Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭТОТ ПРЕКРАСНЫЙ ПЕРИОД – ОТРОЧЕСТВО!

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 декабря 2017г.

Большинство родителей со страхом ждут наступления подросткового возраста, за которым закрепились такие емкие и угрожающие названия, как «переходный», «трудный», «критический, период «бури и натиска». «Трясти» начинает не только тех, кто вступает в этот возраст, но и тех, кто находится рядом – родителей. Куда-то в одночасье девается тот ребенок, которого они долго растили, с которым были так близки. Теперь он так вызывающе себя ведет, грубит, курит, экспериментирует с прической и одеждой и т.д., одним словом, всеми возможными способами провоцирует взрослых… Страхи и тревоги, как правило, порождаются отсутствием знаний у взрослых как об особенностях прохождения ребенком этого периода, так и неумением родителей конструктивно отреагировать на те или иные поступки, настоящий кризис случается не столько у детей, сколько у их родителей. И именно ошибки взрослых могут превратить столь прекрасный возраст в пространство для ежедневных конфликтов.

Подростковый возраст - период в жизни ребенка, когда детство почти закончилось, а взрослая жизнь еще не началась, это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. И именно этот переход по шаткому мосту от детства к взрослости является самым важным временем на пути развития человека, когда происходят фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка и имеющие кардинальное значение для всего последующего развития. Ребенок впервые по-настоящему глубоко заглядывает внутрь себя и оказывается способным осознавать многое из того, что с ним происходит. В этом периоде совершаются самые необдуманные поступки и принимаются самые невероятные решения, происходят самые запоминающиеся события. Прохождение этого периода во многом определяет насколько успешным станет повзрослевший ребенок, по какой дороге пойдет, как будет преодолевать возникающие на пути преграды и каким образом станет выстраивать отношения с окружающим миром. Принимая во внимание всю важность уроков, которые должен усвоить ребенок в подростковый возраст, родителям, необходимо подготовить прежде всего самих себя: вооружиться знаниями и воспитательными приемами, чтобы помочь своему чаду безболезненно преодолеть самый сложный кризис взросления и уверенно вступить во взрослую жизнь.

Как понимать и правильно трактовать поведение и поступки взрослеющего ребенка? Как сделать так, чтобы в современной жизни с ее требованиями и законами, среди массы соблазнов и опасных увлечений тинэйджер (подросток) смог правильно ориентироваться и выбирать свой путь? Что должен знать родитель, чтобы мудро реагировать на провокационные проявления подросткового кризиса? На эти вопросы нет готовых ответов. Но необходимо иметь некоторые знания об этом периоде взросления.

Итак, одна из важнейших особенностей кризиса является развитие самосознания, открытие собственного «Я». Для формирующейся личности очень важно осознание себя, идеалов и приоритетов в окружающем обществе, понимание своего предназначения, желание понять свою значимость, на что он способен, определить свое место в жизни. Подросток учится анализировать причинно-следственные связи, рефлексировать. Постепенно к нему приходит осмысление собственного «Я». Возрастает интерес подростка к себе и связанными с ним психофизиологическими изменениями.

Во-первых, рассмотрим физиологические основы кризиса подросткового возраста:

В подростковом возрасте происходит стремительный выброс гормонов. Возникает активный рост и изменение пропорций, и славный малыш стремительно превращается в «гадкого утенка»: сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь туловище.

Развиваются вторичные половые признаки: появляются волосы на лице и теле подростка; у девочек начинается менструация и формируется грудь, у мальчиков ломается голос и возникает эрекция. Начало полового созревания сопровождается появлением полового влечения к противоположному полу. В это время подросток очень болезненно относится к оценкам окружающих своих внешних данных.

Гормональная перестройка влияет на частую смену эмоций и бурное их протекание. Настроение может меняться несколько раз в течение часа: смех подростка легко переходит в слезы, состояние абсолютного счастья, резко обрываясь по незначительной причине, сменяется унынием и грустью. Даже незначительное раздражение способно перерасти в гнев и вызвать приступ агрессии.

Гормональные изменения в подростковом возрасте приводят к тому, что физическое развитие не соответствует зрелости нервной системы, при интенсивном росте скелета просветы кровеносных сосудов сужаются, организм испытывает недостаток кислорода, подростки часто страдают от вегето-сосудистой дистонии (ВСД). Появляется целый букет неприятных проявлений: от головокружения, головной боли; тахикардии; боли в груди; нарушения ночного сна до нарушения в работе пищеварительной системы, тошноты, страхов, мнительности, депрессии; обмороков. По статистике, более 20% из них знакомы с этой проблемой. К развитию ВСД приводит и образ жизни современного подростка: высокие нагрузки в школе, постоянные стрессы, гиподинамия, зависимость от электронных устройств, вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики).

Во-вторых, необходимо знать психологические основы кризиса подросткового возраста:

Впервые в 1904 г. психоаналитик С. Холл предложил концепцию подросткового возраста и очертил круг связанных с ним проблем. Его представление о «бунтующем» отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло не только в психологию, но и в культуру.

С. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту: чрезмерная активность зачастую приводит к изнурению, веселость переходит в уныние, уверенность в себе контрастирует с застенчивостью, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, неудержимое желание общаться сменяется замкнутостью и т.д.

