Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В АРХИТЕКТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 декабря 2017г.

Приоритетной задачей образования и воспитания в высшей школе архитектурного направления является создание таких оптимальных условий развития студентов, которые в будущем обеспечат их личностную и профессиональную подготовку к успешной жизни и деятельности в профессиональной сфере, к сохранению и приумножению мира общечеловеческих ценностей.

Руководствуясь морально этическими императивами, будущий архитектор должен профессионально учитывать потребности общества, государства, бизнеса, культуры, которые часто вступают в противоречие друг с другом. Неотъемлемой чертой его гражданской позиции является умение находить оптимальное решение, аргументированно его отстаивать и убеждать заказчиков соблюдать нормы права как важнейших составляющих общечеловеческого материального и художественного бытия, поскольку оно вносит художественные и морально этические коды общества в материальную среду, активно воздействуя на эмоционально-воспитательную сущность социального общежития.

Гражданское воспитание в условиях высшего профессионального образования представляет собой процесс и результат осознания студентом системы политических, правовых, духовно-нравственных, социальных и этнокультурных ценностей, существующих в конкретном обществе и государстве. Посредством их системного познания и личностно значимого осмысления в процессе обучения и воспитания в высшей школе общечеловеческие и национальные ценности превращаются в персональные духовно-смысловые ориентиры поведения и творческой деятельности, в жизненные принципы, которые обусловливают духовно-ценностные отношения личности к себе и другим людям, своей профессии, окружающей природной и социокультурной среде, тем самым обеспечивая гармоничную жизнедеятельность человека в культуре общества, в которой он складывается как личность.

Проблемы обеспечения молодым людям условий непрерывного развития личности с учетом этапов ее взросления нашли отражение в работах В.В. Давыдова, Л.П. Дашковской, Е.Б. Кравцовой, В.Г. Кудрявцева, Л.Ф. Сербиной и многих других отечественных психологов, педагогов, социологов, философов. Процесс гражданского воспитания является сложным и длительным. Успешность его протекания зависит от множества факторов, среди которых можно выделить следующие: завершенность формирований отдельных представлений (дошкольный, младший школьный возраст), поиска идеалов и ценностей, накопления опыта позитивного гражданского поведения (подростковый возраст) к становлению гражданского мировоззрения и культуры (юношеский возраст) [1: 10-11].

Студенческий возраст связан с необходимостью обязательного участия человека в общественной жизни. Молодой человек должен принять на себя ответственность за складываюшийся уклад своей жизни в той степени, в какой это возможно в конкретных социальных условиях. Развитие студентов в этом возрасте определяется исходя, преимущественно, из устоявшихся и бытующих в данном обшестве социальных и культурных ориентиров. Молодые люди стремятся к самостоятельности, экономической независимости, равноправию в общественных и личных взаимоотношениях. Следует отметить, что основным социальным ориентиром для них является достижение статуса полноправного, уверенного в завтрашнем дне, обеспеченного материально, способного позаботиться о себе и близких, благополучного гражданина [1: 11].

Результатом гражданской направленности учебно-воспитательного процесса студентов- архитекторов становится повышение конкурентоспособности на рынке труда, адаптированности специалиста в профессиональной деятельности и обществе, развитие способности свободно мыслить, анализировать, принимать и отстаивать необходимые, хорошо обдуманные решения, противостоять негативным явлениям в обществе.

Успех процесса гражданского воспитания студентов-архитекторов в условиях высшего профессионального образования определяется степенью социальной зрелости студента, уровнем сформированности его социального характера, что в свою очередь зависит от того, как именно сам студент принимает воспитательное воздействие или влияние на него педагогов, а так же, не в меньшей степени, какова его собственная активность, находящая отражение в процессе самовоспитания, в деле формирования качеств будущего специалиста и гражданина своей страны.

По мере формирования и развития молодых людей в вузе все четче возрастает определение их направленности и активность жизненной позиции. Не вызывает сомнения тот факт, что молодой человек становится личностью, когда в нем минимизируется конформизм, стремление выражать сугубо нейтральное мнение по важным вопросам современности, безразличие, равнодушие по отношению к окружающим, стране, значимым событиям, происходящим в мире.

