Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ К УСЛОВИЯМ КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
Современное российское образование претерпевает значительные изменения, требующие основного пересмотра всей системы обучения и воспитания молодого поколения, поиска новых и в тоже время возрождения старых форм и методов работы с молодежью. Одной из ранее существующих традиций российской педагогики является деятельность кадетских корпусов и училищ, выпускники которых на протяжении 200-летней истории являлись цветом нации, составляли славу и гордость русского народа. И сегодня со всей определенностью можно сказать, что в начале третьего тысячелетия в России вновь оказался востребованным данный тип образовательных учреждений, который должен быть учтен при формировании инновационной доктрины национального воспитания и образования. В.В. Путин отмечал важность воспитания молодежи в духе патриотизма и необходимость поддержки кадетских учебных заведений, поскольку они выполняют важнейшую задачу – подготовка граждан России, способных нестандартно и творчески мыслить, быстро принимать решения, быть инициативными и готовым и к служению России на военном и гражданском поприще. Для ее решения в каждом регионе страны Министерством обороны созданы президентские кадетские училища. Так, 1 сентября 2011 года открылось Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставропольское президентское кадетское училище». Одновременно с созданием кадетских училищ нового типа существенно изменился подход к системе воспитания и обучения детей в стенах довузовских образовательных учреждений Минобороны. Отличительной особенностью кадетского училища от массовой общеобразовательной является то, что дети, попадая в такое учебное заведение, попадают в условия повышенных умственных, физических и психологических нагрузок, сталкиваются с рядом разнообразных проблем в период адаптации: обучение в закрытом образовательном учреждении пансионного типа, перемена места жительства, отделение от семьи, переход к самостоятельному быту, изменение питания, жизнь в новом коллективе, жизнь по воинскому уставу. Поступление подростка в кадетское училище сопровождается изменением его социального статуса, межличностных контактов, жизненных стереотипов, сложившейся системы взаимоотношений с окружением и неизбежно требует пересмотра установок, отношений, представлений о своих социальных ролях таким образом, чтобы они были адекватны вновь сложившимся условиям жизнедеятельности. Трудности в адаптации к жизнедеятельности кадетского училища определяются, в первую очередь, спецификой образовательного пространства. Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней – от биохимического до социального. В начале XIX века понятие адаптации вышло за рамки эволюционной теории и общей биологии и к настоящему времени находит применение практически во всех отраслях научного знания. Адаптация является одной из составляющих социализации. В переводе с латинского (от лат. – adaptio – приспособляю) она означает «прилаживание организма и его функций, органов, клеток с условиями среды» [1]. Адаптация, как процесс, означает приспособление личности или социальной группы, попавшей в трудную ситуацию в реальной среде к этой среде. По мнению А.В. Мудрика, адаптация представляет собой устойчивую модель поведения в определенных условиях и ситуациях [2]. В словаре по социальной педагогике социальная адаптация – это «активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения норм, ценностей, стилей поведения, принятых в обществе» [4]. С позиции М.А. Галагузовой, социальная адаптация ребенка есть процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой [4]. Кардинальные изменения образа жизни подростка ведут к определенным трудностям в адаптации к условиям кадетского училища, смягчить или избежать которые возможно, благодаря психолого-педагогическому сопровождению каждого кадета в первый и последующие годы его обучения. Вопросы, связанные с адаптацией ребенка к школе, получили отражение в трудах отечественных психологов и педагогов, в частности, социально-психологические аспекты адаптации ребенка (Г.М. Андреева, Г. А. Балла, Г. Е. Залесский, А. Н. Леонтьев, Литвиненко, Ю. Н. Кулютин, А. В. Мудрик, В. С. Мухина, А. А. Налчаджян, Л.Я. Олифренко, А. В. Петровский, А. М. Прихожан, Л. Рубинштейн, Т. Шибутани) [3]; взаимодействие среды и личности (Ю. М. Бандура, В. А. Мануйлов, В. И. Петровский, В. И. Слободчиков и др.); особенности адаптации учащихся военизированных учебных заведений (А.А. Курагина, В. Ю. Ромайкин, Н. Ю. Милованова, Ж.Г. Сенокосов) [2]; сопровождение процесса адаптации подростков в различных социокультурных средах (М. Р. Битянова, В. Ф. Вишнякова, О.С. Газман, Ю.Н. Галагузова, Е.И. Казакова, И.А. Липский, В. В. Морозов, Р. В. Овчаренко, Л.