Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА РЕЗЕРВОВ ПРЕДСТОЯЩИХ РАСХОДОВ НА ПРИМЕРЕ РЕЗЕРВА НА РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2015г.

     Каждая организация сталкивается с проблемой составления или корректировки основополагающего документа по ведению учета - учетной политики. Самой важной проблемой при этом является максимальное сближение между бухгалтерским и налоговым учетом. Совмещение бухгалтерского и налогового учета возможно только в случае, если налоговый учет ведется методом начисления. Ведь при кассовом методе учета это невозможно, поскольку в этом случае не совпадают требования бухгалтерского и налогового учета в отношении момента отражения хозяйственных операций.

«Прибыльная» политика

     Перед налоговым учетом стоит основная задача — исчисление налога на прибыль. При этом учетная политика для целей налогообложения формируется ис ходя из требований Налогового кодекса, в соответствии с которыми данные налогового учета должны отражать: порядок формирования суммы доходов и рас хо дов; порядок определения доли рас ходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на рас ходы в следующих налоговых периода х; сумму задолженности по расчетам  с бюджетом  по налогу на прибыль.  В связи с этим  перед организацией не  возникает необходимости расчета прибыли в привычном для бухгалтера понимании, а именно как часть до хода , отражающего финансовый результат деятельности организации, которым могут распоряжаться собственники. Величина такой прибыли формируется только в бухгалтерском учете.

    Прибыль в целях налогообложения — это величина, которая служит базой для расчета налога на прибыль.

    Соответственно в налоговом учете отражаются не все хозяйственные операции и не все рас ходы, а только учитываемые в целях налогообложения и в пределах установленной суммы.

   Внимание

     Основным организационным отличием двух форм учета является то, что систематизированная в бухгалтерских регистрах информация отражается на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, а сгруппированная в налоговых регистрах — в расчете налоговой базы без распределения по счетам бухгалтерского учета. При этом необходимо учитывать, что, несмотря на то, что в главе 25 Налогового кодекса установлены свои правила расчета доходов и рас хо дов, общим с бухгалтерским учетом является следующее:

-доходы и расходы определяются на основе тех же первичных документов, оформляющих проводимые организацией хозяйственные операции;

-факты хозяйственной деятельности отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактического поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

    При этом формы регистров, применяемых в целях расчета налога на прибыль, и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются организацией самостоятельно и устанавливаются в приложениях к учетной политике организации для целей налогообложения.

    На практике часто применяется подход, когда в бухгалтерские регистры вводятся дополнительные реквизиты и графы, необходимые для ведения налогового учета.

    В указанные дополнительные графы в случаях, когда  правила формирования данных в бухгалтерском и налоговом учете совпадают, переносятся   суммы, полученные в бухгалтерском учете. Также целесообразно выделять отдельно и показывать в разных графах прямые и косвенные расходы .

    Для сближения налогового и бухгалтерского учетов организации следует предпринять все меры для  того, чтобы доходы и расходы в обоих учетах были отражены одинаково — в одной сумме и на одну дату.

    Таким образом, бухгалтерские регистры, содержащие данные для налогового учета, следует привести к той форме, которая позволит отражать в них первичные документы одновременно для бухгалтерского и налогового учета.

     Поскольку показатели в целях налогообложения могут отличаться по сумме и дате признания от сумм в бухгалтерском учете, то возникает задача — сблизить порядок отражения отдельных видов доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

     Такими мерами являются:

-заключение договоров с контрагентами (покупателями, поставщиками, кредитными организациями и т. д.) на соответствующих условиях;

-выбор  соответствующих методов бухгалтерского  и  налогового  учета  и   принятие  соответствующих положений учетной и налоговой политики.

    Соответствующие, то есть приводящие к единообразному учету доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете, условия договоров и положения учетной политики будут рассмотрены ниже применительно к конкретным видам доходов и расходов для примера.

     Для начала рассмотрим общие положения по учетной политике организации.

