В то же время проект был представлен на согласование Президенту Ассоциации педагогических вузов Дальнего Востока и Забайкалья, ректору Хабаровского государственного педагогического института, профессору В.В. Романову и председателю Совета ректоров вузов Дальнего Востока, профессору В.Г. Григоренко. И здесь было найдено полное понимание.

В дальнейшем конкурс получил и поддержку Полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе К. Исхакова, отметившего в своем обращении к участникам конкурса, что плодотворное сотрудничество талантливой молодежи и лучших педагогов будет способствовать укреплению единого научно-образовательного пространства, придаст дополнительный импульс совершенствованию российского образования в нашем регионе, а на заседании Совета ректоров вузов ДВФО в 2008, которое проходило на Камчатке, было особо подчеркнуто, что наш конкурс стал одним из самых ярких инновационных направлений вузовской деятельности, успешно вписавшимся в приоритетный национальный проект «Образование».

На первый конкурс в марте 1999 года приехали представители вузов Уссурийска, Хабаровска, Благовещенска, Биробиджана и Комсомольска-на-Амуре. Примечательно, что первым председателем жюри этого конкурса стала Лидия Николаевна Куликова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики Хабаровского государственного педагогического университета. К этому времени она уже являлась основателем Дальневосточной педагогической школы и обладала непререкаемым авторитетом в этой области. Ее участие было важным для организаторов не только потому, что обеспечивало компетентность и объективность решений, принимаемых жюри, важной была ее оценка как ученого-педагога всей программы конкурса. В ходе Педсовета конкурса, состоявшегося по окончании конкурсной программы, Л.Н. Куликова выразила чувство удовлетворения от содержания конкурсных номинаций, уровня организации конкурсных испытаний и, конечно же, нашла возможным помочь советом, намечая дальнейшую траекторию ее развития. Так, например, она заметила, что форма традиционной визитки-самопрезентации дает не совсем полное представление о педагогическом кругозоре участника, что есть возможность связать конкурс и с вопросами истории педагогики, с русскими педагогическими школами. Советы эти были в дальнейшем творчески реализованы организаторами.

Первые конкурсы  включали в себя преимущественно номинации личного зачета:  представление определенной, выбранной участником и его наставником, педагогической концепции, проведение показательного урока и самопрезентацию. Номинации эти составили «ядро» личного первенства и в последующих конкурсах. Это обусловливалось тем, что, с точки зрения организаторов конкурса и экспертов, именно эти номинации позволяют наиболее объективно оценить уровень подготовки конкурсанта к педагогической работе и его индивидуальность. С этой целью устроителями разрабатывались четкие критерии оценки каждой номинации.

Так,  наиболее  показательной  в  плане  его  концептуальной,  теоретической  подготовки,  широты педагогического кругозора, умения строить педагогический монолог, устанавливать обратную связь с аудиторией, является номинация, связанная с индивидуальным выступлением конкурсанта на заранее заданную педагогическую тему, как правило, отражающую наиболее актуальные проблемы педагогической науки и практики.

В разные годы конкурсанты защищали свое видение проблем «Личностно-ориентированный подход: теория и практика современной школы», «Инновационные технологии в реализации регионального компонента школьного стандарта», «Школа в культурном пространстве и культурное пространство школы», «Активные формы обучения и их роль в повышении мотивации учебной деятельности школьников», «Наша новая школа: взгляд молодых на проблему» и др.

Столь же важной, а в последние годы даже определяющей, стала номинация «Урок-открытие» («Мастер- класс»). Постоянное включение ее в программу конкурса оправдано тем, что эта номинация дает возможность конкурсанту проявить весь «арсенал» профессиональных знаний, методических умений, полученных за время учебы, реализовать избранную педагогическую концепцию в конструировании учебного занятия, показать способность участника к педагогическому творчеству,  яркость, выразительность, неповторимость своей индивидуальности.

Номинации конкурса ежегодно видоизменялись. Это было продиктовано задачей, которую ставили перед собой организаторы - определением наиболее актуальных педагогических проблем и поиском своеобразных форм их осмысления участниками конкурса. При этом учитывалось, что и проблемы, и формы конкурсной номинации должны были быть, с одной стороны, интересными для студента, а с другой - позволяющими ему самому выразить свое отношение к проблеме, раскрыться наиболее полно и разносторонне.

Стремление к этому поиску позволяло на протяжении многих лет поддерживать высокий уровень проведения конкурса, его авторитет и престиж среди вузов – постоянных и потенциальных участников. В разработке программ принимали самое активное участие преподаватели педагогических кафедр АмГПГУ, преподаватели-методисты специальных  кафедр и сотрудники управления внеучебной  воспитательной и социальной работы. Большая работа проводилась по подготовке видеосюжетов педагогических ситуаций для последующего их анализа участниками в номинации «Вот такая ситуация», по разработке методического сопровождения каждой конкурсной номинации.

