31 декабря 2015г.
Темпы всеобъемлющей интеграции национальных экономик и транснациональных корпораций (ТНК) значительно ускорились в последние годы. Существенно увеличилась их доля в объеме мирового ВВП, а также доля внутрифирменной торговли в общих объемах мировой торговли. Глобализация привела к пере хо ду от моделей профильной деятельности в конкретной стране к мировым моделям, основанным на организациях с матричной, сетевой структурой деятельности и сбыта продукции, в ко торых сосредоточено несколько функций на региональном и международном уровнях. Возрастание значения услуг, как важнейшей составляющей экономики, и роли цифровых продуктов, зачастую поставляемых с помощью Интернета, дало возможность компаниям размещать многие виды производственной деятельности в местах, географически отдаленных от физического местона хождения их потребителей.
Новый «дизайн» ТНК сопровождается постоянным совершенствованием работы специалистов по налоговому планированию, которые определяют и используют законодательные возможности арбитража и рамки допустимого налогового планирования различных юрисдикций. Это позволяет ТНК с большей степенью уверенности занимать агрессивную налоговую позицию, целью которой является максимально возможное снижение корпоративного налогового бремени, в том числе минимизации налогообложения прибыли. ТНК все чаще избегают налогообложения в своих странах, перемещая деятельность за рубеж в низкие или нулевые налоговые юрисдикции (Табл.1).
В 1990-2011 г. поступления от налогов с доходов корпораций в процентах к ВВП в ряде стран имеют устойчивую тенденцию к снижению. Так, в Италии показатель уменьшился с 3,8 до 2,7%, Люксембурге – с 5,6 до 5,0 %, Нидерландах – с 3,2 до 2,2 %, Польше – с 6,7 до 2,0 %, Испании – с 2,9 до 1,8 %, Германии – сохранился на уровне 1,7 % [2, с. 74-75]. Правительства многих стран выражают все возрастающую обеспокоенность национальной и глобальной налоговой политикой, приводящей к недостатку бюджетных доходов – сокращению поступлений налога на прибыль корпораций. Основными причинами этой проблемы считаются: 1) рас хождения во взаимодействии различных налоговых систем; 2) применение двухсторонних договоров об избежании двойного налогообложения; 3) использование противоречий международных стандартов, распределяющих права по налогообложению между страной проис хождения до хода и страной-резидентом.
Таблица 1 Крупнейшие транснациональные корпорации мира, включающие компании, зарегистрированные в оффшорах*
Наименование компании
|
Сфера деятельности
|
Чистая прибыль в 2013 г., млрд. долл.
|
Местонахождение оффшора
|
Apple
|
Производитель цифровой
техники и программного обеспечения
|
37,01
|
Британские Виргинские
острова, Ирландия, Нидерланды, Люксембург
|
Pfizer
|
Производство фармацевтических товаров
|
22,00
|
Бермудские острова, Каймановы острова, Люксембург
|
Microsoft Corporation
|
Разработчик операционных систем, программного обеспечения
|
21,86
|
Ирландия
|
Google
|
Крупнейшая поисковая система,
разработчик облачных и рекламных технологий
|
15,07
|
Багамские острова,
Бермудские острова, Ирландия, Нидерланды
|
Cisco Systems Inc
|
Крупнейший производитель сетевого оборудования
|
10,00
|
Ирландия, Кипр
|
Johnson Johnson
|
Крупнейший производитель
косметического и санитарно- гигиенических товаров; медицинского оборудования
|
9,67
|
Люксембург, Сингапур, Гонконг
|
The Coca-Cola company
|
Производитель и поставщик
концентратов, сиропов и безалкогольных напитков
|
8,58
|
Каймановы острова
|
Ikea
|
Производитель мебели и товаров для дома и интерьера
|
4,51
|
Британские Виргинские острова
|
General Electric
|
Производитель техники,
пластмасс и герметиков
|
3,15
|
Багамские острова,
Бермудские острова
|
Facebook
|
Крупнейшая социальная сеть в мире
|
1,5
|
Ирландия
|
*- составлено авторами по материалам Te xTe rra [1].
