Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
05 декабря 2017г.

В настоящее время правовая база антикоррупционной политики России регламентирует работу всех общественных институтов [4;5;6]. В процессе реализации законов и нормативных актов, направленных на противодействие коррупции, стала очевидной необходимость комплексного подхода, включающего целенаправленную педагогическую работу. Антикоррупционное воспитание в этом контексте представляется частью антикоррупционной государственной политики по устранению (минимизации) причин, условий и последствий коррупционных проявлений. Социальные ожидания связанные с организацией воспитательной работы по формированию у обучающихся антикоррупционного мировоззрения обусловлены в том числе особым антикоррупционным потенциалом молодёжи: низким уровнем вовлеченности в коррупционные отношения, нередко и полным отсутствием коррупционного опыта; повышенным чувством справедливости, присущим молодым людям; сам  процесс активной адаптации молодых людей в социуме позволяет еще в момент их знакомства с правилами и условиями общественных отношений, в том числе негативных (коррупционных), осуществлять антикоррупционное воспитательное воздействие с высокой эффективностью.

Антикоррупционное воспитание в России согласно антикоррупционной нормативно- законодательной базе реализуется на всех уровнях образования. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ООО, ФГОС СПО, ФГОС ВО) содержат требования по подготовке обучающихся и являются основой для любой воспитательной и образовательной концепции. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [8] образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства. Помимо приобретения знаний, умений и навыков в ходе реализации образовательных программ любого уровня происходит формирование ценностных установок, определяющих характер интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития человека. Однако, несмотря на активную работу специалистов и постоянно растущее количество педагогических исследований, посвящённых антикоррупционному воспитанию, проблема развития единой концепции антикоррупционного воспитания не решен.

Так, на уровне дошкольного образования антикоррупционное воспитание выстраивается с учетом интеграции образовательных областей: социально-коммуникативного развития, то есть усвоения нравственных норм и ценностей, речевого и познавательного развития по средствам детских литературных произведений (сказки, стихи, басни и др.) формирующих нравственные ориентиры. В целях реализации антикоррупционного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях проводятся тематические беседы, театральные постановки, сюжетные игры. Планируемые воспитательные мероприятия должны быть отражены в планах работы педагогов. По аналогии в образовательных программах начального образования в ряду требований, связанных с антикоррупционным воспитанием, выделяют духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, формирование внутренней установки личности поступать согласно своей совести и др. [9]. Следует отметить, что на ступени начального общего образования понятия «коррупция» и «антикоррупция» не используются, связано это с отсутствием осознанного понимания этих явлений младшими школьниками. Задачи антикоррупционного воспитания решаются посредствам воспитания нравственных чувств и ценностей, таких, как справедливость, честь, достоинство, неподкупность, честность, доверие к людям, бескорыстие, взаимопомощь, любовь к России, к своему народу и др. 

Образовательные программы основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования также актуализируют воспитательную работу, направленную на противодействие коррупции по средствам интеграции антикоррупционного направления в общеобразовательные предметы. В ряду основных требований, которые могут быть реализованы в рамках антикоррупционной воспитательной работы на этих образовательных уровнях, можем отнести развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать и др.[10;11]. А также формирование гражданской позиции, воспитание активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации и др. [12]. Антикоррупционное воспитание на данном этапе подразумевает когнитивный компонент, а именно получение знаний о социальных и этических проблемах общества, о праве (в частности антикоррупционных законах в Российской Федерации), об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях этого явления и др. Таким образом, образовательные антикоррупционные программы данных уровней образования разрабатываются и реализуются учителями, включают внеурочные занятия, посвященные теме коррупции, но этого, безусловно, мало. Согласимся, что есть потребность в разработке единой программы, которая бы охватывала не только школы и средне-специальные учебные заведения, но и вузы.

В целях разработки концепции антикоррупционного воспитания в вузе представляется необходимым определить содержание антикоррупционного воспитания, сформулировать цели и задачи воспитательной деятельности, определить ее методологические основы, практические мероприятия и критерии оценки эффективности.

В первую очередь определим сущность понятия антикоррупционное воспитание и его цель. Антикоррупционное воспитание - это целенаправленный процесс формирования антикоррупционного мировоззрения как ценностных ориентиров и морально-нравственных установок личности, опирающихся на идеалы честности, совести, достоинства, убеждений в неприемлемости коррупции, сознательный отказ от коррупции во всех ее проявлениях, уважения к закону и соблюдения правовых норм антикоррупционного поведения, развитие гражданской ответственности и активной гражданской позиции как непримиримого отношения к коррупции. Отметим, что антикоррупционное воспитание предусматривает антикоррупционное образование, однако оно направлено не на специалиста предметной области, а на каждого как гражданина. Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и формировать у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции, способствовать становлению норм антикоррупционного поведения.

