Понятие реинжиниринга бизнес-процессов (BPR, Business Process Reengineering) появилось в управленческой теории и практики в конце 80-х годов ХХ века [10]. Вначале, как это нередко бывает, BPR был принят с воодушевлением, как панацея в решении многочисленных проблем, но надежды оправдались не вполне. Все оказалось не так просто, как ожидалось. Если с излишней «радикальностью» * (*по определению, данному в работе [10] реинжиниринг – это «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения максимального эффекта производственно- хозяйственной деятельности») реинжиниринга удалось справиться путем создания производной схемы оптимизации процессов, то некоторые методологические проблемы остались нерешенными.
Концептуально схема действий в рамках реинжиниринга или оптимизации бизнес-процессов выглядит стройно и логично.
1. Интерпретируем всю деятельность предприятия (организации) как набор бизнес-процессов, каждый из которых является системой связанных по определенному принципу операций, преобразующих входы в целевые выходы.
2. Все бизнес-процессы описываем формальными моделями (нотациями).
3. Анализируем модели процессов с целью выявления проблем и «бутылочных горлышек».
4. Формируем рекомендации по устранению (минимизации) проблем и преобразуем соответствующим образом бизнес-процессы.
В арсенале процессных менеджеров имеется значительное количество методов моделирования: группа нотаций IDEF [11], группа нотаций ARIS [2], система нотаций UML [9], комплексная нотация BPMN [12]. Опыт их применения широко описан в специальной литературе, а соответствующие навыки сравнительно легко приобретаются путем специальных тренингов [5,6].
Таким образом, первым шагом процессного анализа ситуации всегда является моделирование бизнес- процессов с помощью одной или нескольких нотаций. Полученные модели позволяют абстрагироваться от временно несущественных деталей и должны способствовать выявлению новых закономерностей анализируемого процесса.
С оценкой формальной корректности моделей, как правило, проблем не возникает – требования к «правильности» составления диаграмм в конкретных нотациях хорошо известны [1]. Например, для нотации функционального моделирования процессов SADT (IDEF0) они сводятся к следующему [4]:
1. Все блоки (функции) диаграммы обязаны иметь не менее одного управления и не менее одного выхода.
2. Названия блоков должны отражать действие, то есть, должны использоваться глаголы или отглагольные существительные.
3. Входы блоков (если при моделировании они искусственно не отброшены) должны логично преобразовываться в выходы.
4. Крайне желательна явная прорисовка обратных связей по управлению или по входу.
Сложнее обстоит дело с неформальным проблемным анализом процесса по его модели. Его задачи известны и понятны (выявление «бутылочных горлышек» процесса, определение «лишних» и наиболее ресурсоемких операций, определение KPI (ключевых показателей эффективности) и метрик, пригодных для мониторинга отдельных этапов процесса), но стандартизированные или общепризнанные алгоритмы действий не существуют. В данной работе предлагается схема проблемного анализа, основанная на исследовании процессных рисков.
Под риском, вслед за [7], будем понимать некоторое возможное событие, которое в случае возникновения имеет позитивное или негативное воздействие, по меньшей мере, на один из выходов процесса. Причем, позитивные риски затрагиваться нами в данной работе не будут по причине их непрямой связи с проблемным анализом. Выделим три основные операции управления рисками в контексте задачи оптимизации бизнес-процессов:
1. Выявление, качественный анализ и процессная привязка рисков.
2. Паспортизация рисков.
3. Проектирование инструментов минимизации рисков.
Результатом первой операции является реестр рисков бизнес-процесса. Выявление рисков всегда происходит методом мозгового штурма на базе модели бизнес-процесса и с привлечением экспертов (крайне желательно, не менее трех), имеющих опыт реализации данного бизнес-процесса. Для успеха модерации такого мозгового штурма рекомендуется использовать предлагаемый эмпирический шаблон-классификатор («дерево процессных рисков»), представленный на рисунке 1, который может и должен дополняться аналитиками в зависимости от личного опыта и специфики исследуемых бизнес-процессов.
Приведем пример такого выявления по результатам проблемного анализа бизнес-процесса из области естественнонаучных исследований «Решение палеопалинологической задачи», SADT-модель которой
приведена на рис. 2. Ввиду неочевидной терминологии и для удобства читателя приводим краткий тезаурус
предметной области.
· Палеопалинология – раздел прикладной геологии, изучающий сохранившиеся в горных породах частицы пыльцы и спор древних растений с целью их диагностики и последующих палеоклиматических и палеогеографических реконструкций и определения относительного возраста вмещающих пород.
· Миоспора – выделенные из горной породы отдельное пыльцевое зерно или спора, имеющие микронные размеры и потенциальную видовую или родовую привязку.
· Мацерация – процесс отделения миоспор от вмещающей породы с использованием механических и химических воздействий.
