Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
05 декабря 2017г.

Развитие личности - сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическую, психическую, духовную, социальную и другие стороны [3]. Социальное развитие – это процесс, во время которого личность усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Социализация – это процесс освоения социально-культурного опыта человеком, готовящимся к самостоятельной жизни в обществе, результаты которого позволяют активно, компетентно ответственно участвовать в различных видах социальной деятельности. Включает определенную систему ценностей, установок, знаний и умений, норм межличностного взаимодействия и правил поведения. В более узком понимании это процесс формирования готовности к успешному исполнению комплекса социальных ролей, свойственных члену общества. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, дошкольник учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила, нормы поведения в обществе.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для социально-личностного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. В раннем детстве ребенок осваивает широкий круг предметных действий, «открывает» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно приводит его к взрослому как носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начинает выделять в них взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, т.е. нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Ведущим видом деятельности дошкольника становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. В этом возрасте дети учатся владеть собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане, появляется произвольное владение поведением и собственными действиями.

По мере роста и взросления дети все больше погружаются в познание и постижение разнообразных закономерностей и связей между частями социальной жизни: ориентируются в пространственно-временных отношениях и понимают причинно-следственные связи событий и многое другое; пути социального познания, освоение себя и окружающего мира приобретают специализацию.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта государственного стандарта по дошкольному образованию и одним из основных направлений содержания основной общеобразовательной программы, предусмотренных федеральными государственными требованиями. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Социально-личностное развитие воспитанников предполагает: развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят; формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь свое мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время); воспитание положительного отношения ребенка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам; приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнерами по деятельности мнений и действий; развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово; формирование коммуникативной компетентности ребенка – распознание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний; формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать правила, устанавливать новые контакты.

Социальное воспитание должно подготавливать ребенка к социальной жизни не с точки зрения социальной техники, а с точки зрения социального идеала, в котором таится творческая, преображающая сила и проявляется цель, к которой стремится человечество и приобщать к универсальным ценностям.

Основными принципами социального воспитания являются: принцип природосообразности (изучение задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии); принцип народности (учет национальной культуры, традиций и родного языка); принцип  гуманности (признание индивидуальности каждого ребенка, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия); принцип социальной ответственности общества за реализацию жизненного сценария человека (создание условий для развития одаренных детей; детей с отклонениями в поведении; детей-сирот; детей-инвалидов; детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве); принцип коллективности (формирование человека в коллективе, накопление опыта взаимодействия с окружающими, в целом – приобретение опыта адаптации и обособления в обществе); принцип диалогичности (духовно-ценностная ориентация подрастающего поколения, его развитие в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, на основе обмена ценностями – интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными; совместное продуцирование ценностей в быту и в образовательном учреждении).

Составляющим социального воспитания является взаимодействие трех процессов: образование детей, организация их социального опыта и индивидуальная помощь ребенку.

Образование предполагает систематическое обучение, просвещение, развитие творчества и самообразование ребенка. Творчество как процесс создания некоторого нового объекта или нового качества объекта, является характерной особенностью человеческого мышления. В процессе творческой деятельности изменения происходят не только в действительности, но и в самой личности. Творчество – неотъемлемый элемент, результат, средство познания и самопознания [2].

Приобретение ребенком социального опыта осуществляется посредством участия в жизнедеятельности социальных групп, членом которого он является, и взаимодействия с представителями окружающего общества.

Индивидуальная помощь ребенку предполагает: помощь в приобретении знаний, установок и навыков, необходимых для удовлетворения дошкольником своих позитивных потребностей, интересов и аналогичных потребностей других людей; помощь в осознании ребенком своих ценностей, установок и умений; помощь в развитии самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутверждении; помощь в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим социальным проблемам; помощь в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму; помощь в выработке стратегий адаптации и обособления в социуме.

Cоциализация ведущий принцип и фундаментальная цель воспитания детей дошкольного возраста и помочь им войти в современный мир, такой сложный и динамичный.

Список литературы

 

1.                   Гуров, В.Н. Социальная работа дошкольного образовательного учреждения с семьей: / В.Н. Гуров // Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160с.

2.                   Хачатурова, К.Р. Проблема развития творческого потенциала учащихся основной школы на уроках естественнонаучного цикла: анализ и измерение / К.Р. Хачатурова // Глобальный научный потенциал. – Санкт-Петербург, 2016. – №8(65) С. 12-17.

3.            Шерайзина, Р.М., Хачатурова К.Р., Донина И.А. Возрастные особенности развития творческого потенциала старших подростков в учебной деятельности //Психологическая культура личности: Коллективная монография. - Ульяновск, 2017. С. 106-118.