16 февраля 2016г.
Трансформационные процессы, принизывающие современное общество, ведут к деформации социальных отношений, снижению социальной ответственности и, как следствие, развитию деструктивных процессов. Недостаточная научная разработанность феномена социальная ответственность в педагогической литературе, указывает на ее актуальность и потребность в изучении.
Так в настоящее время для решения социальных проблем в воинской части возрастает необходимость в диагностике уровня социальной ответственности военнослужащих. Подчеркнем, что изучение социальной ответственности военнослужащих является весьма необходимой и важной задачей, поскольку они являются субъектами в военной организационной структуре.
С целью диагностики состояния социальной ответственности военнослужащих в 2015 году была проведена опытно-экспериментальная работа на базе воинской части № 52116 Московской области г. Долгопрудный.
В рамках данного эксперимента проводилось определение стартового уровня социальной ответственности военнослужащих:
– развитие когнитивного компонента, т.е. выявление уровня развития социальной компетентности военнослужащих,
– развитие деятельностного компонента, т.е. выявление уровня развития социальной компетентности военнослужащих,
– развитие когнитивного компонента, т.е. выявление способности и готовности военнослужащего к принятию решений, готовности к деятельности военнослужащих,
– развитие мотивационного компонента, т.е. выявление уровня развития просоциальной направленности мотивов поведения,
– развитие волевого компонента, т.е. выявление уровня развития социального самоконтроля военнослужащих,
– развитие поведенческого компонента, т.е. выявление уровня развития социальной коммуникации военнослужащих.
Подчеркнем, что данные показатели учитывались нами при разработке уровней сформированности социальной ответственности военнослужащих.
В основу определения уровней социальной ответственности военнослужащих был положен уровневый
подход, описанный в трудах В.П. Беспалько, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова и др., предполагающий рассмотрение развития любого процесса как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному. В научной литературе «уровень» определяется как отношение «низших» и «высших» ступеней развития каких-либо объектов или процессов, в соответствии с этим степень выраженности или сформированности социальной ответственности военнослужащих от исходного на более высокий уровень обозначались в терминах: «критический», «допустимый», «достаточный».
Для оценки каждого из компонентов социальной ответственности военнослужащих был сформирован комплекс диагностических методик, адекватных объекту, предмету и поставленным задачам.
Выявление уровня сформированности когнитивного компонента социальной ответственности военнослужащих производилось по средством проведения методики «Шкала совестливости» (авторы В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский) и тестового оценивания уровня социальной компетентности военнослужащих.
Уровень сформированности деятельностного компонента социальной ответственности военнослужащих оценивался в процессе использования опросника диагностики уровня морально-этической ответственности личности (автор И.Г. Тимощук) и опросника «Готовность к социальной ответственности» (автор И.А. Панарин).
Выявление уровня сформированности мотивационного компонента социальной ответственности военнослужащих производилось по средством организации проведения методики «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А.А. Реана) и методики диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.
Уровень сформированности волевого компонента социальной ответственности военнослужащих оценивался в процессе проведения теста «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (авторы Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов) и опросника «Диагностика волевого самоконтроля» (авторы А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман).
Уровень сформированности поведенческого компонента социальной ответственности военнослужащих оценивался в процессе проведения методики «Способность к самоуправлению» (автор Н.М. Пейсахов) и методики «Диагностика уровня развития рефлексивности» (автор А.В. Карпов).
В экспериментальной работе принимали участие две роты военнослужащих: из них 20 человек офицерского состава, 127 солдат контрактной службы и 110 солдат срочной службы.
В целом уровень социальной ответственности военнослужащих определялся с помощью интегральной оценки по совокупности уровней сформированности ее компонентов.
Так, общий анализ результатов проведенных методик, направленных на выявление уровня социальной ответственности военнослужащих, позволил выделить три группы военнослужащих.
В первую группу мы включили 70% офицерского состава рот, 22% солдат контрактной службы и лишь 4% солдат срочной службы с достаточным уровнем сформированности социальной ответственности. Вторую группу составили 25% офицеров рот, 70% солдат контрактной службы и лишь 18% солдат срочной службы с допустимым уровнем сформированности социальной ответственности. В третью группу вошли 5% офицерского состава рот, 8% солдат контрактной службы и 78% солдат срочной службы, обладающих критическим уровнем сформированности социальной ответственности (Рисунок 1).
На основании представленных данных проведенных диагностических процедур мы вынуждены констатировать:
– исходный уровень социальной ответственности ротного офицерского состава в соответствии с уровневой дифференциацией можно охарактеризовать как преимущественно достаточный по каждому показателю;
– исходный уровень социальной ответственности солдат контрактной службы в соответствии с уровневой дифференциацией можно охарактеризовать как преимущественно допустимый по каждому показателю;
– исходный уровень социальной ответственности солдат срочной службы в соответствии с уровневой дифференциацией можно охарактеризовать как преимущественно критический по каждому показателю;
– с целью повышения уровня социальной ответственности солдат срочной службы необходимо разработать и обеспечить внедрение определенных педагогических условий в обучающий процесс военной подготовки новобранцев.
Список литературы
1. Арсланбеков М.М. Совершенствование психолого-педагогической подготовки курсантов военных вузов // Известия
Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Аспирантские тетради. – СПб., 2007. – N 17(43), ч.2: Педагогика и психология, теория и методика обучения. – С.23-26.
2.
Батнасунов А.С. Мотиваторы персонала и их роль в модернизации системы управления / В сборнике: Модернизация отечественной системы управления: анализ тенденций и прогноз развития / Материалы Всероссийской научно-практической конференции и XII-XIII Дридзевских чтений. Москва, 2014. С. 150- 154.
3. Саенко Л.А. Социальная ответственность студенческой молодежи: социологический анализ // Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 2015, № 1 (46) С. 159-163.
4.
Саенко Л.А., Пирогланов Ш.Ш. Воспитание социальной ответственности военнослужащих: постановка проблемы // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 2 (47). С. 243-247.
5. Толстова Н.А. Формирование организационно-педагогической компетентности будущего учителя информатики в образовательном процессе вуза // автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2013.
6.
Толстова Н.А.
Подготовка будущих учителей информатики
в
условиях информатизации общества. Технологическое образование и устойчивое развитие региона. 2010. Т. 3. № 1-1 (3). С. 148-152.