Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ СРОЧНОГО РЫНКА РОССИИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
10 января 2016г.

    Российский рынок производных инструментов на сегодняшний день является молодым и очень перспективным сегментом фондового рынка, поскольку именно срочный рынок позволяет выполнять важнейшую в кризис функцию, функцию хеджирования, что немаловажно в нынешних нестабильных, как политических, так и экономических условиях. К тому же срочный сегмент фондового рынка является важнейшим показателем эффективности всего финансового рынка в целом. Таким образом, для дальнейшего экономического роста России необходим высокоразвитый финансовый рынок, который будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны и, как следствие, притоку капитала не только из-за рубежа, но и со стороны частных инвесторов.

    На сегодняшний день развитие срочного сегмента фондового рынка России тормозится рядом проблем, среди которых можно выделить:

· отсутствие единой правовой базы о срочном рынке, как следствие правовая незащищенность участников рынка;

· недостаточно высокий уровень ответственности участников фондового рынка;

· неопределенность в принципах регулирования и построения инфраструктуры рынка;

· отсутствие у субъектов экономической деятельности заинтересованности в совершении срочных сделок;

· преобладание фьючерсных контрактов;

· недостаток квалифицированных специалистов в инвестиционных и брокерских компаниях.

   Самой важной проблемой, первопричиной отставания российского рынка производных финансовых инструментов, можно назвать относительно неразвитую инфраструктуру срочного рынка, в том числе отсутствие единой, хорошо проработанной правовой базы.

   Рассмотрим подробнее проблему формирования инфраструктуры срочного сегмента фондового рынка России. Инфраструктура срочного рынка – это совокупность технологий, используемых на рынке для заключения и исполнения сделок, материализованных в различных технических средствах, институтах, нормах и правилах. Ключевыми задачами инфраструктуры являются управление риском и снижение удельной стоимости операций на рынке за счет стандартизации, концентрации и новых технологий. В состав инфраструктуры обычно входят:

· система фондового посредничества;

· торговая система;

· расчетно-учетная система;

· система вспомогательных услуг.

   Для того, чтобы российский рынок производных финансовых инструментов соответствовал критериям развитого финансового рынка, в частности, его срочного сегмента, и выйти на новый уровень развития, необходимо обеспечить развитие его инфраструктуры, что подразумевает:

· качественное повышение стандартов биржевой торговли;

· раскрытие информации и противодействие финансовым махинациям на рынке срочных контрактов;

· высокий уровень защиты интересов инвесторов путем формирования эффективной системы регулирования;

· повышение финансовой грамотности населения, что приведет к росту числа частных инвесторов.

   Развитие рынка производных инструментов невозможно без развитого рынка базового актива, то есть ликвидный рынок базового актива приведет к росту объемов торгов и на срочном рынке. Организатором торгов на срочном рынке России является ПАО «Московская Биржа». В торгах участвуют контракты, получившие наибольшее распространение на рынке, в  частности, фьючерсные и опционные контракты. Развивая  рынок фьючерсов и опционов, Московская Биржа особое внимание уделяет совершенствованию системы гарантий исполнения срочных сделок. Одновременно с усовершенствованием собственной гарантийной системы, повышаются требования и к участникам торгов. В качестве основных участников торгов выступают высоконадежные инвестиционные компании и банки. В настоящее время Московская биржа ставит перед собой задачу расширить спектр финансовых инструментов и тем самым привлечь частных инвесторов. Для популяризации инструментов срочного рынка, а также для повышения финансовой грамотности населения

   Московская биржа организовывает открытые обучающие семинары и гостевые лекции. На сегодняшний день Московская биржа - современный высокопроизводительный постоянно совершенствуемый программно- технический комплекс, который имеет большие резервы развития, а масштабируемость в зависимости от оборота торгов стимулирует участников наращивать объемы своих операций.

   Следует отметить, что характерной чертой российского финансового рынка является наличие существенных объемов внебиржевых сделок, следовательно, регулирование внебиржевого рынка в части раскрытия информации о заключаемых сделках, обеспечения защиты интересов участников, прозрачности осуществляемых операций и предотвращения недобросовестных сделок с финансовыми инструментами должно быть унифицировано. Кроме того, необходимо установить единые базовые требования к техническому обеспечению всех видов торговых систем, как биржевых, так и внебиржевых, в том числе юридически оформить требования к электронным форматам деятельности и документообороту. Это позволит повысить уровень защиты прав и законных интересов инвесторов, будет способствовать расширению спектра финансовых инструментов, обращающихся на срочном рынке, а также признанию рыночными цен на большое количество финансовых инструментов.

   Первые шаги в этом направлении уже сделаны: в связи с разработкой нормативно-правовой базы, требующей регистрации внебиржевых сделок с инструментами срочного рынка, были созданы торговые репозитарии, в частности, Репозитарий НКО ЗАО НРД. Основные функции Репозитария - прием, обработка и хранение данных о заключенных на рынке внебиржевых сделках с производными финансовыми инструментами, а также предоставление информации об этих сделках регулирующим органам. Данный шаг позволил повысить прозрачность срочного сегмента фондового рынка, а также  предоставил дополнительную возможность мегарегулятору оценивать риски на внебиржевом рынке. Также был создан банк «Национальный Клиринговый Центр» (НКЦ), выполняющий функции клиринговой организации и центрального контрагента на финансовом рынке России (с 2012 года и на сегменте срочного рынка). Как центральный контрагент НКЦ берет на себя риски по заключаемым участниками в ходе биржевых торгов сделкам, выступая посредником между обеими сторонами, это означает, что участники заменяют свои договорные отношения договорными обязательствами с центральным контрагентом. Таким образом, центральный контрагент обеспечивает поддержание стабильности на обслуживаемых сегментах путем осуществления оперативной, отвечающей международным стандартам системы управления рисками, а также предоставляет участникам клиринговые услуги высокого качества, что позволяет им рационально использовать инвестированные средства. Создание данного института стало важным шагом в развитии инфраструктуры срочного сегмента фондового рынка, так как оно позволило отделить риски клирингового института от биржевых рисков, переложив их на НКЦ.

   Эффективный рынок производных финансовых инструментов является неотъемлемым условием достижения экономического роста нашей страны в нынешней нестабильной экономической ситуации, ведь именно срочный рынок позволяет выполнять важнейшую в кризис функцию, функцию хеджирования. Для того, чтобы российский срочный рынок вышел на качественно новый уровень развития, необходимо продолжать совершенствовать его  инфраструктуру, поскольку это приведет в итоге к росту инвестиционной привлекательности страны.

 

Список литературы

1.      Московская биржа: Срочный рынок: законодательство [Интернет-ресурс]: http://moex.com/a1663 (Дата обращения: 19.10.2015)

2.      Московская биржа: Срочный рынок: о рынке [Интернет-ресурс]: http://moex.com/s96/ (Дата обращения: 19.10.2015)

3.      НАУФОР: Информация для инвесторов: Российский фондовый рынок. События и факты. Обзор рынка за 2014 год [Интернет-ресурс]: http://naufor.ru/tree.asp?n=4333 (Дата обращения: 19.10.2015)

4.      Система ГАРАНТ: Распоряжение правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 2043-р «Об утверждении стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» [Интернет-ресурс]: http://base.garant.ru/12164654/ (Дата обращения: 19.10.2015)