Таким образом появлялись и другие номинации: полилог «Реформирование школы – что это?», представление педагогического опыта работы «Портрет любимого учителя» (2003), защита педагогического проекта  «Шаг  в  будущее»,  экспресс-конкурс  «Педсовет»  (2004),  конкурс-игра  «Вокруг  педагогики», Педагогический ринг» (2006), конкурс профориентационных рекламных видеороликов «Поэзия педагогики» (2007), эссе «Моя педагогическая философия», конкурс на эрудицию «Орешек знаний», «Педэкспертиза» (2008), видеовизитка «Год Учителя – мой год!», педагогические дебаты «Разговор в учительской» (2010), самопрезентация «Автопортрет в оптимистическом интерьере» (2012) и др.

Особой популярностью у студентов пользовалась форма «педагогического ринга». В этой номинации участники по жребию делились на пары. И каждому из них предлагалось подискутировать с оппонентом по определенной педагогической проблеме. При этом один участник должен был представить положительные стороны какого-либо подхода к педагогической проблеме, другой – определенные издержки этого же подхода. Как всегда на ринге устанавливалось время раунда для диалога. Умение каждого вести диалог, оппонировать, отстаивать свою точку зрения, быть «в теме» и быть убедительным в этой номинации становились видными сразу. Но однажды оказалось так, что число участников было нечетным, и один из студентов (им оказался студент из ЗабГПГУ) остался без оппонента. Тогда организаторами ему было предложено пригласить в качестве оппонента какого-либо студента из числа участников этой номинации, выбрать себе оппонента самому. Возникла заминка. И вдруг сам участник предлагает в качестве оппонента дать ему кого-нибудь из членов жюри. А надо помнить, что жюри формировалось из опытнейших педагогов разных вузов. В итоге оппонентом студента стала доктор педагогических наук, профессор АмГПГУ Н.Е. Седова. Ситуация неординарная. Но конкурсант был блестяще подготовлен, умел, как говорят спортсмены, держать удар, и добился успеха. Завершая выступления в номинации, Н.Е. Седова отметила, что это не был диалог студента и преподавателя, это был диалог профессионалов, коллег, понимающих друг друга и хорошо ориентирующихся в проблеме.

С 2002 года по инициативе межвузовского Педсовета, который Оргкомитет собирал после подведения итогов каждого конкурса, в его программу кроме личного зачета была включена и командная составляющая. Оргкомитет учел такие доводы участников-гостей конкурса как необходимость организационной, технической, и прежде всего, моральной поддержки конкурсантов, которые стали приезжать со своими группами поддержки. И этим группам, в которые входили очень талантливые во всех отношениях студенты, хотелось более широко представить свои умения, свою профессиональную подготовку, активнее участвовать в педагогическом празднике. Поэтому в программу конкурса были включена и командная номинация. Сначала это был конкурс «Проект проведения смены в детском оздоровительном лагере», где защищались программы профильных смен для пришкольных детских оздоровительных лагерей. Наиболее запомнившимся и признанным лучшим в этой номинации стал проект профильной смены «Амурские зори» и выступление с фрагментом одного из мероприятий команды Биробиджанского государственного педагогического института.  Затем номинация приобрела  более широкое звучание - «Защита социально-значимого проекта», где представлялись коллективные разработки молодежных акций и творческих дел, адресованных школьникам, а в последние годы – открытого воспитательного мероприятия.

Представленные в конкурсе проекты разрабатывались по самым различным педагогическим направлениям «Формирование патриотического сознания молодежи: пути решения проблемы», «Развитие моделей и форм школьного и вузовского самоуправления», «Мы выбираем жизнь! (пропаганда активного и здорового образа жизни)», и др.

В разные годы лучшими признавались проекты команд Сахалинского государственного университета, Дальневосточного государственного гуманитарного университета, Забайкальского государственного гуманитарно- педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, Благовещенского государственного  педагогического университета, Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета.

Студенты-сахалинцы защищали проект «Здоровый город», в котором они предложили действенные механизмы и конкретный инструментарий участия населения, молодежи, детских и общественных организаций Южно-Сахалинска в процессе формирования и реализации муниципальной политики в формировании общественного сознания по вопросам культивирования здорового образа жизни.

Студенты-хабаровчане защищали проект акции «ЗаРЯ (За русский язык)», посвященный активной борьбе за чистоту русского языка, за культуру речевого общения. При этом они смогли не только теоретически и профессионально точно определить актуальность и значимость проблемы, но и провели саму акцию в перерывах между номинациями с участниками и зрителями конкурса.

