Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О РОЛИ ЗЕМСТВА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ КРЕСТЬЯН

Авторы:
Город:
Арзамас , Нижегородская область
ВУЗ:
Дата:
16 февраля 2016г.

Важным моментом в истории народного образования в дореволюционной России может считаться указ сенату 6 марта 1867 года, по которому все сельские учебные заведения государственных имуществ передавались в ведение земских учреждений в тех губерниях, где они были уже введены. Именно в земских учреждениях стали подниматься вопросы не только о материальной и хозяйственной стороне сельских школ, но о постановке учебно- воспитательной работы в них.

В шестидесятых годах XIX века зародилась и оформилась передовая педагогическая мысль России. Следует отметить большой вклад в образовательную деятельность детей крестьян известного земского деятеля и педагога барона Н.А. Корфа. В первые годы становления земского самоуправления он основал в Александровском уезде Екатеринославской губернии около 70 земских школ, создал новый тип дешевой школы при одном учителе, разработал план занятий и учебные пособия для этой школы. Так, в расписании Н.А. Корфа для трехклассного начального народного училища были предусмотрены однопредметные и разнопредметные занятия в двух классах одновременно по скорописи, чтению, арифметике, умственному счислению и другим предметам. Это делало школу менее затратной, что в условиях отсутствия материальной поддержки школ со стороны государства позволяло земствам содержать их на свои средства. Именно Корфа Н.А, как отмечал Чехов Н.В. «считают основателем земской школы» [6, c.52].

Видный деятель народного просвещения С.А. Рачинский открыл 1874 году школу в имении Татево и более четверти века работал в ней учителем. Педагогические взгляды С.А. Рачинского основывались на стремлении воскресить крестьянскую школу, основанную на религии с широким использованием атрибутов церковности, но его школа была «художественно-эстетической». В «Заметках о сельских школах» С.А. Рачинский отмечал, что «средний уровень способностей наших крестьянских детей, как мальчиков, так и девочек вообще очень высок… Способности эти разнообразны, но преобладают заметно способности математические и художественные». [4, c.59] Раскрывая далее свою мысль, он пишет: «Крестьянские дети тем и отличаются от детей высших сословий, что односторонние способности встречаются у них весьма редко. Тот, кто способен к пению, непременно окажется способным по арифметике, и по русскому языку… Эта соразмерность дарований распространяется на сферу нравственную и придает этим детям их особенную привлекательность» [4, c.85].

Быстрое увеличение числа земских школ, активное участие земских учреждений в учебной и воспитательной работе сельских школ вынудило правительство изменить свою позицию по отношению к образованию крестьянства. Сдерживать стремление крестьян к образованию уже было невозможно, и оно решило регулировать его в своих интересах: заменить светское образования старинным типом церковной школы. Именно этими соображениями и руководствовалось правительство, когда в 1874 году управление школами было отнято у местных обществ, а в 1881 году стало спешно открывать церковно-приходские школы (ЦПШ), которым отдавали большую часть денежных средств. Рост числа церковно-приходских школ шел очень быстро. Всего за 8 лет в Казанской епархии было открыто 430 церковно-приходских школ и школ грамоты [2]. Во всех ЦПШ главное внимание уделялось обучению детей Закону Божиему, церковно-славянской грамоте и церковному пению. Чтение проводилось по русскому Евангелию, а при письме применялось списывание с книги статей, содержание которых было заимствовано из священной истории или вообще имели назидательный характер.

Однако земство не прекратило влиять на развитие системы образования на селе. В ряде земств были созданы специальные комиссии, занимающиеся вопросами начального образования, к 1887 году земские расходы на образование увеличились более чем вдвое, при этом более 70% земств подняли вопрос о введении всеобщего образования. Сторонником идеи всеобщего обучения был, например, известный педагог Н.Ф. Бунаков. В 1884 году он построил начальную школу в имении Петино Воронежской области, которая в официальных документах называлась Петинской народной школой. Эта школа существовала на правах земской, получая от земства небольшие средства для оплаты труда учителей, а Н.Ф. Бунаков, как попечитель этого училища, взял на себя большую часть издержек на ее содержание.

Бунаков Н.Ф. был против ограничения образования крестьян грамотой и начальным счетом, утверждая о необходимости формирования разносторонних знаний о природе, общественной жизни, то есть «настоящей грамотности». В своей работе «Сельская школа и народная жизнь: наблюдения и заметки сельского учителя» он писал: «Можно и должно немедленно установить в России всеобщее обязательное обучение - не повсеместное, которое пока неосуществимо, за недостаточностью существующих училищ, а частичное…, …принять меры для постепенной подготовки к введению обязательного обучения и в других местностях….» [1, c.228]. При этом, по мнению Н.Ф. Бунакова, было «в высшей степени важно воспользоваться существующим общественным настроением, поддерживать и поощрять деятельность общественных учреждений, земства и частных лиц в этом направлении, посредством расширения возможности деятельности» [1, c.229]

Все возрастающая деятельность земства по народному образованию в 90-х годах девятнадцатого века осуществлялась в атмосфере непрекращающихся попыток правительства ограничить права земств. Царское правительство отклоняло практически все земские проекты расширения школьной сети, всячески противодействовало введению всеобщего начального образования, циркулярно ограничивало просветительские начинания отдельных земств. В 1890 году было издано новое земское Положение, которым подтверждались старые и вводились новые ограничения для деятельности земств. В частности, по новому закону, земства не должны были увеличивать свой бюджет на народное образование не более как на 3% в год. И все же, как ни старалось правительство ограничить деятельность земств в области народного образования в сельской местности, все же большая часть крестьянских детей училась в земских школах, а не в приходских.

