Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ РЕБЁНКА C РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Авторы:
Город:
Северск, Томской области
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
В настоящее время число установленных диагнозов «расстройство аутистического спектра» (РАС) катастрофически растет. По данным различных исследований частота подобных расстройств составляет от 6 до 10 на 1000 человек [1]. Аутизм – это комплексное нарушение развития, включающее проблемы с социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом эмоциональных, когнитивных, двигательных и сенсорных способностей, а также отставание в развитии этих способностей. Как правило, диагностируются расстройства аутистического спектра у детей в возрасте от 3 до 7 лет, когда становится очевидным нарушение социализации ребѐнка в группе сверстников. Аутистические расстройства влияют не только на самого ребѐнка, но и на всю семью, воспитывающую такого ребенка, в целом. Многие родители, услышав от врача диагноз, приходят в смятение. Когда они находят разъяснения в справочниках, то совсем отчаиваются, так как не находят не только ничего утешительного для себя, но и ответов на самые актуальные вопросы. В одних публикациях аутизм и расстройства этой группы заболеваний приравнивается к одаренности ребенка, в других - сравнивается с шизофренией. Внешне ребенок с аутистическим расстройством чаще всего даже не реагирует на окружающих его людей, ведет себя так, будто он один, или находится возле детей и взрослых, но не с ними. Он не допускает в свой внутренний мир никого. Практически невозможно узнать или догадаться о его переживаниях, желаниях и страхах. И естественно, воспитатель или учитель, даже самый добрый и чуткий, не всегда имеет возможность вести постоянное целенаправленное наблюдение за ребенком. Поэтому, чтобы лучше понять ребенка и оказать ему помощь в адаптации к детскому коллективу, педагогу необходимо работать в тесном контакте и взаимодействии с родителями этого ребенка. Именно родители являются первым источником информации о ребѐнке, и о том, как аутистическое расстройство проявляется в его поведении и повседневной деятельности. Узнав, к какому типу относится расстройство ребѐнка, учитель обращается к медицинской литературе, чтобы узнать больше информации о протекании заболевания и прогностически отнестись к возможностям социализации и обучения. Учителю лучше начать партнѐрство с родителями с первой встречи перед учебным годом. В дальнейшем очень важно согласовать с родителями и установить режим и структуру общения с семьѐй в течение всего учебного года. При первой встрече с семьѐй учителю следует акцентировать внимание на индивидуальных особенностях ученика, выявлении его сильных сторон и сфер затруднений. Семья может иметь практические предложения по приспособлениям, которые необходимы их ребѐнку в классе с тем, чтобы помочь по максимуму раскрыть учебный потенциал, социализироваться. Очень важно во время встречи установить отношения взаимного уважения, сохраняя при этом реалистичные ожидания и внутреннюю конфиденциальность. Укреплять доверие в отношениях учителя с родителями крайне важно. Взаимодействие с семьѐй по продвижению ученика должно носить постоянный характер. По возможности, необходимо составить график ежемесячных встреч для обсуждения продвижения ребѐнка и любых проблем, которые могут возникнуть, необходимо также передавать родителям положительные отзывы об успехах от других участников учебного взаимодействия.

Некоторые семьи могли в прошлом иметь негативный опыт общения с сотрудниками дошкольных учреждений, школ, медицинской сферы. Необходимо помочь родителям преодолеть сложившийся негативизм. Если приложить усилия по установлению коммуникации с семьѐй в интересах ребѐнка, прислушаться к советам и предложениям родителей, они увидят в вас, как учителе, человека заинтересованного, позитивно настроенного, и с большой вероятностью предоставят вам полную поддержку. Учителю в данной ситуации важно осуществлять функции консультанта – фасилитатора, привлекать к работе с ребѐнком необходимых специалистов, при необходимости координировать их действия. В период адаптации ребѐнка к школе родитель может находиться на занятиях рядом с ним, помогая учителю в налаживании контакта. Для удобства общения учителя с родителями мы разработали «лист общения», в который включили вопросы, интересующие учителя и родителя. Во время первой встречи учитель может предложить родителям заполнить такой лист. Проанализировав ответы, учитель понимает ключевые моменты в выстраивании взаимоотношения с особенным учеником:
 каковы сильные стороны ребенка;
 какая поддержка ему необходима;
 что лучше всего воздействует на ребенка в плане вознаграждения и мотивации;
 каким способом ребенок лучше всего коммуницирует с другими людьми;
 влияют ли на поведение ребенка изменения в распорядке или переключения на новый вид деятельности;
 есть ли у ребѐнка сенсорные проблемы, какой канал восприятия является ведущим.
На практике «лист общения» заполняется родителями в конце каждой четверти, поскольку достижения за достаточно длительный период (2-3 месяца) более заметны. В нѐм родители определяют общую оценку продвижения ребенка по пятибалльной шкале. Далее отмечаются моменты, что прошло в классе хорошо в этой четверти, а что могло пройти лучше. Ценной информацией листа общения являются рекомендации и советы родителей по поводу того, что могло бы пройти лучше. Получив данную информацию, учитель максимально еѐ использует при работе с ребенком, учитывая замечания и пожелания родителей. Огромную роль в том, чтобы обучение ребенка с расстройствами аутистического спектра способствовало его вхождению в социум, играет участие семьи в коррекционно-развивающем процессе. Именно систематическое взаимодействие учителей, специалистов и семьи ребенка является важнейшим условием реализации социально-практической направленности в обучении этой группы детей.

Список литературы
1. Гринспен С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления/Стенли Гринспен, Серена Уидер.- М.:Т еревинф, 2013.- 512 с.
2. Питерс Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию /Пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 240 с.