Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЙ «ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА»

Авторы:
Город:
Белореченск
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
Существенные изменения образовательных целей, содержания и технологий обучения, характера его организации обусловливают необходимость развития самого педагога, уровень профессионализма которого детерминирует качество образования в целом. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет приоритетность образования в течение всей жизни человека, что соответствует концепции «неограниченного развития», актуальной в современной социально-образовательной ситуации (Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, Э. Эриксон). В связи с этим одним из основных направлений психолого-педагогических исследований является решение проблемы развития и саморазвития педагога как личности и профессионала в условиях профессионально-развивающей среды как глобальной открытой интегративной системы. Понятия «развитие» и «саморазвитие» человека в различных значениях анализируются в философии, психологии, акмеологии, педагогике. В философском аспекте термин «саморазвитие» сближается с понятиями «движение», «самодвижение», «развитие», а возникновение идеи саморазвития личности восходит к трудам Гераклита и Сократа [5, с. 81]. Развитие понимается как поступательное движение и эволюция, переход от одного состояния к другому. Саморазвитие строится на философской основе самодвижения и является частным и высшим уровнем развития, на котором происходят направленные и осознанные изменения. При этом в развитии самодвижение рассматривается как один из действующих факторов, а в саморазвитии самодвижение выражает его сущность. Таким образом, развитие и саморазвитие в данном случае рассматриваются как общее и частное. Стремление к саморазвитию представляет собой естественную человеческую потребность, исходное и природно-заданное состояние [3, с. 126].
Развитие и саморазвитие выступают как основной способ бытия личности (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.М. Митина). Развитие личности как психолого-педагогическая проблема находит отражение в трудах Б.Г. Ананьева, В.П. Беспалько, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова. В гуманистической психологии саморазвитие тесно связано с идеей самоактуализации (А. Маслоу, К. Роджерс). Согласно А. Маслоу, потребность в самоактуализации является высшим уровнем в пирамиде потребностей и понимается как развитие способностей. Самоактуализация, по мнению А. Маслоу, это «потребность человека стать тем, кем он способен стать» [6]. К.А. Абульхановой-Славской саморазвитие определяется как процесс жизненного самоопределения, а стратегия жизни – индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни по мере ее осуществления в соответствующем ценностям данной личности и ее индивидуальности направлении [1]. Развитие и саморазвитие личности – акмеологические категории. Под личностно-профессиональным развитием в акмеологии с точки зрения А.А. Деркача и В.М. Дьячкова понимается процесс формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения и ее профессионализма, осуществляемый в саморазвитии, профессиональной деятельности и взаимодействиях [2]. А.А. Деркач считает, что акме означает не конечный путь жизненного движения и развития, а ту вершину, с которой открываются новые горизонты дальнейшего продвижения. Ю.А. Кавериным, Н.В. Пановой, Г.А. Цукерман предложены различные определения понятия «личностно-профессиональное саморазвитие»: - непрерывный и целенаправленный процесс совершенствования, аккумулирование педагогического мастерства и опыта [4, с. 56]; - непрерывный процесс индивидных, личностных, деятельностных и социокультурных изменений, происходящих под влиянием условий деятельности и самосовершенствования, обеспечивающих формирование профессионально значимых качеств [7, с. 11]; - процесс активного, последовательного и в целом необратимого качественного изменения статуса личности; потребность в самосовершенствовании, самодвижении, в построении себя как личности [8]. Рассмотренные трактовки показывают, что основная идея проблемы личностно-профессионального саморазвития – это идея детерминации развития деятельностью, при этом отмечается единство как профессионального, так и личностного развития. Основными процессуальными компонентами любой деятельности как целенаправленной активности человека являются потребности и мотивы, цель, задачи, технология (формы, методы и средства), действие, результат. Личностно-профессиональное саморазвитие – непрерывный процесс, проектируемый самим педагогом и осуществляемый в соответствии с алгоритмическим циклом: формирование внутренней мотивации – исполнительские действия – оценка достижений (рефлексия) – корректировочные действия (при необходимости). Структура личностно-профессионального саморазвития педагога включает мотивационный, проектировочный, деятельностно-практический, рефлексивный, эмоционально-волевой взаимосвязанные процессуальные компоненты. Мотивационный компонент как наличие потребностей и мотивов является основой, инициирующей процесс саморазвития педагога. Потребности определяются как недостаток в уровне саморазвития и зависят от развития образовательных систем и общественных запросов. Потребности конкретизируются в мотивах – побудителях деятельности человека. Мотивация как процесс побуждения педагога к совершению определенной деятельности представляет собой сложный процесс, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Проектировочный компонент - постановка цели как субъективного образа желаемого результата саморазвития, цель обусловлена мотивами и определяется самим педагогом, процесс целеполагания в данном случае понимается как проектирование. Деятельностно-практический компонент включает действия педагога по достижению результата саморазвития на основе выбранной технологии (системы условий, форм, методов и средств решения поставленных задач), в процессе осуществления действий приобретается собственный опыт саморазвития. Рефлексивный компонент - оценка результата саморазвития, осуществляемая как по внешним, так и собственным (внутренним) критериям. Рефлексия является необходимым условием успешной реализации профессионально-педагогической деятельности. Эмоционально-волевой компонент заключается в саморегуляции процесса и результата личностно-профессионального саморазвития. Проектировочный и рефлексивный компоненты являются базовыми составляющими, определяющими процесс личностно-профессионального саморазвития педагога в целом.
Саморазвитие личности осуществляется как автономный процесс личности. Вместе с этим, эффективность личностно-профессионального саморазвития педагога значительно повышается в благоприятных средовых условиях. В современном техногенном и информационном обществе существует тенденция к формированию единой образовательной среды профессионального образования, включающей локальные образовательные среды отдельных профессиональных образовательных организаций. Под интегративной профессионально-развивающей образовательной средой понимается среда, которая позволяет осуществлять выбор альтернативных возможностей для построения индивидуальной траектории личностно-профессионального саморазвития педагога и организованная как объединение вариативных развивающих ресурсов образовательных сред различных уровней организации и различной функциональной принадлежности, множественность которых образует единую целостную систему. Такая среда обеспечивает выход в формирующееся открытое глобальное образовательное пространство. Интегративная профессионально-развивающая образовательная среда реализует адаптивную, побудительную, прогностическую, результативную, аналитическую, регулятивную функции в личностно-профессиональном саморазвитии педагога. Перспективы дальнейших исследований связаны с разработкой концептуальной модели интегративной профессионально-развивающей среды педагога, а также проектированием индивидуальных траекторий саморазвития педагога в условиях данной среды.

Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Акмеологический словарь / Под ред. А.А. Деркача. - М., 2010. – 161 с.
3. Аргунова М.П. Философский аспект саморазвития личности // Наука и образование. – 2012. - № 2. – С. 124-127.
4. Каверин Ю.А. Творческое саморазвитие учителя как процесс совершенствования его профессионализма // Вестник ТГПУ. – 2009. - № 10 (88). – С.55-58.
5. Коуров А.В. История исследования проблемы «саморазвитие» // Мир науки, культуры, образования. – 2013. - № 6 (43). – С. 81-83.
6. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузыря. - М., 1982. – 288 с.
7. Панова Н.В. Сущность личностно-профессионального развития педагога на различных этапах жизненного пути // Вестник ТГПУ. – 2010. - № 4 (94). – С. 5-11.
8. Цукерман Г.А. Психология саморазвития личности. - М., 1995. – 288 с.