Приверженность вступившего на престол Николая II старым ориентирам школьной политики проявилась в активной поддержке церковно-приходских школ. За первые два года  царствования Николая  II численность церковных школ в России увеличилось на 5 740, а количество учащихся в них возросло на 347 522 человека. Все это было связно с активной материальной поддержкой церковных школ царским правительством, например, 5 июня 1895 года Государственным советом предписывалось: « отпускать на нужды начального народного образования: а) 1 170 625 рублей – на содержание существующих и открытие новых церковноприходских школ и школ грамоты; б) 1 629 000 рублей – на устройство и содержание второклассных церковноприходских школ с учительскими курсами для приготовления учителей школ грамоты; в) 141 500 рублей – на содержание епархиальных наблюдателей церковных школ; 338 020 рублей – на содержание уездной, окружной и областной инспекции церковных школ, всего три миллиона двести семьдесят тысяч сорок пять рублей…» [3, с.71-72]. А в 1897 году было выделена в дополнение к этим сумма еще по 1 млн. 500 тыс. в год на содержание церковноприходских школ и школ грамоты. Все это имело своей целью подорвать авторитет земской народной школы, уменьшить ее популярность в народе.

Таким образом, с середины 90-ходов, по высказыванию Н.В. Чехова, «церковноприходская школа окончательно становится государственной по преимуществу и является уже не мирной соперницей школы светской, а ее победоносной и воинствующей соперницей» [6, c.101].

Однако, следует сказать, что некоторые земства, несмотря на такие притеснения, в течение последних десяти лет XIX века продолжали расширять сеть своих школ и даже: удлинили сроки обучения в сельских школах до 3-4 лет; открыли в селах двуклассные училища с пяти-, шестилетним сроком обучения. Наиболее распространенными учебными книгами в земских сельских школах были «Родное слово»» К.Д. Ушинского, «Азбука» и четыре «Русские книги для чтения» Л.Н. Толстого, «Мир в рассказах для детей» В.П. Вахтерова, «Вешние всходы» Д.И. Тихомирова.

События 1905 года вынудило правительство более серьезно подойти к организации всеобщего начального обучения. Однако, проект правительства о введении всеобщего начального обучения, внесенный в 1907 году на рассмотрение II Государственной думы был половинчатым: предполагалось ввести в России начальное всеобщее обучение в объеме трехлетней школы только в тех губерниях, в которых действовали земства, при этом срок введения всеобщего начального обучения даже не был установлен. Система элементарного народного образования, сложившаяся в России к 1917 году, была сформулирована в Положении 1912 года и состояла из: одноклассных начальных училищ с 3-4 летним курсом обучения; двухклассных начальных училища с 5 летним курсом; высших начальных училищ с четырьмя классами как надстройка над начальной школой.

Однако, для крестьянских детей последние два училища были практически недоступны, наибольшая часть крестьянских детей не заканчивала и обычного одноклассного училища. Например, на первом общеземском съезде по народному образованию  представитель Нижегородского уездного земства А.А. Остафьев указал, что по Нижегородскому уезду из 12 тысяч учащихся кончают третий класс лишь около 2000, остальные бросают школу, едва усвоив элементы чтения и письма.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. К 1917 году в России в области народного образования (в первую очередь образования крестьянства) сложилась такая ситуация, что крестьянство в большинстве своем было заинтересовано в образовании детей, общество в лице земств и прогрессивно настроенных общественных деятелей (в первую очередь из педагогической интеллигенции) понимало необходимость хотя бы всеобщего начального образования детей крестьян, а государство всячески противилось этой идее. Число школ в сельской местности и учащихся в них было очень малым, земские школы в малых селениях не открывались, а церковно- приходские училища максимум, что могли сделать – разве что научить мало-мальски читать и писать. В губерниях, где земство не было введено (а это большая часть территории России) практически все крестьянские деть были или неграмотны, или (малая часть) овладевали элементарной грамотностью в ЦПШ. В конечном счете, проекты введения всеобщего начального обучения по разным причинам отвергались правительством, даже те, которые были утверждены Государственной думой. Государство продолжало проводить образовательную политику, которая противодействовала претворению в жизнь идеи образования крестьянства в России.

 

Список литературы

1.      Бунаков Н.Ф. Сельская школа и народная жизнь: наблюдения и заметки сельского учителя. – СПб: Тип. товарищества "Обществ. польза", 1906. – 229 с.

2.      Историко-статистический обзор церковно-приходских школ и школ грамоты Казанской епархии за одиннадцать лет существования (1884-1895 г.) – Казань: Типография Императорского Университета, 1896.– 63 с.

3.      Настольная книга по народному образованию / Сост. Г. Фальборк, В. Чарнолуский / В 2 т. – СПб., 1899. – Т.2 – С. 71-72.

4.      Рачинский С.А. Сельская школа // Сб. статей. – М.: Педагогика, 1991. –173 с.

5.      Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / Под ред. А.Н. Алексеева, Н.П. Щербова / Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1972. – 407 с.

6.      Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. – М.: Книгоиздательство "Польза" В. Антик и К°, 1912. – 224 с.