· Палиноспектр – множество родов и/или видов миоспор и их количественные характеристики, извлеченные из одного образца горной породы путем мацерации.
· Палинокомплекс – характеристический набор родов и/или видов миоспор, позволяющий судить о возрасте вмещающей породы.
· Стратиграфическая граница – условная плоскость, разделяющая напластования горных пород на более древние и более молодые (далеко не всегда те, что ниже, древнее). Совокупность стратиграфических границ моделирует геологические особенности конкретного района.
Результат выявления рисков в данном случае представлен в таблице 1.
Таблица 1. Упрощенный реестр рисков бизнес-процесса «Решение палеопалинологической задачи».
|
Формулировка риска (условная привязка к «Дереву рисков») |
Возможные следствия |
Вероятность (0..1) |
Угроза (1..5) |
Рейтинг риска (ст.3* ст.4) |
Примечание |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Низкая квалификация палинолога (4.1) |
Неприемлемое затягивание сроков, неудовлетвори-тельное качество главного выхода («стратиграфическая граница») |
0,01 |
5 |
0,05 |
|
|
Низкая квалификация мацератора (4.1) |
Низкое качество выхода «препарат миоспор», низкое качество главного выхода («стратиграфическая граница») |
0,4 |
3 |
1,2 |
|
|
Неуспех мацерации (1.1) |
Низкое качество выхода «препарат миоспор», низкое качество главного выхода («стратиграфическая граница») |
0,3 |
1 |
0,3 |
Действующие технологии не всегда позволяют получать нужное качество |
|
Ошибки в определении миоспор |
Низкое качество главного выхода («стратиграфическая граница») |
0,5 |
4 |
2 |
Операция А4 наиболее зависима от личного опыта исследователя |
Следует сделать несколько комментариев:
· Традиционно наибольшую трудность вызывает количественная оценка вероятности (атрибут-столбец 3). Достичь уверенности в оценках (шкалу измерения следует считать порядковой, а не абсолютной) можно только путем привлечения нескольких экспертов предметной области [5].
· Угроза оценивается по степени влияния на главные выходы процесса также с помощью порядковой шкалы.
· Рейтинг риска (произведение вероятности на угрозу) необходим для ранжирования рисков – в первую очередь источником проблем являются риски с максимальными рейтингами.
Паспортизация наиболее значимых рисков (с наибольшими рейтингами) позволяет провести углубленный проблемный анализ бизнес-процесса и определить направления решения этих проблем (оптимизация или реинжиниринг). Пример паспорта риска и его предлагаемый формат приведен ниже в таблице 2.
Таблица 2. Паспорт риска «Ошибки в определении миоспор».
Такой формат паспорта также требует некоторых комментариев.
· Выявление проблем бизнес-процесса, которые могут быть устранены, осуществляется на основе причинно-следственного анализа (использована диаграмма Исикавы [3]).
· Предлагаемые действия по оптимизации процесса рекомендуется отражать на модифицированной модели процесса («to be») и дополнять необходимыми дополнительными диаграммами и документами. Например, в случае, приведенном выше, естественным дополнением будет спецификация функциональности предлагаемого программного продукта (рисунок 3, нотация UML UseCase).
Заключение
Предложенная схема проблемного анализа бизнес-процессов средствами технологий менеджмента рисков позволяет алгоритмизировать действия аналитика и делает реинжиниринг (оптимизацию) бизнес- процессов более технологичным.
1. Бабенко В.В. Практический анализ бизнес-процессов: сборник задач и упражнений. – Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2010. – 290 с.
2. Ильин В.В. Моделирование бизнес-процессов. Практический опыт разработчика. – Вильямс, 2006.
3. Исикава К. Японские методы управления качеством / Сокр. пер. с англ. / Под. ред. А.В. Гличева. – М: Экономика, 1988. – 214 с.
4. Марка Д.А., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования SADT. – M.: Метатехнология, 1993. – 240 с.
5. Орлов А.И. Экспертные оценки. Учебное пособие. – М.: ИВСТЭ, 2002.
6. Репин В.В., Елифанов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2009. – 408 с.
7. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) Пятое издание, Project Management Institute, 2013. – 492 c.
8. Тельнова О.П., Бабенко В.В. Концептуальные основы информационной палеопалинологии. – Вестник ИГ НЦ Коми УРО РАН, 2012, №5 (210), С. 14 – 17.
9. Фаулер М., Скотт К. UML. Основы. – СПб: Символ-Плюс, 2002. – 190 с.
10. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 288 с.
11. Черемных С.В., Ручкин В.С., Семенов И.О. Структурный анализ систем. IDEF-технологии. – М.: Финансы и статистика, 2001.
12. Business Process Model and Notation (BPMN) – официальный стандарт, текущая версия 2.0. [Электронный ресурс] URL: http://www.omg.org/spec/BPMN/2.0/.