01 декабря 2016г.
В настоящее время одним из основных показателей уровня жизни населения является уровень образования.
Образование – одно из важнейших составляющих показателя «качество жизни», который, в свою очередь, позволяет определить условия и характеристики жизни человека, основанные на его собственной степени удовлетворённости этими условиями и характеристиками. Качество жизни в отдельно взятом государстве тем выше, чем выше уровень образования населения данной страны. Но это лишь один из факторов, влияющих на качество жизни.
Уровень образования характеризует реальные и потенциальные возможности общества, государства, каждого отдельного человека жить достойно и свободно. Образование и его уровень есть стратегический показатель мощности любого государства.
Для оценки уровня образования стоит проанализировать грамотность населения страны.
Грамотность – это владение человеком навыками письма и чтения на родном для него языке. Как правило, грамотным называют человека, умеющего читать и писать на каком-либо языке. В статистике под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровнем грамотности взрослого населения называют долю грамотных людей в возрасте от 15 лет. В России данные о грамотности населения собирают во время переписи населения. Последние изучения грамотности в рамках переписи проходили в 1989, 2002 и 2010 годах. Анализ данных будет проведён именно на основе этих трёх переписей.
В данном параграфе мы рассмотрим три различных показателя:
1) Процент грамотных людей среди взрослого населения России (лица от 15 лет и старше);
2) Процент грамотных людей среди молодёжи (лица в возрасте от 15 до 24 лет);
3) Процент грамотных людей среди пожилого населения (лица в возрасте от 65 лет).
Таблица 1. Доля грамотных среди взрослого, молодого и пожилого населения
Год
|
1989
|
2002
|
2010
|
Доля грамотных среди взрослого населения, %
|
98,0
|
99,4
|
99,7
|
Доля грамотных среди молодёжи, %
|
99,7
|
99,7
|
99,7
|
Доля грамотных среди пожилого населения, %
|
87,0
|
97,6
|
99,2
|
За 21 год доля грамотных людей выросла на 1.7%. Индекс грамотности приблизился к 100%, что является очень хорошим показателем. Подавляющим большинством неграмотных людей являются пожилые люди, детство которых проходило в сельской местности ещё в далёкие времена, когда не всех детей отдавали в школы. Но всё же, количество неграмотных людей в нашей стране крайне ничтожно, поэтому можно говорить о том, что Россия является одной из стран-лидеров в рейтинге грамотности населения нашей планеты.
Среди молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет процент грамотных стабильно высокий и значительно не изменился на протяжении одиннадцати лет. Это связано, прежде всего, с развитием системы образования. В 1989 году образование в СССР было одним из лучших в мире. После 90-х годов система образования РФ в мировом рейтинге откатилась назад, но уровень грамотности молодёжи остался на высоком уровне, что говорит о высоком уровне начального образования.
Процент грамотных среди пожилых людей в 1989 году значительно ниже общего процента грамотности и грамотности молодёжи. Причины такой разницы описаны выше. Однако, через 13 лет грамотность возросла на 10,6%. Это очень положительная динамика. А к 2010 году доля грамотных в возрасте 65 лет и старше почти сравнялась с общей долей грамотности и составила 99,2%. Поэтому можно сделать вывод о том, что в настоящее время среди любой возрастной группы населения будет примерно одинаковое соотношение грамотных и неграмотных людей.
Проведём анализ количества образовательных организаций высшего образования и количества студентов всех форм обучения в них.
Таблица 2.
Образовательные организации высшего образования и количество студентов всех форм обучения в них
Годы
|
Число
образовательных организаций
|
В них
студентов – всего, тыс. чел.
|
В том числе обучавшихся на отделениях
|
Очных
|
Очно-
заочных (вечерних)
|
Заочных
|
Экстернат
|
2012
|
1046
|
6073,9
|
2721,0
|
229,6
|
3053,3
|
70,0
|
2013
|
969
|
5646,7
|
2618,8
|
189,2
|
2783,9
|
-
|
2014
|
950
|
5209,0
|
2575,0
|
158,5
|
2475,5
|
-
|
2014 год
в % к
2012, %
|
90,82
|
85,76
|
94,63
|
69,03
|
81,08
|
|
В настоящее время политика государства в сфере образования изменилась. В 2010 году Министерство Образования и Науки разработало критерии оценки деятельности высших учебных заведений и их филиалов. Это было сделано с целью оптимизации их количества и, как следствие, повышения качества образования в стране. В последние несколько лет количество ВУЗов сокращается. По данным росстата в 2013 году в РФ было 969 высших учебных заведений (из них 578 – государственные и муниципальные, 391 – частные). В 2014 году тренд на дальнейшую оптимизацию сохранился. Общее количество ВУЗов сократилось до 950 учреждений. При этом число государственных и муниципальных заведений уменьшилось до 548, а число частных ВУЗов, напротив, выросло до 402. Число образовательных организаций за два года сократилось почти на 10%, а число студентов почти на 15%. При этом число заочников сократилось на 18,92%, число студентов вечерней формы обучения сократилось более чем на 30%, а количество очников сократилось всего на 5,37%.