Лидеры стран G20 обратились к ОЭСР для решения этих вопросов путем создания плана глобального противодействия минимизации налогообложения и выведением прибыли. План действий, разработанный ОЭСР в 2013 г., призывает к внесению кардинальных изменений в существующие механизмы и формированию новых подходов, основанных на консенсусе, включая принятие положений о борьбе с нарушениями.
«Фундаментальные изменения необходимы для эффективного предотвращения двойного уклонения от налогообложения, а также случаев полного отсутствия уплаты налоговых сборов или низкого налогообложения, связанных с практикой искусственного изолирования налогооблагаемого до хода от деятельности, порождающий этот до хо д» [3, с. 15].
Рассмотрим ключевые группы и мероприятия этого плана, выделив в нем глобальные, международные действия по решению проблем минимизации налогообложения и выведению прибыли (Табл. 2).
Таблица 2 Ключевые направления деятельности правительств по противодействию минимизации налогообложения и выведению прибыли *
Направления деятельности
|
Характеристика
|
Ι. Создание международной согласованности в сфере налогообложения корпоративных доходов
|
1) Решение проблем в сфере налогообложения цифровой экономики
|
Определение основных трудностей, вызываемых цифровой экономикой в части применения действующих международных налоговых правил, и разработка детальных вариантов их преодоления с помощью целостного подхода и с учетом как прямого, так и косвенного налогообложения, в т.ч. характеристика доходов, полученных от внедрения новых бизнес моделей, применение соответствующих правил страны происхождения, а также путей обеспечения эффективного взимания НДС/налога на товары и услуги в отношении межгосударственной торговли цифровыми товарами и услугами.
|
2) Нейтрализация
последствий действия гибридных ме ханизмов
|
Разработка положения модельного договора по налогообложению и рекомендации по
структуре внутригосударственных правил для нейтрализации последствий использования гибридных инструментов (напр., двойного необложения налогом, двойного вычета, долгосрочной отсрочки). В т.ч.: внесение изменений в
«Модельную конвенцию по налогообложению ОЭСР» в целях недопущения использования гибридных инструментов и субъектов (в т.ч. предприятий двойного резидентства) в целях незаконного получения льгот в рамках договоров. Обеспечение взаимодействию между возможными изменениями национального законодательства
и положениями Модельной конвенции .
|
3) Усиление правил деятельности контролируемой иностранной корпорации
|
Разработка рекомендаций по структуре правил для контролируемой иностранной корпорации.
|
4) Ограничение уровня
|
Разработка рекомендаций с учетом передовых практик формирования правил по
|
минимизации
налогообложения путем вычета выплат по процентам и другим финансовым платежам
|
предотвращению минимизации налогообложения с помощью использования затрат
на выплату процентов и др. финансовых платежей.
|
ΙΙ. Восстановление в полной мере последствий и преимуществ международных стандартов
|
5) Более эффективное противодействие неблагоприятной налоговой практике с учетом прозрачности и содержательности
|
Переориентация работы по неблагоприятной налоговой практике на обеспечение большей прозрачности, включая обязательные для выполнения обмена нормативами по льготным режимам и требований по ведению основной деятельности в рамках любого льготного режима, обеспечивая целостный подхо д к этой проблеме.
|
6) Предотвращение
злоупотребления договорами
|
Разработка положения типового договора и рекомендаций относительно структуры
внутригосударственных правил по предотвращению предоставления льгот по договорам при ненадлежащих обстоятельствах.
Определение принципов налоговой политики.
Уточнение термина «постоянное представительство» с целью недопущения злоупотреблений.
|
7) Предотвращение искусственного уклонения от статуса
«постоянного представительства»
|
Разработка изменений в определение «постоянного представительства» с целью предотвращения искусственного уклонения от его статуса в отношении налогообложения (в т. ч., с использованием «комиссионных соглашений», адресных налоговых льгот для отдельных видов деятельности, распределения прибыли).
Уточнение вопросов трансфертного ценообразования и обеспечение исполнения принципа «на расстоянии вытянутой руки».
|
ΙΙΙ. Обеспечение прозрачности при упрочении достоверности и прогнозируемости
|
8-10) Приведение в соответствие результатов по трансфертному ценообразованию и увеличению капитализации
|
8) Нематериальные активы: разработка правила по предупреждению минимизации налогообложения и выведению прибыли, осуществляемого посредством перемещения нематериальных активов среди членов группы;
9) Риски и капитал: разработка правила по предупреждению минимизации налогообложения и выведению прибыли посредством переноса рисков или размещения избыточного капитала между членами группы.
