Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ У МОЛОДЕЖИ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
16 февраля 2016г.

В настоящее время в условиях современной реальности воспитание детей и подростков осуществляется в условиях не только политического и экономического реформирования, но и в условиях нарастания негативных явлений в подростковой и молодёжной среде. Так обозначенные процессы выдвигают ряд значимых и качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения высоконравственных морально-психологических и этических качеств, среди которых огромная роль принадлежит воспитанию чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.

В Конституции Российской Федерации в статье 59 записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». К службе в Российской армии призыву подлежат юноши с 18 до 27 лет, они являются взрослыми как биологически, так и в социальном отношении. Общество видит в юношах не столько объект социализации - хотя, разумеется, продолжает его воспитывать - сколько общественного субъекта общественно-производственной деятельности, оценивая ее результаты по взрослым стандартам. Для развития личности военнослужащего важно, через какие социальные группы он входит в социальную среду. Эта связь особенно ярко обнаруживается при рассмотрении институтов социализации, тех конкретных групп, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей.

И.С. Кон, И.Ю. Кулагина и др. исследователи отмечают, что в формировании личности военнослужащего в процессе социализации особое место занимает юношеский период, сопряженный с постоянным осуществлением выбора профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д.

В трудах В.Е. Талынева, Г.С. Дунина, М.И. Томчук обозначается, что на трудовой стадии, в качестве важнейшего института социализации выступают Вооруженные силы, служба в которых откладывает большой отпечаток на личность военнослужащего.

Анализ работ Г.В. Осипова, В.А. Ядова, Г.М.  Андреевой и др. позволяют выделить основные психологические механизмы развития образа допризывника – это процессы адаптации, интериоризации, идентификации, обособления, интроекции, проекции и самоограничения. Характер развития образа допризывника определяется представленностью в нем будущей роли военнослужащего по призыву, который формируется под влиянием механизмов социальной среды. Предпосылками развития позитивного образа допризывника выступает процесс достижения социальной и средовой идентичности.

Общепризнано, что одним из наиболее важных элементов ближайшей к подростку среды выступает семья, являясь частным выражением общественной среды, при этом дифференцированно воспринимая, принимая и реализуя требования данного общества на данном временном отрезке - и, соответственно, влияя на формирование социального облика растущих людей. Но, в свою очередь, внутрисемейные (детско-родительские, супружеские и др.) отношения зависят от окружающей социальной среды. Установки и нормы, которых придерживаются взрослые члены семьи, модель воспитания, применяемая к подрастающему поколению и другие компоненты детерминированы принадлежностью не просто к определенному государству, а к достаточно конкретному и более узкому социальному слою.

Современная семья оказалась менее способной передавать личности культурно-нравственные идеалы в связи с «омассовлением», «усреднением» типов культурного потребления, образов жизни и способов проведения досуга. Мотивация поступков большей частью определяется стереотипами общественного мнения. Моральные представления и правила поведения современного поколения молодежи претерпели существенные изменения. Духовно-нравственные ценности военной службы, такие как патриотизм, гордость за причастность к защите Отечества, воинская честь и достоинство, уважение со стороны окружающих за принадлежность к военной службе перестали быть основополагающими для юношей. Девальвируется значимость военной службы, происходит размывание патриотических ценностей и идеалов.

Заметное влияние на отношение молодого поколения к выполнению воинского долга оказывают наказы родителей, мнение ближнего окружения о военной службе вообще и престиже Вооруженных сил в частности. Причинами оттеснения патриотического воспитания стало размывание и деградация системы традиционных ценностей и, как следствие, потеря преемственности поколений; переоценка роли образования и явное снижение роли воспитания; появление новой системы требований общества к личности. Молодые люди стремятся к большей или меньшей степени материальной независимости.

Отсутствие твердых социальных гарантий и материальная незащищенность после демобилизации провоцирует формирование негативного отношения к службе в Российской армии.