Студенты-читинцы представили к защите проект «Вселенная детства», направленного на создание детского самоуправления на базе общеобразовательной школы. Уже известные направления и виды работы с детьми, облеченные в оригинальные, «неизбитые» формы, вызвали неподдельный интерес к проекту.

Команда из Благовещенского университета возродила в своем проекте идею тимуровского движения. Проект «NEW ТИМ», инициаторами которого стала Амурская Студенческая Ассоциация, был направлен на создание волонтерских тимуровских отрядов, способных оказывать реальную помощь в решении социальных проблем общества.

Команда комсомольчан представила проект «Память», сутью которого стало приведение в порядок захоронений ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов трудового фронта и ветеранов университета на городском кладбище в канун Дня Победы, создав яркую видеопрезентацию этой акции. Проведение ее стало еще одной важной традицией, связанной с гражданским и профессиональным воспитанием студентов вуза, с развитием их чувства корпоративности, вписавшейся в существующую в университете целостную систему воспитательной работы.

В том же 2002 году по предложению студентов была введена и творческая номинация «Искры вожатского огонька» (превратившаяся со временем в «Педагогический звездопад» - демонстрацию художественного творчества молодых педагогов).

В 2005 году было принято решение о введении в программу конкурса профессионального мастерства среди студентов еще одной - знаковой - номинации под общим названием «Дальневосточная педагогическая школа». Организаторами конкурса в разные годы были предложены различные ее варианты: «Дальневосточная педагогическая школа: люди и факты», «Дальневосточная высшая школа в годы Великой Отечественной войны»,  «Дальневосточная школа: опыт внеучебной воспитательной работы».

В 2008 году номинация получила название «Дальневосточная педагогическая школа: Доска почета», в которой командам предлагалось представить опыт ведущих ученых и выдающихся педагогов-практиков, работающих в вузах, колледжах, школах Дальнего Востока и Забайкалья. Эта страница конкурса оказалась одной из самых ярких, по тому, так красиво, трепетно, с огромным уважением к своим учителям представлялись студентами их образы. Одним из самых незабываемых оказалось выступление команды Дальневосточного государственного  гуманитарного  университета,  представившей  жизненный  и  профессиональный  путь талантливого педагога, основателя хабаровской научной школы по проблемам саморазвития личности, доктора педагогических наук, профессора Л.Н. Куликовой, чье имя связано и с нашим конкурсом.

В 2010 году, когда страна праздновала 65-ю годовщину со дня Победы, номинация получила название «Дальневосточная школа в годы Великой Отечественной войны: люди и судьбы». Это был потрясающий рассказ о педагогах, прошедших, например, как профессор Д. Вайсман, работавшая в Благовещенском педуниверситете, ужас фашистского концлагеря, или рассказ о работе вожатой в школе военных лет в Комсомольске, Заслуженном учителе России, проработавшей долгие годы на кафедре педагогики АмГПГУ И.А. Рублевой, или рассказ якутских студентов о судьбах детей войны, ныне ставших учителями, педагогами вузов Якутии.

Материалы, представленные на той конкурсной номинации, стали для всех студентов-участников и зрителей настоящим уроком патриотизма и верности профессии. Когда закончилось их представление, зал в пятьсот человек встал в едином порыве, отдавая дань памяти всем учителям, чьи судьбы были опалены войной, чей труд возрождал Россию в самые трудные годы. Но главное, что ежегодно на этой нашей своеобразной Доске почета появляются все новые и новые имена ученых-педагогов, педагогов-практиков, чье творчество не оставляет молодых равнодушными.

Самой креативной, любимой и долгожданной является в конкурсе номинация «Визитная карточка команды». Организаторы конкурса не оставили ее «безымянной». В разные годы она звучала по-разному: «Я – современный учитель», «Разговор в учительской», «Кла-а-ссный час!», «Все флаги в гости к нам…», «Домашнее задание: сочинение на свободную тему», «От чистого истока свой начинаем путь…», «Карта жизни» и др.

В этой номинации командам-участницам предоставляется полная свобода творчества в представлении себя, своей профессии, своего вуза, своего города. При этом в средствах и формах представления команды не огранивались. Именно поэтому зрители имели возможность увидеть выступления с элементами мюзикла (Биробиджан), сценических и театральных постановок (Благовещенск, Уссурийск, Чита), современного танца (Хабаровск), КВНа (Комсомольск-на-Амуре), которые оставили у жюри, зрителей, болельщиков незабываемое ощущение большого профессионального педагогического праздника.