10) Другие операции с высокой долей риска: разработка правила по предупреждению минимизации налогообложения и выведению прибыли посредством участия в операциях между третьими сторонами, которые не возникали бы вообще, или же возникали бы очень редко.
|
11) Создание методик сбора и анализа данных по минимизации налогообложения и выведению прибыли и мер по решению данных вопросов
|
Разработка рекомендации по анализу масштаба распространения и экономических последствий минимизации налогообложения и выведению прибыли с учетом обеспечения прозрачность в отношении некоторыхвопросов налогового планирования/операций
|
12) Обязать налогоплательщиков осведомлять о применении агрессивного налогового планирования в своих соглашениях
|
Разработка рекомендаций по структуре правил обязательного раскрытия информации об агрессивныхили нарушающих нормативы операциях, соглашениях или
структурах с учетом административных рас ходов для налоговых администраций и субъектов хозяйственной деятельности, а также опыта внедрения таких правил рядом стран.
|
13) Пересмотр
документации о трансфертном ценообразовании
|
Разработка правил по документации о трансфертном ценообразовании для того,
чтобы повысить прозрачность для налоговых администраций с учетом издержек соблюдения норм и правил для бизнеса. Правила должны включать требование о предоставлении ТНК всем соответствующим государствам необхо димой информации, касающейся глобального распределения своих до хо дов, экономической деятельности и выплаты налогов по каждой стране в общей форме.
|
ΙV. От согласованной политики к принципам налогообложения: необходимость оперативного принятия мер
|
14) Создание более
эффективных механизмов
|
Разработка решений для устранения препятствий, которые мешают странам
урегулировать споры по договорам в рамкахвзаимосогласительных процедур, включая отсутствие в большинстве договоров положений об арбитраже и возможного
|
урегулирования споров
|
отказа в доступе к этим процедурам и арбитражу в некоторых случаях.
|
15) Разработка
многостороннего инструмента
|
Анализ вопросов налогового законодательства и международного публичного права в
связи с разработкой многостороннего инструмента, который позволит различным юрисдикциям, при желании, воплощать меры, разработанные в хо де работы по предупреждению минимизации налогообложения и выведению прибыли, и вносить изменения в двухсторонние договоры. По результатам анализа заинтересованные стороны разработают многосторонний инструмент, обеспечивающий инновационный подхо д к международным налоговым вопросам, который будет отражать быстро меняющийся характер глобальной экономики и необ хо димость быстрой адаптации к такому развитию событий.
|
*- таблица составлена авторами [3, с. 17-30].
Лидеры Большой двадцатки признают, что бездействие в области глобального налогообложения может привести к потере некоторыми государствами поступлений от корпоративного налога, возникновению разноречивых международных стандартов и замене действующей нормативной базы, основанной на консенсусе, что может привести к мировому налоговому хаосу, который ознаменуется массовым возрождением двойного налогообложения [3, с. 13].
Важно, что Россия, наряду с другими странами, включилась в процессы глобального противодействия минимизации налогообложения, присоединившись в 2011 г. к « Конвенции о взаимопомощи в области налогообложения». Эксперты ОЭСР отмечают высокую эффективность работы ФНС РФ и называют ее одной из самых прогрессивных структур в использовании новых технологий.
Список литературы
1. Какие оффшоры выбирают известные бренды? [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.offshory.ru/informatsiya/ (дата обращения 30.09.2014);
2. ОЭСР (2013), Addressing Base Erosion and Profit Shifting (Russian version), OECD Publishing (Рассмотрение проблемы снижения налоговой базы и переноса прибыли) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://dx.doi.org/10.1787/9789264201264-ru (дата обращения 25.09.2014);
3. ОЭСР (2014), Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting (Russian version), OECD Publishing (Проект плана действий по борьбе с минимизацией налогообложения и выведением прибыли) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://d x.doi.org/10.1787/9789264207837-ru (дата обращения 25.09.2014).