Таким образом, семья оказывает решающее влияние на развитие индивида, задавая вектор его социального,

нравственного и личностного развития. Наличие адекватных эмоциональных фигур идентификации - родителей - создает условия для  усвоения ребенком социального опыта: интернализации ценностей и ролевых моделей поведения.

Наряду с семьей система образования традиционно выделяется как второй ведущий институт социализации. В школе раскрываются основные задачи процесса социализации: приобщение к социальному опыту, усвоение его и подготовка к воспроизведению в поведении и деятельности, самостоятельная оценка критериев своей деятельности «на выходе» по заявленному идеальному образцу.

Несовершенство образовательной системы отражается на низком качестве образования, недостаточном охвате образованием всей молодежи, что влияет на снижение интеллектуального потенциала призывников.

Наряду с системой образования сегодня к сильнейшим агентам социального влияния на личность чаще всего относят средства массовой информации (СМИ): печать, телевидение, радио, Интернет. С одной стороны, это связано с глобальными макросоциальными изменениями. С другой стороны, усиление роли информационных агентов определяется их специфическими особенностями, которые оказываются максимально востребованы человеком современной эпохи.

Развитие образа военнослужащего зависит от формирования позитивных и негативных преставлений, которые сложились в процессе социализации до призыва на военную службу. В работе Г.М. Андреевой особо подчеркивается, что влияние на развитие представлений о себе как военнослужащем оказывают нормы и ценности значимых других, общественная оценка значимости военной службы и социального статуса военнослужащих, транслируемых СМИ и жизненная среда, как составляющая средовой идентичности. В соответствии с этим на развитие образа военнослужащего оказывают факторы социальной военной среды, мнение социума, а степень достижения средовой идентичности выступает показателем развития образа военнослужащего.

Также на социализацию подрастающего поколения, по мнению А.В. Мудрика, большое влияние оказывает и духовный склад этноса, под которым ряд ученых подразумевают менталитет и который формируется в специфических социокультурных условиях жизни того или иного народа. Именно витальные и в особенности ментальные проявления этноса затрудняют вхождение людей в новую этническую группу. Специальными исследованиями установлено, что вхождение в новую этническую группу, в новую культуру сопровождается неприятными чувствами дискомфорта, отверженности, потери статуса, друзей, снижением уверенности в себе, депрессией, тревожностью, раздражительностью, психосоматическими расстройствами.

Так в связи с ростом национального самосознания титульных наций, возрождением в многонациональных регионах различных культурных и религиозных традиций, важное значение приобретает формирование у молодежи толерантного отношения к национальным обычаям, нравам, языку разных народов, позитивного восприятия национальных особенностей призывников нерусской национальности.

Национальная обособленность, стремление к национальному превосходству приводит в ряде случаев к социально-психологической напряженности в системе  межнациональных отношений,  сказывается на уровне общей неудовлетворенности жизнью и психическом здоровье людей.

Таким образом, ведущими факторами социализации молодежи, обуславливающими их позитивное отношение к воинской службе являются: во-первых, семья, во-вторых, система образования, в-третьих, СМИ и, в- четвертых, этническая принадлежность. Именно правильное влияние перечисленных институтов социализации на личность допризывника позволит сформировать у него позитивное отношение к воинской службе.

 

Список литературы

1.      Саенко Л.А. Молодёжь на рынке труда: предпочтения, проблемы, перспективы // Аспирантский вестник Поволжья. 2011. № 3-4. С. 189-193.

2.      Саенко Л.А., Пирогланов Ш.Ш. Воспитание социальной ответственности военнослужащих: постановка проблемы // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 2 (47). С. 243-247.

3.      Толстова Н.А. Подготовка будущих учителей информатики в условиях информатизации общества. Технологическое образование и устойчивое развитие региона. 2010. Т. 3. № 1-1 (3). С. 148-152.

4.      Забокрицкий Е.И., Заводнов В.С., Толстова Н.А. Слияние информационных технологий на образование человека // Студенческая наука для развития информационного общества. Материалы II Всероссийской научно-технической конференции. 2015. С. 169-171.