Общеизвестно, что формирование гражданской позиции личности является чрезвычайно сложным, длительным и многогранным процессом, требующим много сил и внимания, как со стороны воспитуемых, так и со стороны воспитывающих, который осуществляется тщательно и постепенно. Прежде чем достигнуть зрелости, личность проходит ряд ступеней социального развития:

-   первая из них заключается в умении выделять себя из окружающей социальной среды, переживать идентичность с самим собой в отношении своего  прошлого, настоящего  и будущего, в представлении индивида о самом себе. Другими словами, речь идет о «Я-концепции», которая формируется только в социальном общении, во взаимодействии человека с человеком [3:40].

-   вторая ступень характеризуется пониманием того, что кроме «Я», есть еще и «Другие», а это требует определенного самоограничения, умения считаться с правами и свободой этих «других». Данная ступень социального развития – важнейший этап нравственного становления личности, который, по  словам Э. Канта, определяется умением свободно подчинять свое «Я» нравственному закону. Личность, не достигнувшая этой ступени социального развития и живущая лишь своими интересами, оказывается на позиции крайнего индивидуализма, который, как принцип отношения человека к человеку, антигуманен, и как норма отношения к обществу антидемократичен, а как семейная традиция – глубоко аморален [3: 41].

-   следующая, третья ступень социального развития личности характеризуется тем, что она осознает себя частью определенной общности («Мы»). Чем шире социальная общность, интересами которой живет индивид (семья, группа сверстников, учебный или трудовой коллектив, нация, страна, планета в целом), тем в большей степени состоялся он как личность. На этом этапе происходит формирование гражданских качеств, когда человек «работает над собственным счастьем, трудясь над счастьем других», приходит осмысление высших целей жизни («если я только для себя, то зачем я?»). Не случайно экзистенциалисты, замыкающиеся на личности как самоцели, не видят смысла жизни и сводят ее к «ожиданию смерти» [3: 41].

-   и, наконец, четвертая ступень социального развития личности заключается в том, что после «ухода» от себя в общественные структуры она возвращается к своему «Я», но уже на новом, высшем уровне. Этот этап характеризуется стремлением к самосовершенствованию, максимальной самореализации личности. Он включает самопознание, адекватное самоопределение, постоянное образование, самообразование и самовоспитание, активную жизненную позицию [3: 41].

Успешно завершив путь прохождения всех четырех, выше приведенных, ступеней развития, личность полностью сознает себя членом общества. Ее развитие и саморазвитие оказывают влияние на изменения не только и не столько в ней самой, но и в окружающих, способствует формированию полноценного гражданского общества, ибо полноценное развитие каждого есть условие полноценного развития всех.

К важнейшим гражданским качествам личности относят, прежде всего, политическую грамотность, понимание того, что происходит в мире и в стране в настоящее время и того, что ожидает современников и потомков в ближайшем будущем. Общественная активность, бескорыстие в защите общественных интересов связаны с такими категориями нравственности, как патриотизм, гуманизм, коллективизм, честность.

Гражданское воспитание необходимая составная часть прогресса общества, который немыслим без таких значимых качеств его членов, как убежденность, инициатива, бескорыстная защита общественных интересов со стороны граждан. На гражданскую позицию студенческой молодежи, ее интересы, идеалы и ценностные ориентации, влияет, прежде всего, социально-экономический строй, определяющий и систему высшего образования, и социальную среду. Таким образом, к воспитательным задачам вуза в начале третьего тысячелетия относится формирование у студентов гражданственности, коллективизма, дружбы, товарищества, взаимопомощи, любви к своей стране, ответственности за ее будущее, за упрочение в обществе высоких духовных ценностей. Именно эти качества личности станут надежным фундаментом гражданской позиции всех и каждого члена общества. Результат такой работы личности над собой должен определять ее отношение к людям, стране, производительному труду, к семье, способствовать осознанию социальных и личностных ценностных ориентиров, создаст атмосферу доброжелательности и взаимопомощи, заложит основы достойной жизни, творческого и радостного труда на благо человеку, обществу и государству [2:18].

 

Список литературы

 

1.             Карпанина Е.Н. Гражданское воспитание студентов средствами архитектурного проектирования в условиях вуза: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – Ставрополь: СГУ, 2004.

2.             Карпанина Е.Н., Кузнецова М.Ф. Архитектурное проектирование как средство обучения и воспитания студентов гуманитарных вузов: учеб. пособие: в 2-х частях. Ч. 2. – Ставрополь, 2007.

3.             Карпанина Е.Н. Психолого-педагогические аспекты гражданского воспитания студентов в условиях  высшего  профессионального  образования  //  Проблемы  и  перспективы  развития образования в России.- 2011. - № 12 - С. 39 - 44.