Число учащихся в высших учебных заведениях сокращается на протяжении последних нескольких лет. Это конечно же связано с уменьшением количества образовательных учреждений. При этом студентов стало меньше как в государственных и муниципальных учебных заведениях, так и в частных. За 2 года численность студентов сократилась более чем на 800 тысяч человек. Остаётся надеяться, что при этом возросло качество образования.
Самыми популярными формами обучения являются очная и заочная. На протяжении 2012/13 и 2013/14 учебных годов число заочно обучающихся студентов превышало число очников. Стоимость заочного обучения, как правило, гораздо дешевле очного, к тому же даёт возможность студенту найти постоянную работу, поэтому многие выбирают именно этот тип обучения в ВУЗе. В основном заочное отделение выбирают выпускники колледжей и техникумов, а также люди, получающие второе или последующее высшее образование. Но в 2014/15 учебном году ситуация изменилась. Впервые за несколько лет число обучающихся по очной форме обучения превысило число заочников, даже несмотря на то, что в число заочников теперь входят студенты, которые обучаются экстернатом. С 2013/14 учебного года в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ экстернат входит в заочную форму обучения, поэтому данные за 2014/15 учебный год не представлены в таблице.
Далее проанализируем долю студентов среди населения РФ.
Таблица 3. Количество студентов по отношению к общему числу населения
Годы
|
2012
|
2013
|
2014
|
2014 год к
2012, %
|
Количество студентов, приходящееся на 10000 человек
населения
|
494
|
393
|
356
|
72,06
|
Доля студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования, в числе населения страны также неуклонно сокращается последние несколько лет. За два года число студентов, приходящихся на 10000 человек населения, сократилось на 138 человек. По сравнению с 2012 годом в 2014 году произошло снижение доли студентов среди населения на 27,94%. Это довольно значительное сокращение, которое соответствует общей динамике сокращения высших учебных заведений и количества студентов в них.
Таблица 4. Образовательные организации среднего профессионального образования и количество студентов всех форм обучения в них
Годы
|
Число
образовательных организаций
|
В них
студентов – всего, тыс. чел.
|
В том числе обучавшихся на отделениях
|
Очных
|
Очно-
заочных (вечерних)
|
Заочных
|
Экстернат
|
2012/13
|
2981
|
2087,1
|
1608,2
|
48,3
|
422,6
|
8,1
|
2013/14
|
2709
|
1984,3
|
1557,5
|
45,9
|
380,9
|
-
|
2014/15
|
2909
|
2103,1
|
1674,7
|
45,8
|
382,6
|
-
|
2014/15 год
в % к
2012/13, %
|
97,58
|
100,77
|
104,14
|
94,82
|
90,53
|
|
Динамика числа образовательных учреждений среднего профессионального образования не такая равномерная, как у числа ВУЗов. В 2013 году произошло довольно большое сокращение численности организаций. А в 2014 году, напротив, их количество увеличилось. Увеличение произошло как среди государственных и муниципальных образовательных учреждений, так и среди частных. Динамика количества учащихся соответствует динамике количества образовательных учреждений. В 2013 году количество студентов уменьшилось по сравнению с 2012 годом. В 2014 же году, в связи с набором популярности среднего специального образования в стране, количество студентов увеличилось. Главным отличием от высшего образования является то, что среднее специальное образование подавляющее большинство студентов получают, обучаясь очно. Только 18-20% обучающихся выбирают заочное отделение. Такое распределение объясняется тем, что основу таких студентов составляют выпускники школ, решившие продолжить образование в ССУЗе вместо 10-11 классов. Для них очное отделение – лучший выбор, так как у них нет необходимого образования для того, чтобы одновременно работать на постоянной работе и учиться заочно.
В целом можно сказать, что образование в РФ находится на высоком уровне. Почти все люди, проживающие в стране, являются грамотными. Но продолжается реформирование системы образования, что сказывается на его качестве. Качество образования в любой стране определяет место этой страны в мире. Чем больше людей у нас будет успешно заниматься научной деятельностью, тем больше мировых разработок и открытий появится благодаря нашей системе образования.
Список литературы
1. Спирина, А.А. Общая теория статистики: Учебник под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной. – М:Финансы и статистика, 2011. – С. 323.
2. Рабинович, П.М. Некоторые вопросы статистического исследования структуры социально-экономических исследований//Вестник статистики, -2012. №10. – С. 18-24.
3. Российский статистический ежегодник. 2013. Статистический сборник. – М.: Госкомстат России. 2010. – С. 617
4. Российский статистический ежегодник 2014. Статистический сборник. – М.: Госкомстат России. - С. 628
5. Федеральный закон «Об образовании» [электронный ресурс]: федер. Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ ред. от 13.07.2015. – Режим доступа: КонсультантПлюс