Одной из первостепенных психологических задач кризиса   подросткового возраста   является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни: осуществляется окончательный выбор будущей профессии, формируются принципы и идеалы, необходимые для дальнейшей жизни.

В становлении личности существенную роль играют характерные для подростка: с одной стороны - сомнения и неуверенность в себе и собственных силах, порождающих страх быть непонятым и непринятым окружающим миром. Эти проявления заставляют подавлять собственные желания и интересы и подчинять свое Эго правилам созданного другими мира. С другой стороны - подросток уверен в своей гениальности, в этом возрасте низвергаются все авторитеты. В этой связи вспоминается остроумное высказывание Марка Твена о своем восприятии: «Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но, когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет».

В борьбе за независимость подросток пытается раздвинуть границы, установленные взрослыми, нарушить нормы, из которых он уже вырос. Непокорность – это своеобразная проба пера. Из-за же недостаточной зрелости в психологическом и социальном плане, подросток совершает различные нелепости, грубость и проявляет упрямство. Но это происходит не из-за желания досадить взрослым, а в силу отсутствия достаточных способов самовыражения. В борьбе оттачиваются модели поведения, которые будут использоваться для выхода из сложных ситуаций во взрослой жизни.

Необходимо отметить еще одну яркую особенность подросткового возраста – максимализм, характеризующийся крайними проявлениями в суждениях, бескомпромиссностью, завышенными претензиями ко всему, ярым отстаиванием своей точки зрения – единственно правильной, желанием «прыгнуть выше головы». А самое главное, в шкале ценностей молодого человека только две крайние точки зрения — либо черное, либо белое. Это очень честный период! Нет полутонов, нет середины. Неопытность, наивность и детская глупость сочетаются с огромными амбициями! Абсолютно все кажется возможным! Вместе с тем, завышение требований и целей в сочетании с непоколебимой уверенностью в собственных способностях и силах помогает иногда достигнуть неожиданных высот.

Конечно же, взрослеют все, но данный процесс у всех протекает по-разному. Существует два возможных пути протекания кризиса:

1.   «Кризис независимости», характеризуется негативизмом, упрямством, грубостью, бунтарством, стремлением поступать по-своему, противостоянием авторитетам, ревностным отношением к личному пространству

2.      «Кризис зависимости», характеризуется чрезмерным послушанием, регрессом к детским интересам и формам поведения, инфантильность в суждениях и поступках, зависимостью от взрослых, несамостоятельностью, подчинением мнению большинства, стремлением быть «как все».

Протекание кризиса по второму пути нередко воспринимается родителями, как их личный успех, так как им удалось сохранить «гармоничные и правильные» отношения, следствием чего и является «покладистое поведение» ребенка. Действительно, проблем с ребенком, проходящих кризис по данному типу, особых не будет, но так ли это хорошо для самого подростка?

Нередко доминирование у подростка кризиса зависимости очень импонирует родителям. Они радуются тому, что для их хороших взаимоотношений с ребёнком нет никаких угроз. Но для личностного развития подростка такой вариант менее благоприятен. Позиция «я ребёнок и хочу им оставаться» говорит о неуверенности в себе и тревожности. Зачастую эта модель поведения сохраняется и во взрослом возрасте, мешая человеку быть полноценным членом общества.

Вовремя не «перерезанная пуповина» и постоянное внушение ребенку мысли о собственной беспомощности, ограничение свобод, формируют инфантильную личность.

Инфантильный человек не готов поменять что-либо в своей жизни, не может самостоятельно принимать решения, брать ответственность на себя, не способен анализировать те или иные ситуации и прогнозировать их развитие. Он обречен на неудачу! Девиз инфантильного человека произнес не хотевший взрослеть Диснеевский герой Питер Пен: «Главная забота в жизни — достичь беззаботной жизни».

Поэтому, как бы взрослым не хотелось, путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным. Для обретения самостоятельности и приобретений необходимых новообразований подросткового возраста, кризис должен протекать остро и бурно. Конфликт со взрослыми помогает подросткам взрослеть. Не надо их бояться, задача взрослых предоставить им эту пресловутую свободу самовыражения, за которую они так сражаются, быть рядом и мудро реагировать на «бунтарство». Для них это очень важно!

А чтобы присутствие взрослого было ненавязчивым и полезным для подростка, необходимо соблюдать в отношениях правильную дистанцию в отношениях, начать воспринимать ребенка, как взрослеющего человека. Предоставить некоторые свободы, но не допустить вседозволенности. Не критиковать открыто друзей, а развенчивать авторитеты, анализируя вместе те или иные поступки. Не обесценивать проблемы подростка: по-детски наивные они очень значимы для ребенка. Предоставлять место и время для уединения для осмысления своих чувств и переживаний, проблем. Относиться уважительно к вещам и предметам, окружающим подростка и не вторгаться вероломно в его личное пространство. Спокойно относиться к резкости в суждения, помня, что в данный период времени ребенок так мыслит, и не в его власти это изменить, не ненавязчиво предлагать иные возможные точки зрения.

«Удачно» лишь то воспитание, которое дает подростку силы восстать!