Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СУЩНОСТЬ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАК ПРОЦЕССА, ВЛИЯЮЩЕГО НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ АКТИВНОСТЬ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 января 2016г.

    На любом предприятии роль и значение контроля также существенны, как учет и экономический анализ хозяйственной деятельности, особенно при создании условий для повышения предпринимательской активности.

    Необходимость  организации  и  осуществления  внутреннего  контроля  экономическим  субъектам регламентирует статья 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», предусматривая обязанность каждого экономического субъекта осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. В случае, если бухгалтерская (финансовая) отчетность компании подлежит обязательному аудиту, то организация должна проводить внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением тех случаев, когда ее руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя. Внутренний контроль распространяется на предприятия всех организационно-правовых форм собственности, переходя из разряда арекомендуемых (как это было до декабря 2011 года) в разряд обязательных [3].

    Расширяет понимание о формах организации внутреннего контроля информация Минфина России № ПЗ- 11/2013.

    Согласно вышеупомянутого документа, контроль представляет собой прежде всего непрерывный процесс, обеспечивающий успешное функционирование организации в части эффективности и результата деятельности, а также соблюдения законодательства и достоверности отчетности. Субъектами внутреннего контроля могут являются все сотрудники и руководство хозяйствующего субъекта, включая главного бухгалтера, внутреннего аудитора, ревизора и специальных должностных лиц.

   Процесс осуществляется персоналом на всех уровнях управления и каждый сотрудник должен отвечать за определенный этап внутреннего контроля. При этом абсолютная гарантия правильности контроля невозможна ввиду ошибок сотрудников, сговора, намеренного нарушения предусмотренной в компании политики и прочих факторов.

   Считается, что внутренний контроль представляет собой не однократные или периодические мероприятия, а рассматривается как постоянные процедуры для понимания состояния дел на каждом участке работы организации. Частота проверок зависит от масштабов организации, пожелания руководства и численности сотрудников службы внутреннего контроля. Разделяют предварительный, текущий и последующий виды контроля, подчеркивая непрерывность процесса контроля [2].

   Второе направление понимания понятия «внутренний контроль» включает в себя систему мер для обнаружения отклонений от принятых нормативно-правовых актов. При этом контроль рассматривается не как непрерывная и повторяющаяся последовательность взаимосвязанных мероприятий, а как выборочная проверка отдельных операций.

   Анализ литературы и нормативно-правовых актов показал, что определение и постановка системы внутреннего контроля, а также оценка ее качества возложена целиком и полностью на руководство и собственников организации. Единых, унифицированных и обязательных требований к созданию системы не существует, хотя Министерство Финансов РФ несколько лет назад ставило задачу по разработке рекомендаций для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, учитывая международный опыт.

   Контроль может проводиться на уровне компании (или ее подразделений) или на уровне различных процессов (например, начисление заработной платы, учет основных средств и прочее).

  Ядром любого бизнеса являются его сотрудники, их индивидуальные атрибуты, в том числе этические принципы, компетентность и порядочность. Руководство так же играет ключевую роль в распределении полномочий и ответственности, организации и развитии персонала, а также организации вопросов контроля [4].

-     Выявление и оценка рисков – предприятие должно знать и управлять внешними и внутренними рисками, с которыми оно сталкивается. Для этого все риски должны быть определены и проанализированы с точки зрения достижения компанией установленных целей. Кроме того, в компании необходимо создать механизмы для выявления, анализа и управления рисками в постоянно динамичных и изменяющихся экономических, отраслевых, законодательных и операционных условиях. Таким образом, обеспечивают непрерывные процессы управления рисками (выявление, оценку и своевременное реагирование).

-    Контрольные процедуры и разделение полномочий – правила и процедуры управления должны быть установлены и исполнены с целью гарантии выполнения указаний руководства, минимизации возможных рисков, препятствующих достижения хозяйствующим субъектом поставленных целей. 

     Контрольные процедуры осуществляются на всех уровнях предприятия путем различных мероприятий, включая сверку данных, утверждение и анализ производственных результатов, разграничение обязанностей и обеспечение сохранности имущества компании [2].

   Важным является форма информации, включая отчеты об операционной и финансовой информации, различные документы, позволяющие управлять бизнесом и контролировать его. Все сотрудники должны быть проинформированы от своих непосредственных руководителей, о их роли в системе внутреннего контроля.

    Гарантия функционирования стабильной, надежной и эффективной системы обмена информацией между всеми участниками внутреннего контроля, а также надлежащего выполнения ими функций и процедур внутреннего контроля, осуществляется посредством: сбора, анализа и трансляции информации, в том числе формирования отчетов, презентаций и распоряжений, содержащих операционную, финансовую и иную информацию о деятельности предприятия; установления эффективных каналов и средств коммуникации, обеспечивающие вертикальную и горизонтальную коммуникацию внутри предприятия; установления эффективной связи с третьими лицами; обеспечения доступа и сохранности информации, полученной из внутренних и внешних источников; оперативное доведение до сведения работников действующих нормативных документов, планов, инструкций.

-   Мониторинг – Весь процесс необходимо контролировать, и изменять по мере необходимости. Таким образом, система будет характеризоваться динамичной природой, учитывающей малейшие внутренние и внешние колебания. Мониторинг включает в себя оценку качества работы за определенный период времени, методами непрерывного наблюдения, периодической оценки, или их комбинации [1].

   Когда мониторинг разработан и внедрен надлежащим образом, в организации своевременно будут устанавливаться и устранятся проблемы внутреннего контроля, в процессе принятия решений, в т.ч. о повышении предпринимательской активности будет получена более точная и достоверная информация, а финансовые отчеты будут безошибочными.

   Обеспечение функционирования системы мониторинга эффективности процедур внутреннего контроля, достигается посредством: осуществления константного мониторинга исполнения контрольных процедур в ходе текущей операционной деятельности (постоянный управленческий мониторинг); проведения регулярных периодических проверок эффективности контрольной среды и исполнения  контрольных  процедур органами внутреннего контроля и владельцами контрольных процедур; внедрения инструментов по контролю изменений в финансово-хозяйственной деятельности предприятия, законодательстве и своевременной актуализации контрольных процедур.

   Подводя итоги оценки системы внутреннего контроля, необходимо подчеркнуть, что в зарубежной наравне с отечественной научной литературой, а так же в действующем законодательстве РФ, вопросу проблемам оценки эффективности деятельности организации и предпринимательской активности уделяется особое место. В свою очередь, методики оценки качества контроля не рассматриваются, хотя они могут предоставить организациям возможность объективной оценки и путей оптимизации действующей системы контроля.

   Разнообразие моделей организации системы внутреннего контроля на предприятиях различных масштабов и видов деятельности вызывает потребность использования разных подходов к их описанию, а соответственно и к оценке.

 

Список литературы

1.      Блинова У.Ю. Мониторинг - метод превентивного контроля // Сибирская финансовая школа. Омск. – 2005.– № 4 (57).

2.      Блинова У.Ю., Рожкова Н.К, Рожкова Д.Ю. Оценка предпринимательской активности и управленческий учет. Кол. авт. / Под ред. проф. Н.К. Рожковой, М.: Финакадемия, 2010, 136 стр.

3.      Блинова У.Ю., Рожкова Н.К. Теоретические и методологические аспекты организации императивного и превентивного контроля. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2005.

4.      Гусаков С.Е. Внутренний контроль за финансовым состоянием организации потребительской кооперации.МОСКВА: ОУ ВПО «Московский университет потребительской кооперации», 2005.