На основании сформулированного определения антикоррупционного воспитания и его цели можем выделить задачи антикоррупционного воспитания:

–                    формирование антикоррупционного мировоззрения (а именно: уважение к демократическим ценностям, уважение к закону, правам и свободам других людей, честность и др.; сознательная антикоррупционная деятельность; формирование нравственных отношений и морального сознания студенчества; устранения глубинных причин, связанных с массовым коррупционным сознанием; формирование активной гражданской позиции в отношении коррупции; овладение системой антикоррупционных знаний и антикоррупционной этикой; формирование системы ценностных ориентаций и др.);

–                    формирование антикоррупционной культуры (а именно: устойчивой антикоррупционной мотивации; осуществление антикоррупционной жизнедеятельности в обществе; развитие гражданской ответственности как непримиримого отношения к коррупции и др.);

–                    формирование антикоррупционной позиции личности (а именно: формирование нетерпимости к проявлениям коррупции; возможности самостоятельного предотвращения коррупционных отношений;   система   антикоррупционного отношения  личности к  обществу;  сознательный отказ   от коррупции во всех ее проявлениях; развитие активной гражданской позиции в отношении коррупции и др.);

–                    формирование антикоррупционного поведения личности (а именно: пропаганда антикоррупционного поведения в молодежной студенческой среде; формирование антикоррупционной устойчивости; демонстрация эффективных способов борьбы с коррупцией; формирование антикоррупционной среды в вузе; уважения к закону и соблюдения правовых норм антикоррупционного поведения и др.);

–формирование антикоррупционной компетентности (а именно: формирование антикоррупционной направленности личности; формирование сквозной антикоррупционной профессиональной компетентности будущих бакалавров, специалистов, магистров; развитие специальных антикоррупционных навыков и знаний; развитие способности сопротивляться коррупционным условиям социальной среды и др.);

В качестве методологических основ концепции антикоррупционного воспитания студенчества, на наш взгляд, необходимо учесть следующие подходы. Безусловно, важную роль играет аксиологический подход, так как в ряду важнейших воспитательных задач антикоррупционного воспитания выделяют формирование антикоррупционного мировоззрения и системы антикоррупционных ценностных ориентаций молодежи. Использование деятельностного подхода как основного при формировании антикоррупционного поведения личности отражает деятельностный аспект педагогического взаимодействия. Стимулирование и активизация внутренних резервов развития личности, будет реализовано с учетом личностно-ориентированного подхода, закладывающего механизм моральной саморегуляции воспитанников, постепенно вытесняющий сложившиеся коррупционные стереотипы. Антикоррупционное воспитание студентов вуза планируется реализовывать и на основе деятельностного подхода, направленного на обеспечение специальных условий, в частности создание антикоррупционной студенческой среды, в целях конструирования воспитательных мероприятий и моделирования антикоррупционной деятельности студентов. Компетентностный подход, лежащий в основе определения задач по формированию антикоррупционной компетентности, подразумевает такую организацию воспитательного процесса, которая ориентирует на овладение обучающимися профессиональными и общекультурными компетенциями , а в русле антикоррупционного воспитания на формирование практического навыка антикоррупционной деятельности, определяющегося специальными знаниями в сфере антикоррупционного законодательства, умениями связанные с предотвращением коррупционных ситуаций и тд.. Антикоррупционная компетентность выступает как сложное системное личностно-профессиональное новообразование, является интегративным, формируемым качеством.

Сегодня в России наблюдается тенденция к поиску путей формирования антикоррупционного мировоззрения учащихся на всех уровнях образования. Складывается понимание антикоррупционного воспитания как единой многоуровневой системы воспитания, что позволяет надеяться на решение задач антикоррупционного воспитания общими усилиями.

 

Список литературы

 

1.         Кичева, И.В., Бродзели, Л.О. Мировой опыт антикоррупционного воспитания - Теория педагогики и история педагогической мысли [Текст] / И.В. Кичева, Л.О. Бродзели // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета.-2016.- № 2- С. 212— 216.

2.         Кичева, И.В., Гикис, С.Н. Общекультурная компетентность в системе педагогических понятий – Теория педагогики и история педагогической мысли [Текст] / И.В. Кичева, С.Н. Гикис // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета.-2014.- № 1- С. 137-142.

3.         Кичева, И.В. Развитие терминологии теории воспитания во взаимодействии с лексикой других наук [Текст] / И.В. Кичева // Педагогика. -2003.- № 9.- С.24-32.

4.         О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы [Электронный ресурс] Указ Президента РФ от 01.04.2016 N 147 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. М., 2005. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196138/ (дата обращения: 31.09.2017)

5.         О противодействии коррупции: Федеральный закон [Электронный ресурс] : федер. закон от 25 декабря 2008 г № 273-ФЗ : (в ред. от 07.05.2013г. № 273-ФЗ ) // КонсультантПлюс : справ. правовая система.  М.,  2005.  URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959  (дата  обращения: 31.09.2017)

6.         Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы [Электронный ресурс] Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2014 N 816-р // КонсультантПлюс : справ. правовая система. М., 2005. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163107 (дата обращения: 31.09.2017)

7.         Печёнкин, В.А. Формирование антикоррупционной компетентности государственных служащих [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ.      канд. псих. наук. (19.00.06) / Печёнкин Владимир Александрович; РАНХиГС, - Москва, 2012. – 25с.

8.         Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. М., 2005. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.10.2017)

9.         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Министерство образования  и  науки  РФ.  URL:  http://минобрнауки.рф/документы/922  ФГОС.  (дата  обращения: 11.10.2017)

10.      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Министерство образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 11.10.2017)

11.      Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Министерство образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 11.10.2017)

12.      Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Министерство образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/документы/923 (дата обращения: 11.10.2017)