06 февраля 2016г.
Со словом «экскурсия» у каждого человека связаны различные воспоминания. Наверное, нет человека, который за свою жизнь ни разу не побывал на экскурсиях. Главное значение экскурсии в том, чтобы научить находить и улавливать общие законы в природе различного рода явлений реальной действительности, тем самым способствовать развитию умственных способностей как умение анализировать и синтезировать информационные сообщения, обобщать и выделять главное. Экскурсия – это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении [2]. В современном химическом образовании теоретические модели, структуры и терминология современной химии стремительно развиваются и усложняются. Поэтому школьный курс химии должен предоставлять большие возможности для знакомства школьников с методами научного познания природы, современными технологиями производства, с экологическими проблемами. Но как показывает практика, современные школьники не понимают связи химии с жизнью [1]. В школах нашей республики вышеназванная проблема стоит более остро, так как у нас нет предприятий химических производств, не так сильно развита научно-производственная сфера, применяющая современные достижения науки химии. Во-первых, экскурсии требуют большой подготовительной работы, договоренности с объектами экскурсии, четкой и безопасной организации всех этапов экскурсии, как инструктаж по ТБ, ведение журнала, соблюдение всеми правил безопасности и т.д. Во-вторых, экскурсии требуют большего времени, чем 45 минут (один урок), поэтому проводят их во внеурочное время, что связано с определенными трудностями. В-третьих, не все предприятия, производства идут навстречу, договориться с ними бывает сложно. Многие предприятия не готовы принять целый класс, так как не позволяет площадь помещения, производственных цехов, лабораторий. Устранению этой проблемы могут помочь виртуальные экскурсии, с помощью которых учащиеся могли бы без всяких сложностей оказаться в производственных цехах, научной лаборатории. Виртуальные экскурсии – понятие новое, в педагогическом поприще явление новое, в методическом плане еще не разработанная форма обучения. Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. [3]. Сравнение виртуальной экскурсии с традиционной приводится в Табл.1.Таблица 1
Элементы сравнения
|
Традиционная экскурсия
|
Виртуальная экскурсия
|
Цели и за дачи
|
- ознакомить учащихся с предприятием, с историей и перспективами развития его развития;
|
- ознакомить учащихся с предприятием, с историей и перспективами развития его развития;
|
Элементы сравнения
|
Традиционная экскурсия
|
Виртуальная экскурсия
|
|
– раскрыть содержание основных профессий предприятия, показа ть их значимость и взаимосвязь;
– расширить политехническое
образования учащихся.
|
– раскрыть содержание основных профессий предприятия, показать их значимость и взаимосвязь;
– расширить политехническое
образования учащихся.
|
Объект
|
- объекты доступные для посещения
|
- объекты доступные для посещения и недоступные для посещения
|
Подготовите льный этап
|
– составление календарно-тематического плана
– выбор объектов экскурсии
– договор с предприятием
– получить разрешение у директора школы или классного руководите ля
– подготовка содержания экс курсии
– составление маршрута вместе с экскурсоводом
– предупредить учащихся и их родите лей о предстоящей экскурсии
– -ознакомить учащихся с ТБ
|
– составление ка лендарно- тематического плана
– выбор объектов экскурсии
– договор с предприятием
-
– подготовка содержания экс курсии
-
-
|
Проведение экскурсии
|
– определение места и времени сбора учащихся
– перекличка
– повторение ТБ
– выезд на место проведения экскурсии
– встреча с экскурсоводом
– экскурсия (ход)
|
-
-
-
-
-
- экскурсия (ход)
|
Результаты экскурсии
|
– проверка рабочих листков
– провести контрольную работу (беседа )
|
– проверка рабочих листков
– провести контрольную работу (беседа )
|
Длительность экскурсии
|
- 100-150 минут (сбор, выезд на место экскурсии, выезд с мес та экскурсии)
|
- 10-30 мину т
|
Сравнение разных видов экскурсий показывает явные преимущества виртуальных экскурсий от традиционных: не требуют большой затраты времени; органично вписываются в канву урока на любом его этапе и все происходит в классной аудитории; происходит визуализация объектов деятельности промышленных предприятий; раскрывается сущность технологической схемы производства и значение объектов для человека и общества. Требования к виртуальной экскурсии как к организационной форме работы практически не отличаются от требований к проведению реальных традиционных экскурсий. Но характерными признаками виртуальной реальности являются следующие: моделирование в реальном масштабе времени; имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма; возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь [1]. Объектами экскурсии по химии могут быть размещаемые в сети Интернет изображения и отображения реальных объектов: промышленные предприятия, приборы, аппаратура, музейные экспонаты, описание биографий, научной деятельности ученых-химиков, фотогалереи, иллюстрации, озвученные критические материалы и т.д. [1].
