Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Профессиональная компетентность руководителей в течение многих лет является объектом исследований в отечественной науке. У А.И. Панарина компетентность является совокупностью коммуникативных, конструктивных и организационных умений, а также способность использовать эти умения в практике. Е.И. Огарев рассматривает профессиональную компетентность как категорию оценок, которая "характеризует человека как субъекта специализированной социальной деятельности … обладающего устойчивой способностью к деятельности со знанием дела". С.Г. Вершловский и Ю.Н. Кулюткин представляют компетентность как характеристику личности, В.Ю. Кричевский - как реализацию функций; В.А. Сластенин - как совокупность умений личности. Многие ученые считают, что компетентность - это готовность решать задачи со знанием дела. М.А. Чошанов описывает компетентность в виде трех признаков: обладание оперативными и мобильными знаниями; умение применять именно тот метод, который подходит к определенным условиям; способность выбирать оптимальное решение [1, с.27].

Мы профессиональную компетентность рассматриваем, как совокупность компетенций; знания и опыт, которые необходимы для эффективного руководства: личную способность руководителя решать профессиональные задачи, а также требования к личностным, профессиональным качествам заведующего дошкольной образовательной организацией (далее ДОО).

Также выделили четыре группы компетенций, составляющих профессиональную компетентность руководителя ДОО:

1.    Личностная компетенция. Характеризует уровень личного саморазвития и отражает личную позицию педагогической, правовой и управленческой деятельности.

2.       Социальная компетенция. Реализуется в условиях профессиональной деятельности в условиях взаимодействия с коллективом.

3.    Отраслевая компетенция. Комплекс знаний и умений, присущих именно дошкольному образованию, предполагающих решение специфических педагогических задач.

4.       Общепрофессиональная компетенция. Рассматривает способность руководителя выполнять свои должностные обязанности .

При проведении опроса в МАДОУ ЦРР – детский сад № 178 «Облачко» по выбору приоритетных компетенций родители и педагоги солидарны в выборе личностных и социальных компетенций. Управление качеством образования и учебно-воспитательным процессом, конечно же, являются основой выбора родителями общепрофессиональных и отраслевых компетенций руководителя ДОО. Родители детского сада видят проблемы сохранения и достижения высокого качества образования своих детей как предмет заботы заведующего.

Педагоги же выбирают такие компетенции руководителя ДОО, как эффективное управление кадрами, административной и финансово-хозяйственной деятельностью, которые, по их мнению, необходимы для эффективного руководства МАДОУ.

В результате можно говорить о профессиональном образе современного руководителя, который складывается из эффективного руководства кадрами, которые в свою очередь обеспечивают качественное образование и управление финансово – хозяйственной деятельностью, как фактором эффективного управления учебно-воспитательным процессом. Современный руководитель ДОО должен быть ориентированным на результат и способным к конструктивному взаимодействию с социальными группами [4].

Получив в результате исследования профессиональный портрет руководителя и перечень качеств, которыми он должен обладать, можно говорить о процессе формирования профессиональной компетентности.

В своем профессиональном становлении руководитель ДОО проходит четыре уровня формирования профессиональной компетентности:

1.        допрофессиональный, уровень первоначального овладения профессией (профессиональная адаптация).

2.        Профессиональная адаптация - процесс становления равновесия в системе «человек - профессиональная среда», проявляющийся в эффективности и качестве труда, в удовлетворенности человека процессом труда, его результатом, собой как профессионалом.

В нашем контексте речь идет о вторичной адаптации - процессе приспособления специалиста к изменениям профессиональной деятельности, вызванным его переходом на новое место работы, т.е. становление руководителем ДОО. Характеризуется данный вид адаптации тем, что освоение новой трудовой деятельности происходит на базе предшествующего профессионального опыта. Стадиями данного уровня формирования профессиональной компетентности являются: 1. Ознакомление. Получение руководителем информации о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, об эталонах, нормах поведения. 2. Приспособление. Переориентация руководителя, которая сопровождается признанием новой системы ценностей с сохранением прежних установок.

3.   Ассимиляция. Приспособление к среде, идентификация с новой группой.

4.   Идентификация. Отождествление личных целей с целями организации.

Результатом процесса адаптации является адаптированность руководителя. Адаптированность - динамическое равновесие в системе «человек - профессиональная среда», проявляющееся в успешности деятельности руководителя и организации в целом [2].

2.   уровень ограниченной сформированности компетентности (профессиональное становление).

Профессиональное становление подразумевается не только в совершенствовании трудовых навыков, но и самосовершенствование личности. На этом этапе профессиональной деятельности руководитель усваивает практические навыки и алгоритмы действий, осваивает основные социальные роли, приспосабливается к ритму, характеру, особенностям работы. Очевидно, что личностное становление руководителя ДОО, как профессионала возможно только в том случае, если для профессиональной деятельности имеется положительная мотивация, а сама работа вызывает чувство удовлетворенности.

3.   уровень достаточной сформированности компетентности (упрочение).

На данном уровне необходимо признание организационно-управленческих умений руководителя как важного элемента повышения компетентности и профессионализма, проявляющейся в высокой познавательной потребности. Руководители чувствуют необходимость в дальнейшем развитии ДОО, на этом уровне они эффективно выполняют все операции рассматриваемых умений, последовательность которых рациональна. Характеристиками данного уровня также выступают автоматизм, высокая скорость и правильность выполнения профессиональной деятельности в целом.

4.   уровень успешного владения профессией (профессионализм).

На данном уровне достигается профессионализм, о руководителе ДОО можно говорить, как о профессионально компетентном специалисте, мы можем выделить три основных составляющих профессиональной компетентности руководителей детского сада: 1. способность к управленческой деятельности; 2. готовность к управленческой деятельности; 3. профессионально значимые качества личности, обеспечивающие эту деятельность. При этом профессиональную компетентность мы понимаем как категорию динамичную, развивающуюся, зависящую от конкретно-исторической ситуации, ограничивающей ее правовыми установками, социальными требованиями, нормами, стандартами.

Таким образом, профессиональная компетентность руководителя дошкольной образовательной организации это профессионально-личностная характеристика, обусловленная способностями, личностными и профессионально-педагогическими качествами, а также готовность к управленческой деятельности. Профессиональная компетентность руководителя детского сада считается сформированной, если представляет собой совокупность компетенций, которые необходимы для эффективного руководства: личную способность руководителя решать профессиональные задачи, требования к личностным, профессиональным качествам и отражает личную позицию педагогической, правовой и управленческой деятельности.

 

Список литературы

1.      Жилина А.И. Эталонная модель профессиональной компетентности менеджера (руководителя). Книга 3. – СПб.: ИОВ РАО, 2002. – 228 с.

2.      Профессиональная адаптация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://txtb.ru/141/14.html

3.      Профессиональный портрет современного руководителя дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sdetsad.ucoz.com/publ/upravlenie_doo/stil_rukovoditelja/30

4.      Сухова О.В. Сущность и структура профессиональной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации // Казанский педагогический журнал. Казань. 2015. С.47-51.