    Нормативные акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, предусматривают варианты учета тех или иных объектов. Следует воспользоваться предоставленным правом и выбрать те  из них, которые максимально приближают порядок их отражения в бухгалтерском учете к требованиям налогового законодательства.

    Подчеркнем, что речь  идет о способах учета, вариантность  которых предусмотрена нормативными документами.

    Таким образом, нормы бухгалтерского учета и в определенной мере налогового законодательства допускают вариантность в отношении хозяйственных операций.

     Поэтому для совмещения бухгалтерского и налогового учета надо выбрать и закрепить в учетной политике такой вариант, при котором конкретный до ход или рас хо д отражается в обоих учетах одинаково.

    Все доходы, полученные организацией, учитываются при расчете налога на прибыль, кроме тех, которые поименованы в статье 251 Налогового кодекса.

    Доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также от реализации основных средств, иного имущества при исчислении налога на прибыль могут быть приняты по данным бухгалтерского учета.

     Поскольку эти доходы отражены на двух счетах (90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы»), то в целях налогообложения следует сформировать регистр налогового учета доходов от реализации, в который будут перенесены данные этих счетов.

    При этом не будут учитываться доходы, полученные при осуществлении деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

  Суммы до ходов в целях налогообложения должны быть представлены в регистре без сумм НДС и сгруппированы в разрезе тех видов доходов, которые предусмотрены в декларации по налогу на прибыль.

    В налоговом учете к внереализационным до ходам относятся доходы от деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией.

   В бухгалтерском учете им соответствуют прочие доходы, не являющиеся доходами от обычных видов деятельности.

    Большинство внереализационных доходов в налоговом учете может быть принято  по данным бухгалтерского учета. Например, в налоговом учете доходы от передачи имущества в аренду отражаются в составе внереализационных до ходов в том случае, если такие до ходы не определяются организацией как до ходы от реализации.

    То же самое относится к до хо дам от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной собственности и приравненных к ним средств индивидуализации, в частности, таким как доходы от предоставления прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности.

     В бухгалтерском учете указанные доходы отражаются в качестве прочих доходов в случаях, когда предоставление активов во временное пользование за плату не является предметом деятельности организации.

    Следовательно, доходы от сдачи имущества и имущественных прав во временное пользование в налоговом и в бухгалтерском учете могут быть отнесены к одному виду доходов в одних и тех же случаях.

    Но ни в налоговом законодательстве, ни в нормативных актах, регулирующих бухгалтерский учет, не указаны критерии, обязывающие организации отражать эти доходы тем или иным образом. Такое решение должно быть принято организацией и закреплено в приказах  об учетной политике в целях бухгалтерского и налогового учета.

    При этом если организация осуществляет операции по передаче имущества в аренду (субаренду) на постоянной (систематической) основе, то доходы от таких операций учитываются как доходы от реализации, а если операции по передаче имущества в аренду носят разовый характер, то доходы учитываются в составе внереализационных доходов.

    В целях совмещения налогового и бухгалтерского учета этот же критерий целесообразно использовать и в бухгалтерском учете.

    Поэтому, если организация предполагает осуществить более одной сделки (заключить два и более договора) по сдаче имущества в аренду в течение налогового периода, в приказе по учетной политике в целях налогообложения можно отразить следующее: «Доходы от сдачи имущества  в аренду учитываются как доходы от реализации».

    В соответствующий приказ по бухгалтерскому учету вносится запись: «Доходы от сдачи имущества в аренду учитываются как доходы от обычных видов деятельности».

    Если организация предоставляет в пользование права на результаты интеллектуальной деятельности, получает иные аналогичные доходы, то в приказы по учетной политике вносятся схожие положения.

Список литературы

1.            Налоговый кодекс РФ. Программа информационной поддержки « Консультант Плюс».

2.            Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные  приказом МФ РФ от 13.10.2003 №91н.

3.            3.М. Антонова, ведущий консультант отдела консалтинга ООО «ФинЭкспертиза»

4.            4.Источник: Бухгалтерия.Ру - бухучет, налоги, аудит.