Я. Олиференко, Г С. Тагирова, И.Ю. Трус, Т.Т. Щелина, Л. М. Шипицина и др.). Анализ литературы показал, что в ней не нашли достаточного отражения психолого-педагогические аспекты сопровождения адаптации воспитанников кадетского училища к новой для них социальной ситуации жизнедеятельности в условиях военизированного образовательного учреждения и недостаточной его теоретико-методической обеспеченностью. Новые условия требуют изменения динамического стереотипа мышления и поведения подростков. И чем быстрее подросток включится в разнообразные ситуации нового окружения, преобразует, переосмыслит для себя действительность, переживет для себя свои личностные конфликты, будет готов к преодолению преград, тем быстрее и безболезненней пройдет процесс адаптации. Быстро включиться в учебно-воспитательный процесс ребятам мешает ряд психологических проблем, которые появились у ребенка еще до поступления в кадетское училище. В кадетском корпусе учатся дети, родители которых являются военнослужащими или военнослужащими запаса, погибли на войне, умерли, один из родителей оставил семью или оба бросили ребенка на попечение своих родственников. К тому же, адаптационный процесс приходится на пубертатный период. На фоне незавершенного роста и развития наступает период полового созревания, резко перестраивается функция гипоталамо-гипофизарной системы, преобладание процессов возбуждения над торможением, изменение всех физиологических функций. Одной из важных задач психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в Ставропольском президентском кадетском училище является создание условий для успешного обучения и развития воспитанника в условиях новой образовательной среды. Работа педагогов и психолога нацелена на создание условий для совершения воспитанником осознанного, ответственного и самостоятельного выбора жизненного пути, изучение личности кадета, особенностей приспособления к психологическому климату, традициям и нормам коллектива, к системе социальных ролей, вытекающих из структуры взаимоотношений. Эффективность процесса адаптации определяет успешность освоения кадетом новой деятельности. На первом году обучения в училище у кадет и их родителей возникает ряд трудностей, обусловленных личностными особенностями, несоответствием представлений о реальных условиях и воспитания, высокими учебными и дисциплинарными требованиями. Перед воспитанниками стоят взрослые задачи:  принять нормы, правила и традиции кадетского училища.  быть дисциплинированным и ответственно относиться к своим обязанностям, уметь отвечать за свои поступки.  иметь и развивать способности к самостоятельному и качественному усвоению учебного материала.  занять достойное место в коллективе, выработать адекватный стиль общения и взаимодействия с кадетами, воспитателями и учителями.  выработать навыки и потребности в самообразовании, саморазвитии и личностном росте. Психолого-педагогическая адаптация подразумевает процесс взаимодействия кадета и окружения в учебной и внеучебной деятельности. Кадет считается адаптированным в том случае, когда он, находясь среди других кадет, не конфликтует с ними, доволен своей деятельностью и собой, самоутверждается и свободно выражает свои творческие способности. В свою очередь социальное окружение способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию индивидуальности кадета. Эффективность психолого-педагогического сопровождения адаптации подростков к условиям кадетского училища может быть обеспечена, если этот процесс строится на основе личностно-ориентированного подхода и обеспечивает наиболее полный учет возрастных и психологических особенностей; обеспечивается поэтапная деятельность в процессе псхолого-педагогического сопровождения, позволяющая изучить индивидуальное своеобразие каждого воспитанника с учетом складывающейся ситуации развития, а также использовать совокупность мер, направленных, с одной стороны, на создание благоприятной среды, а с другой –активное самопроявление воспитанника в учебной и внеучебной деятельности; воспитанники взаимодействуют с субъектом сопровождения, мотивированы и активны в целесообразном самопроявлении в учебное и внеучебное время.

Список литературы
1. Грицанов А. Новейший философский словарь [Текст] /А. Грицанов. – Минск: Научное издание, 1999. – 327с.
2. Долгая H.A. Факторы, влияющие на личность кадета в период адаптации в кадетском корпусе [Текст] / H.A. Долгая // Личность в меняющемся мире. Материалы Международной научно-практической конференции. - Махачкала: ИП Овчинников (АЛЕФ), 2011. - С. 110 – 114.
3. Ефимова Н. С. Социальная психология: учебник для бакалавров / Н. С. Ефимова, А. В. Литвинова. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 442 с.
4. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 405 с.