Длительность проведения конкурса позволила сложиться определенным традициям. Так, с самого начала конкурса его жюри является межвузовским. К работе в его составе по приглашению Оргкомитета привлекаются преподаватели и ученые-педагоги разных вузов Дальнего Востока, доктора педагогических наук, профессора. В разные годы председателями жюри становились кроме Л.Н. Куликовой, А.А. Шумейко, Н.Е. Седова, Т.Е. Наливайко и др. Такой подход к формированию судейской бригады придает самому жюри особую авторитетность, а результатам конкурса большую объективность и создает особый резонанс в кругу Дальневосточного педагогического сообщества.

Считаем важным и то, что кроме представителей научных школ, в состав жюри всегда входили представители информационно-методического центра отдела образования города Комсомольска-на-Амуре, практические работники образования – учителя и директора школ и гимназий. Именно они определяли практическую значимость того, что предлагали студенты-участники конкурса.

Так сложилось, что экспериментальной площадкой для проведения регионального конкурса с самого начала стала гимназия №45 города Комсомольска-на-Амуре, а ее директор Н.М. Атрохименок, завучи и учителя – на долгие годы едва ли не главными помощниками организаторов. Но с расширением программы конкурса, включением в конкурс уроков, которые подчас ведутся не в каждой школе (например, урок китайского языка) для проведения конкурса потребовались и другие площадки. Ими стали гимназия №9 и №1 г.Комсомольска-на-Амуре

–     одни из лучших учреждений образования города. Здесь создавались все условия для успешной работы конкурсантов, оказывалась любая необходимая техническая помощь. И, конечно, эта доброжелательность существенно влияла на успех конкурсантов.

Еще одной особенностью нашего конкурса стала работа межвузовского Педагогического совета по подведению его итогов. После подписания итогового протокола всеми членами жюри и оглашения их за «круглым столом» собираются педагоги-наставники команд, члены жюри и оргкомитета, анализируют ход конкурса и намечают перспективу развития конкурсных программ на следующий год. Организаторы всегда готовы выслушать все предложения, прислушаться к замечаниям и пожеланиям, но принимается окончательное решение о программе конкурса будущего года поле тщательной проработки всех его составляющих. Оно и представляется на утверждение Министру образования и науки Хабаровского края.

Практически с первого конкурса в его подготовке и проведении участвуют и студенты нашего университета, которые тоже являются членами Оргкомитета конкурса. Они работают на конкурсе как команда администраторов, готовя аудитории к конкурсу, следят за расписанием репетиций команд, обеспечением видео и аудиоаппаратурой, они являются кураторами приезжающих команд, оказывая конкурсантам помощь, начиная со встречи на вокзале в день их приезда. Они сопровождают их в течение всех дней конкурса и провожают домой, расставаясь уже по-настоящему друзьями. Многие работают с командой одного и того же вуза в течение всех лет обучения в университете. И это еще одна номинация для студентов - участников конкурса, но уже только для наших. В команду организаторов конкурса профком и Cтудсовет университета всегда ведут жесткий отбор. Как правило, это те ребята, кто проходит через первый - внутривузовский - тур конкурса педагогического мастерства и уже хорошо ориентирующихся в решении организационных и технических вопросов.

В последние годы ими организуется и информационное сопровождение конкурса – готовятся ежедневные спецвыпуски студенческой газеты «Аудитория», слайдфильмы по итогам дня и отчеты на сайте АмГПГУ.

Своеобразием нашего конкурса является и то, что по его итогам АмГПГУ издает сборники студенческих научных и научно-методических работ, проектов молодежных акций, других материалов, представляемых участниками в номинациях конкурса.

Интерес к участию в конкурсе сохраняется, в 2016 году он уже мыслиться как международный. И думается, это происходит именно потому, что его форма позволяет педагогам вузов отслеживать качество подготовки будущих специалистов для системы образования на примере лучших представителей современного студенчества, позволяет видеть свои успехи и достижения в сравнении с успехами и достижениями других учебных заведений. Но главное, это то, что дает конкурс  самим его участникам и победителям – уверенность  в правильности избранного пути, осознания собственных возможностей и дальнейшего стремления к самосовершенствованию. Одна из победительниц конкурса в личном зачете, бывшая студентка АмГПГУ А. Бычкова, ныне успешный преподаватель иностранного языка, говорит: «Конкурс открыл мне себя саму, дал возможность поверить в себя, утвердиться в правильности избранного пути. Спасибо всем моим наставникам и организаторам этого конкурса – одного из самых ярких событий моей студенческой жизни. Желаю, чтобы у будущих студентов-педагогов эта возможность открыть себя сохранялась».