Нами выбраны следующие местные объекты виртуальных экскурсий: опытно-промышленный участок резино-технических изделий ООО «НОРДЭЛАСТ», лаборатории химического отделения БГФ ЯГУ, геохимическая лаборатория АО «Алмазы Анабара», лаборатория ООО «Сахабазальт» с учетом программных требований. Подготовка экскурсии осуществляется по следующему плану:
1. Определение цели экскурсии;
2. Выбор объект экскурсии;
3. Подготовка виртуальной экскурсии: разработка слайдов, создание видеоматериалов и по необходимости поиск Интернет-ресурсов об изучаемом объекте;
4. Определение задач, которые учащимся необходимо решать на уроке (вопросов);
5. Определение формы отчета или наглядного оформления результатов экскурсии.
Например, виртуальная тематическая экскурсия «Каучук, резина» для учащихся 10-х классов хорошо вписалась в канву урока и заняла всего 10 минут. При разработке презентации и видео следовали следующим принципам:
научности, предполагающему соответствие содержания экскурсий современному уровню химической науки;
доступности, предполагающему обеспечение логико-педагогической последовательности учебного материала;
наглядности; согласно этому принципу средства обучения должны быть достаточно наглядными для формирования соответствующих ассоциаций;
связи теории с практикой; при выполнении этого принципа экскурсии побуждают учащихся к активной жизнедеятельности, стимулируют у них заинтересованное, добросовестное, ответственное и уважительное отношение к труду, учению, к знаниям.
На этом уроке закрепление знаний проведено в форме виртуальной экскурсии, что само по себе оказалось интересным. Учащиеся закрепили полученные знания по теме, заодно ознакомились с производством ООО «НОРДЭЛАСТ». Структура экскурсии следующая:
1) 1 слайд – название: «Каучук и резина» и цель экскурсии: закрепить знания учащихся по теме «Диеновые углеводороды, каучук»;
2) 2 слайд – Общее представление о каучуке, краткая история;
3) 3 слайд – строение каучука (объемное, пространственное);
4) 4 слайд – превращение каучука в резину (химический процесс);
5) 5 слайд – Название производственного участка «НОРДЭЛАСТА»;
6) Видеоматериал – 7 минут;
7) 6 слайд – задания для учащихся:
1. Благодаря какому уникальному свойству каучук приобрел широкое применение?
2. Как сказывается пространственное строение на свойство каучука?
3. Какие свойства приобретает каучук при вальцевании и вулканизации?
Проверка знаний учащихся показало, что они усвоили тему урока с применением виртуальной экскурсии лучше, чем учащиеся контрольного класса по традиционной системе. Таким образом, виртуальные экскурсии с успехом можно использовать на любом этапе урока, взамен традиционных экскурсий с целью повышения интереса к предмету, далее качества знаний.
Список литературы
1. Беленькая Л.В. Результаты мастер-класса «Создание виртуальной экскурсии с помощью Power Point».
2. Буринская Н.Н. Учебные экскурсии по химии. Кн.для учителя. - М.: Просвящение, 1989. – 160 с.
3.
www.it-n.ru/communities.aspx: «Творческая площадка по созданию виртуальных экскурсий».